Смоленские налоговики борются с коррупцией
Поступления в бюджет зависят не только от налоговой дисциплины, но и от эффективности решения задач противодействия коррупции в налоговых органах. Чем больше внимания уделяется этой работе, тем меньше вероятность нарушений. Так считает наш сегодняшний собеседник – заместитель начальника отдела кадров и безопасности УФНС России по Смоленской области Юрий МАРТЫНОВ.– Юрий Петрович, что говорит статистика коррупционных нарушений в налоговых органах Смоленщины?
– За первое полугодие 2015 года гражданские служащие налоговых органов Смоленской области к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности не привлекались, но за нарушение требований достоверности и полноты сведений о доходах и расходах двое гражданских служащих привлечены к дисциплинарной ответственности.
– При этом коррупционные риски у сотрудников налоговых органов довольно высокие. Как они устраняются?
– Действительно, замещение практически всех должностей государственной гражданской службы в налоговых органах в той или иной мере связано с коррупционными рисками. Особенно тех из них, в должностные регламенты которых входят функции, предусматривающие непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками: проведение выездных и камеральных налоговых проверок, урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства, регистрация и учёт налогоплательщиков, работа с налогоплательщиками, налогообложение имущества и доходов физических лиц, юридических лиц, досудебное урегулирование налоговых споров. Чтобы уменьшить коррупционные риски, УФНС России по Смоленской области работает в двух направлениях. Во-первых, в плане минимизации личного общения должностных лиц с гражданами и организациями. С этой целью ежегодно расширяется электронная среда. На сайте ФНС России функционируют уже 38 сервисов оказания государственных услуг, постоянно совершенствуется межведомственное электронное взаимодействие с органами власти, регистрирующими и правоохранительными органами. Во-вторых, строго регламентируются административные процедуры исполнения коррупционно опасных функций, осуществляется контроль за служебным поведением государственных служащих, устанавливаются ограничения, затрудняющие реализацию коррупционных схем.
– А какие источники информации используются для их выявления?
– В основном это обращения граждан и организаций, данные, полученные в результате анализа представленных гражданскими служащими сведений о доходах и расходах, информация региональных и местных СМИ, материалы комплексных, тематических и служебных проверок, информация правоохранительных органов.
– Можно сказать, что для оперативного приёма обращений граждан созданы все условия?
– Я считаю, что это действительно так. Для их оперативного приёма в налоговых органах Смоленской области работает телефон доверия по вопросам противодействия коррупции с записью представляемой информации на рабочую станцию, установлены почтовые ящики для сообщений о фактах коррупции, для приёма устных обращений работает комната приёма заявителей, оснащённая техническими средствами аудиовидеоконтроля с возможностью бесперебойного накопления и хранения поступающей информации. Но можно направить письмо и в электронном виде или обратиться напрямую к руководству региональной службы. График приёма находится в открытом доступе на региональной странице сайта ФНС России (www.nalog.ru).
– Понятно, что все поступившие обращения анализируются специалистами на предмет наличия в них информации о признаках коррупции. Что показывает анализ?
– За первое полугодие 2015 года количество удовлетворённых обращений сократилось в три раза по сравнению с прошлым годом – значит, и нарушений стало меньше. Поэтому мы благодарны тем налогоплательщикам, которые своими заявлениями по фактам допущенных нарушений способствовали их пресечению и устранению. Выявлено два обращения с информацией коррупционного характера, которые тоже рассмотрены в установленном законом порядке. Замечу, что повторные обращения поступают крайне редко и рассматриваются руководителем управления на оперативных совещаниях.
– Какими наиболее типичными нарушениями коррупционного характера приходится в основном заниматься?
– Это нарушения правил и норм делового поведения, непредставление уведомления о возможности возникновения конфликта интересов в связи с наличием близких родственников – предпринимателей, состоящих на учёте в этом же налоговом органе, неполное или недостоверное представление сведений о доходах. Все они рассматриваются на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов для применения мер юридической ответственности. Но самый эффективный метод профилактики правонарушений – активная гражданская позиция. Наш телефон доверия 38-64-01 работает в круглосуточном режиме. Напомню: ни консультацию по налогообложению, ни справки по телефонам инспекций он не выдаёт. На этот номер, оснащённый системой аудиозаписи, мы просим звонить, если есть информация о нарушениях коррупционной направленности в налоговых органах. Только общими усилиями можно победить это зло.