Памятник учёному и … минеральной воде
В этом году исполняется 110 лет со дня рождения академика, доктора геолого-минералогических наук, профессора Герасима Васильевича БОГОМОЛОВА – одного из основателей геологической службы и гидрогеологической школы СССР, трижды лауреата Государственных премий СССР и БССР, орденоносца, общественного и государственного деятеля, первого (и пока единственного в Содружестве Независимых Государств) почётного президента Международной ассоциации гидрологических наук (IAHS).24-летний исследователь в парке
20 декабря прошлого года в Минске был открыт памятник минеральной воде «Минская-4» – впервые за всю историю изучения минеральных вод в России и Беларуси.
В декабре 1929 года под руководством старшего гидрогеолога, 24-летнего студента Московской горной академии имени Сталина, будущего академика Герасима Богомолова был вскрыт пласт подземной минеральной воды в парке имени Горького в Минске. При углублении скважины № 4 «Эльвода» до 353,8 метра уровень воды поднялся выше устья скважины на 1,3 метра, а минерализация воды достигла 6,1 г/л. В дальнейшем эта вода стала называться как «Минская минеральная»…
Памятник необыкновенный. Легкая, взмывающая вверх капля воды, выполненная из серебристого силумина (сплава алюминия с кремнием), на основании которой помещён барельеф академика Г.В. Богомолова. Установлен он в парке имени Горького. Минеральная вода «Минская-4» широко известна за пределами Республики Беларусь, она призёр международных выставок.
Первый в мире
Г.В. Богомолов был основателем и первым директором (1939-1950 гг.) Всесоюзного научно-исследовательского института гидрогеологии и инженерной геологии ВСЕГИНГЕО – первого в мире научно-исследовательского подразделения такого рода. В штат ВСЕГИНГЕО Г.В. Богомолов привлёк выдающихся учёных, основателей гидрогеологической и инженерно-геологической науки: М.Е. Альтовского, Н.К. Игнатовича, Г.Н. Каменского, И.В. Попова, Ф.П. Саваренского и других.
Причин, по которым Богомолов стал первым директором такого солидного учреждения, было несколько. Во-первых, к тому времени, несмотря на возраст (34 года), Герасим Васильевич уже имел опыт руководства крупными коллективами гидрогеологов. Во-вторых, Богомолов выступил ещё на первом Всесоюзном гидрогеологическом съезде в 1931 году с предложением о создании такого института, а затем был инициатором целого ряда обращений в правительственные органы, в том числе инициатором и соавтором письма на имя Председателя СНК СССР В.М. Молотова. Это обращение и сыграло решающую роль в организации института. В-третьих, большую роль сыграли личные качества будущего директора: умение объективно оценивать ситуацию и людей, ясно и чётко определять свою позицию, брать ответственность на себя, бесконечное терпение в обращении с окружающими, способность организовать людей, неограниченный запас доброжелательности и такта.
26 января 1940 года Г.В. Богомолов защитил диссертацию в Ленинграде на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук. В учёный совет Ленинградского горного института была представлена не совокупность научных трудов (как ранее проводились защиты диссертаций на соискание докторских ученых степеней известных гидрогеологов), а законченный научный труд: «Артезианские и грунтовые воды в условиях мощного развития четвертичных отложений на территории западной части СССР». Научные традиции ВСЕГИНГЕО получили в дальнейшем развитие в работах Лаборатории гидрогеологических проблем АН СССР, созданной в 1944 году.
Спас шахту и людей
Во время Великой Отечественной войны Г.В. Богомолов неоднократно выезжал на Урал в связи с эвакуацией промышленных предприятий и в качестве консультанта-гидрогеолога. Сохранились сведения о его пребывании в 1942 году на Североуральских бокситовых рудниках (месторождение «Красная шапочка»). В это время особенно остро ощущалась необходимость в алюминии для авиации. Неожиданно произошли катастрофические притоки воды в шахту, и она оказалась затопленной. Правительственную комиссию возглавил Богомолов. В своих воспоминаниях профессор А.Я. Гаев пишет: «Время было военное, и расправа с виновными, в таких случаях, была короткой. В этом жизненном эпизоде у Герасима Васильевича проявился не только яркий талант учёного и организатора, но и исключительное мужество кристально честного человека. Помогло то обстоятельство, что Г.В. Богомолов обладал редкой способностью чутко воспринимать биотоки в связи с рудными телами, потоками воды, металлическими проводниками. Чтобы выявить подземный поток, ворвавшийся в шахту, он вооружился ивовой лозой, держа её почти на вытянутых руках, как делали это древние поисковики-рудознатцы, двигаясь методично вкрест простирания возможного подземного водного потока, Герасим Васильевич достаточно быстро установил его очертания и направление движения. Благодаря этому комиссия установила, что шахтным забоем неожиданно встречена ранее не известная большая водообильная карстовая полость. Мощный подземный водный поток этой полости и обусловил затопление шахты.
Руководителям шахты грозил расстрел, что было обычным в условиях военного времени. Тому, кто их оправдывал, могла грозить та же мера наказания. Нужно было иметь огромное мужество, чтобы поступить так, как это сделал Герасим Васильевич. Шахту после этого для продолжения эксплуатации вводили целый год. В дальнейшем все карстовые полости были выявлены, река Вагран и другие водотоки были заключены в трубопроводы и, тем не менее, крупные водопритоки доставляли горнякам немало хлопот».
Вклад в мировую науку
Результаты многолетних исследований ВСЕГИНГЕО были опубликованы в многотомной монографии «Гидрогеология СССР», вышедшей вторым изданием и имевшей принципиальное значение для развития этой отрасли знаний в СССР и за его пределами (50 томов). В состав редколлегии по подготовке первого издания «Гидрогеология СССР» в 1938 году входили авторитетные специалисты, в том числе кандидат геолого-минералогических наук и.о. профессора Г.В. Богомолов. Первое и второе издания «Гидрогеология СССР» осуществлялись ВСЕГИНГЕО и СПЕЦГЕО. Поэтому роль первого директора ВСЕГИНГЕО, принимавшего в этом активное участие, трудно переоценить как в зарождении и признании гидрогеологии как одной из важнейших подотраслей геологической службы СССР, так и в личном научном вкладе в гидрогеологическую науку.
Встреча со Сталиным
Весьма символично, как в 1950 году происходило назначение директора ВСЕГИНГЕО на должность заместителя министра геологии. В этот день вместе с женой Г.В. Богомолов смотрел в Большом театре балет «Лебединое озеро». Во время действия к супругам подошёл человек в штатском и тихо обратился к жене Г.В. Богомолова: «Франциска Владимировна, я вашего мужа заберу». Понятно, что означала эта фраза в то время, поэтому супруга учёного закричала в тишине партера: «Я знаю, куда вы его забираете!» Человек в штатском тактично её успокоил: «Не волнуйтесь, муж вернется через полчаса».
В Кремле, стоя у открытых дверей кабинета, Герасим Васильевич слышит голос с характерным грузинским акцентом: «Вы назначаетесь заместителем министра геологии СССР. Это всё!». Заместитель министра действительно возвратился в театр перед антрактом. В 1952 году профессор Г.В. Богомолов возглавил советскую делегацию на Международный геологический конгресс в Алжире, а также провел международные курсы ЮНЕСКО в Тунисе.
Верно служил Отечеству
После кончины Сталина министерство геологии СССР было упразднено, и Г.В. Богомолов возвращается к научно-практической деятельности. Его знания, опыт и интуиция геолога были востребованы не только у нас в стране, но и за рубежом. Он проводил полевые научные исследования во многих странах мира: Индии, Пакистане, Чили, Германии, Франции, странах Ближнего Востока, Северной Африки, Австралии. Можно ничего не знать о том, чем занимался академик, но понять масштаб его деятельности не трудно хотя бы потому, с кем ему приходилось встречаться: Дж. Неру, И. Ганди, А. Насер, С. Альенде, М. Аюб Хан и другие видные политические деятели, а также ученые с мировыми именами в области наук о Земле: Д. Тодд, Г. Шоллер, Ф. Дууг и другие. Такие встречи не могли пройти бесследно для исследователя. Особенно сильное влияние на ученого оказало мировоззрение Дж. Неру о сотрудничестве видов, о чем ещё в XIX веке писали П. Кропоткин и И. Ильин. В своих лекциях и общественных дискуссиях Герасим Васильевич часто возвращался к этим идеям, приводя доказательства их жизнеспособности.
Он достойно прожил свою не очень длинную жизнь, верно служил своему Отечеству не за страх, а за совесть и в мирное, и в военное время.
В 2005 году в Москве и Минске состоялись торжественные заседания научной общественности, посвящ#96;нные 100-летнему юбилею Г.В. Богомолова под эгидой президентов В.В. Путина и А.Г. Лукашенко. В выступлениях приняли участие выдающиеся ученые, лично знавшие юбиляра – академики Ф.Ш. Алиев, И.М. Буачидзе, В.И. Йодказис, Н.П. Лаверов, И.И. Лиштван, Б.С. Соколов, Ж.С. Сыдыков, председатель президиума НАН Беларуси М.В. Мясникович и другие. Международную научную конференцию «Проблемы водных ресурсов, геотермии и геоэкологии», посвященную юбилею, приветствовал заместитель Генерального директора UNESCO Андрош Шалоши Надь. Юбилейные мероприятия нашли отражение в ряде публикаций на английском, французском, литовском, русском, узбекском, китайском и других языках.
Академик Богомолов родился в деревне Слизнево Новодугинского рйона Смоленской области. В 2010 году в родной деревне в торжественной обстановке был открыт памятный знак нашему выдающемуся земляку Богомолову.
В год 70-летия победы над фашистской Германией и 110-летия со дня рождения академика Г.В. Богомолова мы с теплотой вспоминаем нашего земляка.
Фото: realt.onliner.by