Статьи

Охота к перемене мест

14 июля 2015 года в 13:15
Страсть к путешествиям как образ жизни для любителей приключений

Что заставляет людей срываться с насиженных мест и отправляться в дорогу? Тем более если речь идёт не об организованной туристической поездке, где «всё включено» и заранее спланировано. Нет, такие путешественники лёгких путей не ищут. И выезжая из пункта А в пункт Б, они редко могут рассчитать даже приблизительно время на дорогу и транзитные остановки…

Известные в российских интернет-сообществах Дмитрий Воронцов из Санкт-Петербурга и Марк Активер из Владивостока заехали в Смоленск, путешествуя автостопом из Москвы в белорусский Кричев. Дмитрий – потому что считает наш город любимым. А Марк – потому что ни разу здесь не был и очень хотел увидеть…

О Смоленске с любовью…



Дмитрий Воронцов: Я считаю Смоленск любимым из-за двух девушек. Одна – очень классная путешественница, абсолютно бесстрашная. В свои двадцать лет она уже ездила автостопом на Байкал, в Грузию, Беларусь, Украину. А со второй у меня были отношения…

Я вообще каждый город воспринимаю прежде всего через людей. Да и в путешествиях мне важнее именно общение, интересные рассказы попутчиков. Они порой могут так увлечь своими историями, что ты тут же меняешь свои планы.

Марк Активер: У меня, кстати, так и получилось совсем недавно. Я после Смоленска планировал отправиться на Кавказ. И тут наш водитель Артём, который подвозил нас сюда, начинает рассказывать про свои путешествия и про Крым. Это звучало так увлекательно, что я тут же изменил все свои планы и решил после Беларуси поехать именно туда.

- Но пока вы ещё в Смоленске, давайте немного о нашем городе поговорим. О каких-то интересных открытиях, ярких впечатлениях, любимых местах…

ДВ: Я в Смоленске уже раз седьмой-восьмой и постоянно узнаю о нём что-то новое. У вас очень много исторических мест, знаковых для всей России. Собор с его загадкой иконы Одигитрии. Гнёздовские курганы. Усадьба Тенишевых. Катынь, печально знаменитая. Стена крепостная…

МА: Стена – очень мощная достопримечательность! Шесть километров двенадцатиметровой постройки – это впечатляет!

- Так вы всю стену обошли?

МА: Нет, конечно – только небольшой кусок в районе башни Веселуха. Но зато там мы излазили всё. И закат встречали на башне. Кстати, когда я увидел город с высоты, то был просто поражён: не думал, что Смоленск настолько красив!

- Особенно приятно услышать восторги по поводу нашей крепостной стены из уст человека, побывавшего на Великой Китайской стене…

ДВ: Ещё мне очень нравится ваша Колхозная площадь. Это опять же моё личностное предпочтение, потому что я люблю некий рыночный бардачок. Помню, как бегал там накануне 8 марта в поисках цветов для попутчицы. Всё-таки мы путешественники, а не туристы – для нас важен не отдых, а погружение в социум.

МА: А ваша Большая Советская очень похожа на одну из центральных улиц Владивостока. У нас, правда, здания немного повыше, но стиль и архитектура такие же. И ещё мало людей на улицах в сравнении с Владивостоком, который в этом смысле всегда похож на муравейник. А в Смоленске такое ощущение, что весь народ куда-то разъехался и город опустел.

Это надо видеть



– Дмитрий, учитывая ваш десятилетний опыт путешествий по России и странам ближнего зарубежья, может, расскажете о местах, которые лично вас особенно впечатлили? В формате «это надо увидеть обязательно»…

ДВ: Не очень далеко от вас – белорусский город Туров на реке Припять. Там есть растущие камни. Я об этом совершенно случайно узнал от водителя, который нас с попутчицей подвозил. И, конечно, мы туда заехали. И увидели эти несколько валунов, увеличивающихся в размерах. Местные жители считают это чудо природы некими талисманами: обращаются к камням с просьбами, загадывают желания.

Кроме того, летом можно съездить в Карелию. Там в пещерах на берегах Онежского озера и Белого моря найдены петроглифы. Это своеобразная наскальная живопись, которой пять-шесть тысяч лет – больше, чем египетским пирамидам. Все рисунки, в основном, не выходят за рамки трёх сюжетов. Первые два достаточно банальны – животные и люди, если не считать изображения человека на лыжах. А вот третий сюжет очень необычен: некие антропоморфные существа с непропорционально большой головой, огромным телом и маленькими ручками-ножками. Учёные предполагают, что таким образом древние люди рисовали своих богов. Тем более, что есть определённая специфика в нанесении изображения: каменное тело разрезается щелью, через которую божество «подкармливали» кровью. Мне это в определённом смысле напоминает соборный или монастырский комплекс, где иконы – наскальные рисунки, а купол – небо.

Любителям военной истории и некоторого экстрима, я бы посоветовал побывать в Долине смерти в Новгородской области. Это аномальная зона, где часто бывают хроно-миражи, когда видны какие-то события прошлого. Дело в том, что в этом месте во время Великой Отечественной погибли 300 000 советских солдат – практически вся Вторая ударная армия. А поскольку кругом болота, то многие из них до сих пор не найдены и не погребены. Если честно, я лично никаких призраков и миражей не видел – возможно, у меня просто не настолько развита чувствительность к подобным явлениям…

- А в своём родном Санкт-Петербурге какие необычные места вы порекомендуете к посещению?

ДВ: Прежде всего – государственный университет: великолепный архитектурный комплекс. Ещё мне очень нравится музей современного искусства на Пушкинской: нонконформистское местечко, где обитают художники, и их даже можно увидеть в процессе творения.
Для любителей определённого экстрима я бы порекомендовал Малоохтинское старообрядческое кладбище, где хоронили богатых людей, которые были вне православия. Там очень интересная архитектура. И вообще место необычное, особенно ночью там интересно побывать.
Потом надо обязательно съездить за город – в Саблинские пещеры. Это моё любимое место – совершенно потрясающее, хотя о нём мало кто знает. Четырнадцать пещер, две реки, три водопада – невероятно красивые пейзажи, и всё практически рядом с Питером.
Из пригородов стоит заехать в Ропшу, которая знаменита тем, что там была последняя царская охота. А ещё там есть дворец, ступени которого остались первозданными с тех пор, как на них стоял император Николай Второй.

МА: Вообще у нас такая огромная страна, богатая на всякого рода достопримечательности, в том числе и природные. Я восемь лет не жил в России – учился в Китае, потом путешествовал по Азии. Поэтому для меня сейчас здесь всё в диковинку: еда, люди, природа. Вы к этому просто привыкли и уже не замечаете. А ведь иногда достаточно просто остановиться и более внимательно присмотреться к той же стене крепостной, представляя, сколько людей её строили, какие осады она выдерживала…

Образ жизни vs хобби



– Я вижу, что у вас двоих настолько разный не только опыт, но и цели путешествий, что даже странно как вы оказались в попутчиках…

МА: А всё довольно спонтанно получилось. Я ещё три месяца назад был в Азии и даже не думал возвращаться в Россию. Потом случайно оказался во Владивостоке, оттуда вылетел на недельку в Москву и в итоге завис там на три месяца. У меня даже вещей в рюкзаке – самый минимум: из одежды только джинсы да пара футболок…

ДВ: А у меня рюкзак почти сто килограммов весит. Я привык быть готовым ко всяким неожиданностям, которые случаются во время путешествий…

МА: Просто для Дмитрия путешествия – это образ жизни: он постоянно передвигается, куда-то ездит. А у меня это всего лишь определённый период, когда я хочу насладиться процессом: побывать в разных местах и получить максимум впечатлений – прежде чем определиться, где осесть и заняться карьерой.
Если честно, я лично не представляю своей жизни в виде бесконечных путешествий до самой старости. Да, поездки – это замечательно и для них всегда надо находить время, но всё-таки должна быть какая-то база, куда ты постоянно возвращаешься. И начало создания такой базы я вижу уже в ближайшем будущем…

ДВ: У меня бизнес, карьера, семья – всё было. Просто однажды я подумал: каждый день одно и то же – деньги идут, а счастья нет. И решил вспомнить своё детское увлечение походами и поездками. А потом это так затянуло, что сейчас я в Питере бываю крайне редко: за последние несколько месяцев не наберётся и трёх недель.

– А как же семья?

ДВ: У бывшей жены давно новые отношения. А матушка привыкла…

МА: Если подходить философски, вся наша жизнь по сути – одно большое путешествие. Поэтому как в жизни, так и в путешествиях, каждый ищет что-то своё: кто-то интересные места открывает, а кто-то себя совершенствует. Возможностей для этого масса, главное не ставить самому же себе ограничения в виде оправданий собственной инертности. И, конечно, чётко представлять, чего ты действительно хочешь: и от путешествия, и от жизни…


Справка «СГ»:



Дмитрий Воронцов предпочитает путешествия автостопом. За десять лет исколесил практически всю Россию от Мурманска до Красноярска, побывал в Казахстане, Кыргызстане, Грузии, Азербайджане, Армении, Беларуси, Украине, Турции. В путешествиях интересуется общением с людьми, гендерными взаимоотношениями, этнографическими исследованиями и романтическими историями.

Марк Активер путешествует с 2013 года. До недавнего времени предпочитал страны Азии: Китай, Мьянму, Таиланд, Камбоджу. Во время поездок выполняет пункты из собственного списка желаний. Этот список, состоящий из более 200 пунктов, включает самые разнообразные занятия. Например, прыгнуть с парашютом, изучить испанский, запустить самолётик с Эйфелевой башни или освоить сёрфинг. По каждому из выполненных пунктов снимается видео-отчёт, который выкладывается в интернете.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Смоленские кролики и гуси – в подарок Жириновскому
Памятник учёному и … минеральной воде

Другие новости по теме