Статьи

Тайны русской Палестины

12 августа 2015 года в 17:30
Богата святынями земля смоленская. И историческими, и культурными, и православными. Мест, издревле почитаемых народом, предостаточно в любом районе нашей области. Святые источники, храмы, захоронения подвижников православия… И за каждым – своя история, древняя или не очень, но обязательно чудесная.

Smolgazeta.ru собрала несколько историй о святых местах Рославльского района. Историй, которые поведал нам председатель Смоленского отделения Союза краеведов России, кандидат исторических наук иеромонах Рафаил (Ивочкин).

Чудотворный источник села Луги


Когда-то очень давно, ещё в допетровскую эпоху, охотники в лесу над родником нашли икону Николая Чудотворца. Сказали об этом архиерею – тот распорядился забрать образ в Смоленский кафедральный собор.

Однако молва о чудесной находке распространилась, и недалеко от источника стали селиться люди. Местечко назвали Луги из-за обилия сенокосных мест. Построили храм: сначала деревянный, потом каменный. А над святым источником установили часовню.

Икона меж тем оставалась в Смоленске. До тех самых пор, пока местный помещик Повало-Швейковский не заболел каким-то тяжёлым недугом. Доктора оказались бессильны, и тогда больной обратился к епископу Гедеону с просьбой вернуть икону Николая Чудотворца в Луги. Просьбу удовлетворили, и помещик, умывшись водой из святого источника, вылечился.

Образ Николая Чудотворца стал хранителем всей рославльской земли. Во времена бедствий (пожаров, эпидемии холеры) икону не раз приносили в уездный город, и она помогала. Так, есть архивные записи о пожаре в июле 1855 года, который прекратился только тогда, когда чудотворный лик доставили в Рославль.

Сейчас та икона, к сожалению, утрачена. Разрушены и храм в Лугах, и часовня у источника. Однако место это до сих пор народом почитаемо. Сюда приезжают люди в надежде, что святая вода поможет исцелению.

Иконы Преображенского монастыря


По свидетельству Николая Трофимовского, написавшего книгу «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», когда-то в каждом уезде были свои чудотворные иконы. Многие из них, к сожалению, утрачены. Однако есть и такие, что сохранились до наших дней и продолжают помогать людям.

В этом отношении весьма богат Преображенский монастырь в Рославле, где хранятся две чудотворные иконы: Тихвинской Божьей Матери и святой великомученицы Варвары.

Оба лика появились здесь одновременно. По преданию, однажды в монастырь постучался неизвестный юродивый с просьбой разрешить переночевать. Его впустили, накормили и уложили на печи в кухне. А утром, когда он ушёл, обнаружили оставленные им монастырю две иконы. Причём обнаружили благодаря вещему сну одной из рославльчанок. Женщина та была больна, а после выздоровления заказала для Тихвинской Божьей Матери «серебряно-вызолоченную ризу пяти фунтов весу».

Настоящим чудом можно считать и то, что обе иконы уцелели после революции 1917 года. Ведь в то время интерьеры храмов уничтожались и ценности изымались. Старожилы вспоминали, что иконы попросту выносили во двор монастыря и сжигали.

Северная Фиваида


Историк церкви митрополит Филарет (Амфитеатров) называл рославльские леса «северной Фиваидой», подчёркивая тем самым их великое значение для русского монашества. Ведь именно в пустыне под египетскими Фивами зародилась сама традиция отшельничества. А рославльские леса привлекали монахов-пустынников как раз своей непроходимостью и возможностью полного уединения.

Впрочем, абсолютное одиночество схимников часто нарушалось вторжением разбойников, которые тоже скрывались от народа в лесной глухомани. Лихие люди отшельников не щадили: грабить не грабили, поскольку брать было нечего, но кельи сжигали. И на месте пожарищ, по преданиям, обязательно находилась икона, чудом уцелевшая в огне, а позже – возводились храмы, и вокруг образовывались сёла, носящие имена монахов. Так, например, появились Екимовичи, Даниловичи, Савеево и Кузьмичи, названные в честь живших здесь в древности четырёх отшельников – Якима, Даниила, Саввы и Кузьмы.

До сегодняшнего дня в Савееве, где когда-то жил монах Савва, сохранился святой источник в честь Казанской иконы Божьей Матери. Этот лик, по преданию, Савва обнаружил над родником. Икона была передана в храм села Савеево, а сам источник стал почитаться народом.

Монахов ров


Недалеко от села Екимовичи есть местечко Монахов ров. Здесь захоронен старец Никита, которому посчастливилось лично увидеть явление Богоматери в окружении ангелов.

Монах пришёл в рославльские леса из соседних брянских, куда удалился из родительского дома ещё в юности. Пришёл, потому что слава о местных пустынниках гремела в те времена по всей России. Устроил себе келью и остался на десять лет. Потом, правда, старец снова уезжал на Брянщину, но за полгода до смерти вернулся, чтобы остаться здесь уже навечно.

Хоронил старца монах Досифей, призвав священника из Лугов и соседних пустынников, живших у реки Болдачевки. Тело Никиты положили в пчелиный улей и закопали во рву возле его кельи.

А через несколько лет Досифей по какому-то откровению решил перенести захоронение повыше, так как во рву практически всегда стояла вода. Когда улей с телом откопали, он оказался цел, а само тело и одежды старца нетленны – только липовый ходачок на одной ноге, сплетённый учеником Никиты, превратился в прах.

Тело монаха переложили из улья в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на северной окраине рва.

В конце XIX века на месте могилы была устроена пятиглавая часовня, посередине которой установили каменный саркофаг в виде обычного гроба на ножках. Однако после революции часовню разрушили, а саркофаг сбросили в ров. Деревенские женщины ночью подняли его с помощью связанных льняных полотенец и установили на место, где он находится и сейчас.

Могила старца и колодец, выкопанный им, почитаются народом и поныне. Говорят, что схимонах Никита своими молитвами удостоен перед Богом оказывать помощь людям в различных недугах.

Здесь был храм…


Святыми считаются и те места, где когда-то располагались храмы. Пусть даже до наших дней сами строения не дожили.

Так, в начале прошлого века главным храмом Рославля был Благовещенский собор, располагавшийся в самом центре. Был он необыкновенно красив как внутри, так и снаружи. К сожалению, не сохранилось сведений об архитекторе, по проекту которого он строился. Однако скульптор Сергей Конёнков в своих воспоминаниях называл это храм «собором знаменитого Растрелли».

Зато сохранилось предание, связанное с самим строительством каменного храма. Дело в том, что в те времена работали, что называется, всем миром. В подвозе кирпича, воды и песка участвовали даже женщины и дети. И когда были заготовлены необходимые материалы, многие люди вышли рыть канавы под фундамент. Так вот во время этой работы один из землекопов наткнулся на гроб. И вместо того чтобы проявить должное почтение к праху умершего, он заступом отрубил у трупа ноги. А к вечеру сам вандал уже был покойником…

Строительство храма закончилось в 1783 году. А через десять лет собору была подарена Иверская икона Божьей Матери, которую, по преданию, привёз с Мальты помещик Василий Сорнеев. Образ был написан на кипарисовой доске и украшен серебряным окладом. И каждый год 21 мая совершался крестный ход с этой иконой на Бурцеву гору, где в часовне святых Константина и Елены служился молебен. Правда, точных сведений о времени возникновения этого обряда нет.

Интересно, что собор оставался действующим и после революции, и даже в начале 30-х годов. Закрытия храма стали требовать активисты-общественники, считая, что в здании более уместно разместить школу или другое культурное учреждение. Они же предлагали снять колокола со звонницы, оставив только один – для набата во время пожаров.

Точная дата закрытия собора неизвестна. Однако разместили там вовсе не школу, а склад. Главки с крестами и шпиль колокольни были снесены, а верх здания увенчала деревянная будка с окнами, где дежурил пожарник.
В 40-х годах храм разобрали, и теперь на его месте находится памятник вождю пролетариата. Естественно, что и сама площадь из Благовещенской была переименована в Ленина.

Кстати


Большинство святых источников Рославльского района сегодня находятся в 30-километровой зоне от Смоленской АЭС. Так что за ними регулярно следят атомщики. Причём занимаются не только их внешним обустройством, но и, что называется, внутренним содержанием. Пробы воды регулярно проверяются в лаборатории, а результаты вывешиваются на специальных информационных листах у источников. Так вот, согласно анализам вода в святых родниках наичистейшая – в разы превышает все государственные стандарты качества питьевой воды.
Почему Алексей Орлов не хочет быть губернатором Смоленщины?
В «Шлейф» – с доверием

Другие новости по теме