Статьи

Она помогла бежать из ада 28 военнопленным

10 марта 2015 года в 13:01
Сегодня, в свои 95, Екатерина Семёновна Синайко окружена любовью родных и благодарностью учеников

12 февраля этого года Екатерине Семёновне Синайко исполнилось 95 лет. У неё четверо детей, семеро внуков, два правнука и два праправнука. Вся большая семья готовилась к юбилею Екатерины Семёновны, чтобы сделать приятное юбилярше, сказать в стихах, песнях, как они её любят. Даже фильм сняли о её жизни. Он из двух частей. В первой внуки рассказывают о жизни своей любимой бабушки, а во второй части – учительница Пригорской средней школы говорит о дружбе Екатерины Семёновны с третьеклассниками: она приходит к ним в гости, рассказывает о войне. Отличный юбилей получился! И когда спрашивают у Екатерины Семёновны о секрете долголетия, она отвечает: «Никогда ни с кем не ссорилась, со всеми дружила». А её дочь Татьяна добавляет: «Секрет её долголетия – доброта».

Отца репрессировали на фронте
Она родилась в деревне Патворовка Починковского района. В семье было пятеро детей. Мать Мария Никодимовна – простая колхозница, неграмотная, но с сильным характером: во время оккупации могла постоять за своих детей. Отец Семён Тимофеевич был первым председателем колхоза «Надежда», который находился в деревне Васьково и куда семья переехала во время коллективизации. Отца, когда началась Великая Отечественная война, сразу призвали на фронт, ему было 50. Он попал в окружение под Ржевом, вышел из него, продолжил воевать. Но как-то сказал, что немецкие самолёты якобы лучше наших. На следующий день был арестован, ему дали десять лет без права переписки, и только после смерти вождя всех народов Сталина он был освобождён из лагеря, позже реабилитирован и восстановлен в партии. Сестру Надежду угнали в Германию, она погибла там в 1945 году. Брат Иван был призван на срочную службу до войны, служил в Кронштадте, в результате аварии на корабле ему повредило лёгкие. Комиссовали в 1940 году, и он вернулся в родное Васьково. Брат был коммунистом. Когда немцы заняли их деревню, работал с подпольщиками, а в один из дней его забрали фашисты. Последнее, что узнали о нём родные: он в рославльской тюрьме. Никаких других сведений больше не было, никто и никогда Ивана уже не видел.

Ещё до войны стала учительницей
До войны Екатерина окончила школу и Шаталовский сельскохозяйственный техникум, стала зоотехником. Но матери не нравилось, что у дочери такая тяжёлая работа. Она всё хотела, чтобы дочь стала учительницей. В газете «Рабочий путь» было опубликовано объявление, что не хватает учителей и открываются десятимесячные педагогические курсы.
Екатерина впервые уехала из Васькова в Смоленск: поездом, впечатлений было немало. Курсы она окончила, но до экзаменов её не допустили. В то время вышел указ Президиума Верховного Совета о том, что тот, у кого есть профессия, должен по ней работать. Екатерина вернулась в зоотехники. Но учителей действительно не хватало, и поскольку она окончила педагогические курсы, её направили учителем географии и биологии в Дедовскую семилетнюю школу Сафоновского района.
Она отработала 1940/1941 учебный год и 16 июня приехала домой в отпуск. Привезла подарков родным, все так радовались обновкам! А через шесть дней началась Великая Отечественная война.
Когда немцы на мотоциклах въезжали в Васьково, мама сказала: «Дети, смотрите, они какие-то чудные, в железных шапках!» Немцы зашли в их дом, брали всё, что понравится. Мать взмолилась: «Чем я детей буду кормить?» Но те оттолкнули её, а Екатерина сказала маме, чтобы молчала, не связывалась. Скоро раздался звон колокола – оказалось, что немцы зовут на собрание. Сказали, что Сталина нет, Гитлер в Кремле. И обещали навести порядок. «Колхозы – это плохо, будете работать каждый на себя, мы раздадим лошадей», – сказал главный из тех, кто вёл собрание. Женщины обрадовались, что лошадей раздадут, мужиков-то всех в армию забрали, а надо урожай убирать, сила тягловая была необходима. Маме Екатерины лошадь дали с трудом, потому что кто-то сказал: «У неё муж коммунист, на фронте воюет!»
– Дали старую лошадь, звали её Серка, – рассказывает Екатерина Семёновна. – Конечно, она уже с трудом возила груз, но без неё всё бы пришлось таскать вручную. А попробуй-ка дров заготовь в зиму без лошади!

Пистолет в букете
Местных жителей гоняли на работу на Шаталовский аэродром, что был неподалёку. Там было немало наших военнопленных. Аэродром бомбили, и осколок попал Кате в руку. Один из военнопленных был врачом, ему разрешали лечить и местных деревенских жителей. Он несколько раз перевязывал Кате руку. И как-то она сказала ему, что с наших самолётов выбросили много листовок.
– Сможешь принести почитать? Только осторожно, спрячь их под бинтом, а то за такое фашисты расстреляют, – попросил врач.
Она принесла. В листовках говорилось о ситуации на фронте, был призыв не паниковать, организовывать партизанские отряды. В следующий раз врач спросил Катю: «Сможешь достать компас?» «Так у меня дома свой есть», – ответила девушка и принесла прибор. Всё делала так, чтобы никто из фашистов или полицаев не заметил. Достала она по просьбе этого военнопленного и карты Смоленской области и Белоруссии. Они подружились, военнопленный врач полностью доверял девушке и попросил её узнать, где есть партизанский отряд. «Как я могу это узнать?» Он посоветовал ей дойти до Черепова (Хиславичский район), это километров двадцать от места, где жила семья Екатерины. Она сходила, расспросила местных жителей, узнала о партизанах. «Нам бы ещё хоть какое-нибудь оружие!» – сказал врач, понимая, что девушке его раздобыть невозможно. Но Катя принесла пистолет. Это целая история.
Девушка знала, что у брата Ивана, которого арестовали, был пистолет. Но где он его хранил, не ведала. А вот младший брат показал ей схрон. Но как донести пистолет до аэродрома и отдать военнопленному? Оказалось, что у фашистского генерала через несколько дней будет день рождения. И любил он его отмечать весело, с девушками. Военнопленный посоветовал Екатерине спрятать пистолет в букет цветов и говорить полицаям на постах, что она идёт на день рождения к генералу. Стоял июнь, пионы цвели так пышно, что словами не пересказать. Екатерина нарезала огромный букет, вложила в него пистолет, оделась понаряднее и пошла. На вопросы полицаев отвечала: «Иду на день рождения генерала». Те вслед кричали не очень лестные слова, но девушке надо было передать оружие... Катя знала имя военнопленного врача – Фёдор Константинович Савченков, но после июля 1942 года она его больше не видела.

Письмо благодарности
Оказывается, после освобождения Смоленщины он писал девушке, пытался её разыскать, но она не получила ни одного письма. В 1956 году письмо пришло в райком партии. Фронтовик писал, что разыскивает Екатерину Иванову, благодаря которой он вывел 28 военнопленных с аэродрома в партизанский отряд. Это письмо было опубликовано в районной газете. Девушка ничего об этом не знала, она уже носила другую фамилию, поскольку вышла замуж. Но её-то знали и вызвали в райком партии. Мать волновалась, боялась, мало ли что может случиться, тем более что отец не так давно вернулся из сталинских лагерей. Но оказалось, что Катю чествовали как героиню, которая помогла бежать нашим военнопленным. В 1966 году и сам Савченков приезжал в Ворошилово Починковского района, где тогда жила Екатерина со своей семьёй, и сказал ей спасибо, что помогла им бежать…

Три раза поднимала школу
А комсомолка Екатерина 1 января 1944 гола была назначена директором Ворошиловской семилетней школы. Школу надо было восстанавливать – не было окон, дверей. Помогла шаталовская воинская часть. 4 января уже начались занятия.
В сентябре 1945 года Екатерина вышла замуж за Григория Яковлевича Синайко. До войны он тоже был учителем, в войну – механиком по ремонту самолётов. Вместе они прожили больше полувека, в 1996 году он умер. Всю жизнь они проработали в одной школе.
Екатерина Семёновна работала учителем и директором. Она, считайте, трижды восстанавливала Ворошиловскую школу. Первый раз – в 1944 году. Потом – в 1973-м, когда здание стало аварийным. Но только его восстановили к сентябрю 1974-го, как на следующий день случился пожар – говорят, замкнуло проводку. И Синайко в третий раз поднимала из руин школу, которая стала родной. Она заочно окончила Смоленский пединститут. У неё педагогический стаж – 44 года, награждена знаком «Отличник народного просвещения», бронзовой медалью ВДНХ за результаты опытов на школьном учебно-опытном участке. Первую медаль ей вручили в 1946 году – «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Жаль, что нет награды за то, что она помогла бежать 28 военнопленным!

Ученики не забывают
Почти до 90 лет она жила в Ворошилове, там, где находится её родная школа. Силы были, женщина даже грядки обрабатывала. Но пять лет назад дочь Татьяна забрала её к себе в Пригорское Смоленского района.
В этой семье, где отец и мать были педагогами, по их стопам пошли дочери Надежда, Татьяна, внучка Катя. Именно Катя испекла на 95-летний юбилей бабушки такой огромный красивый торт, что все удивлялись её мастерству. А стихи к юбилею написали все домочадцы. Хочу процитировать небольшое четверостишие: «Сегодня, бабушка, поистине твой день! И не стесняйся ни морщин, ни лет своих. То не морщины – большой эпохи тень, то мудрость, боль оставили свой след».
Она счастливая. Окружена любовью близких, родных, и ей до сих пор пишут её ученики. Не забыли! Что может быть лучше? Доброта, смелость, которые она пронесла через всю жизнь, помогали ей и войну пережить, и детей поднять своих, и чужим заронить в душу что-то такое, что они до сих пор об этом помнят.

Фото: Ольга ЧУЛКОВА
Уникальное интервью матушки Николаи
Сдать декларацию – просто!

Другие новости по теме