Статьи

Почём смоленская колбаска?

19 января 2015 года в 10:19
Уже далеко не все смоляне могут приобрести колбасные изделия: они подорожали так, что для определённых групп населения стали недоступными. Что же происходит на колбасном рынке?

Сколько стоит рубль


В Смоленске немало магазинов белорусских колбас. Ещё в середине прошлого года, когда курс нашего рубля к доллару и евро был стабильным, в этих магазинах начал постепенно дорожать ассортимент. Но в новом году белорусская продукция подорожала так, что можно, посмотрев на ценники, облизнуться и уйти. Литр молока в целлофановых пакетах – 55 рублей, кефир – 57. А цену на мясные и колбасные изделия даже запомнить трудно. Варёные колбасы по 400 рублей! А копчёные и за 600! На все вопросы о ценах продавцы в белорусских магазинах отвечают очень приветливо, улыбаются и объясняют: мол, всё дорожает. Разве не знаете, сколько ваш рубль стоит? Знаем! Знаем и то, что в конце прошлого года президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что расчёты с Россией должны быть приведены из рублей в валюту. И министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси установило цены на экспортную продукцию в долларах США. Конечно, покупателей стало меньше, особенно днём, когда в белорусские магазины шли пенсионеры. Вечерами в них многолюднее, работающий человек пока может себе позволить покупать по тем ценам, которые установились. Но продавцы, которые торгуют белорусскими колбасами, не знаю, русские они или белорусы, заявляют, что хотя товарооборот снизился, но в денежном выражении не в проигрыше. Ещё бы! Цены выросли в полтора-два раза, какой же проигрыш может быть в денежном выражении? И ещё мне сказали: «Всё равно будут брать белорусское, потому что продукция вкуснее. Разве сравнить смоленские колбасы с белорусскими?» И, верите, я обиделась за смоленского производителя. Сама предпочитаю смоленскую колбаску, она не такая синтетическая, не пересолена, как белорусская. Но на вкус и цвет товарищей нет. Когда я сказала об этом в белорусском магазине, то продавец и послала меня подальше – к смоленским производителям. Я и хочу к ним, то есть за их продукцией, но вечером после работы сделать это сложно, нет времени, а на пути с работы домой самый близкий магазин – белорусских колбас. Больше не пойду, решила я, хочу поддержать смоленского производителя, а также выяснить, как выживает он, наш колбасный хозяин?

Наша вкуснее!


На Смоленщине мясные, колбасные изделия производит примерно 40 различных фирм. Но основными игроками на этом рынке являются: ИП Новиков, ИП Романишин, ИП Калинин (раньше называлось ДСК), ИП Антонов, ИП Логинов. С представителями некоторых смоленских производителей удалось поговорить, выяснить их проблемы и что ждёт нас, потребителей колбасы. Замечу, что из названных крупных производителей, кроме фирм ИП Ромашинин, ни у кого своей торговой сети нет, продукцию отдают в различные магазины. Всем хочется иметь свои торговые точки, но это дорого, следовательно, послужило бы ещё большему удорожанию продукции.

Евгений Александрович Орехов является коммерческим директором в фирме ИП Антонов, бренд их продукции идёт под названием «Бычков». Выпускают они большой ассортимент колбас, замороженных полуфабрикатов – всего более 300 наименований.

– Будут ли расти цены? – интересуюсь я.

– Уже выросли, и пока нет поводов для того, чтобы не росли. Год назад докторская колбаса по ГОСТу стоила 212 рублей, сейчас – 278. Мы отпускаем её по такой цене торговым сетям. В магазинах она – 350 и дороже. Просили делать наценку 20-25%, но иные торговые точки делают от 30 и до 50 процентов. Рост цен начался, когда рубль был ещё стабилен – с февраля прошлого года.

– Почему?

– Россельхознадзор ограничил тогда ввоз мяса из Европы, это не афишировалось. И когда на складах закончилась импортная продукция, то перешли на отечественную. Окорок российской свинины стоил 215 рублей за кило, а импортная была по 135 рублей. Есть разница? Вот и цены скакнули. Кроме того, отечественные куры подорожали с июля на 100%. Сейчас мы работаем на отечественном сырье. Но не только мясо дорожает, но даже мука выросла в цене на 40% с декабря 2014 года.

– Это при таком рекордном урожае?
– Да!

– Почему?

– Не могу сказать, надо ответ на этот вопрос искать у других.

– А как вы считаете, какие колбасы вкуснее – наши или белорусские?

– У белорусов хорошие копчёности, деликатесы. Но наша колбаса, я считаю, лучше. Мы регулярно проводим сравнительную дегустацию колбас от разных производителей. Естественно, продукцию обезличиваем, чтобы не было предвзятости. Делаем выводы. Это очень важно для улучшения качества.

Эмбарго – на пять лет


Колбаса ДСК, уверена, нравится многим смолянам. Но это мы её так называем по привычке, сейчас фирма называется ИП Калинин. Учредитель Ростислав Валентинович Калинин рассказал, что предприятие перешло на отечественное сырьё, но свинина всё дорожает.

– Спрос на неё высокий – вот и растёт цена. А с другой стороны, наше мясо ведь свежее, не замороженное, почему оно должно стоить дешевле бразильского замороженного? Вот пример: допустим, есть один продавец мяса, а у него рвут из рук продукцию десять покупателей. И что, он не воспользуется моментом, чтобы поднять цены? С одной одной точки зрения – спекуляция, с другой – рыночные отношения! Высокий спрос диктует цены. Поэтому и растут они на колбасу. Килограмм «докторской, сделанной по ГОСТу, уже 380 рублей.

– Правительство заявило о поддержке отечественного производителя. Вы её почувствовали?

– Пока нет. Нам необходимы целевые кредиты. Эмбарго на импортную продукцию введено на один год. Но кто будет вкладываться в развитие производства, если через год ситуация может измениться? Ведь за год же сделать ничего нельзя! Эмбарго нужно было вводить минимум на пять лет, тогда бы у нас начали вкладываться в развитие производства. Но наша беда в том, что мы зависимы. Работаем на немецком оборудовании, оно, бывает, ломается, а запчасти взять негде. Производить колбаску будем, но до какой цены она может дойти – никто сейчас не скажет. А тогда вопрос: кто её будет брать?

У нас спад в производстве на 30-40 процентов, сырья не хватает – мяса. И в последнем квартале 2014 года, и начале 2015 годов ощущаем падение продаж. Комплектующих своих нет – оболочки, специй, а доллар, евро растут, поэтому затраты огромные.

«Просто приболели»


Заместитель директора по сбыту фирмы ИП Новиков Сергей Николаевич Бибекин подтвердил, что цены на продукцию зависят от цен на мясо, причём у них сейчас тоже используется только российское. Больше месяца продукция фирмы не дорожала, но будет. Иначе – работать себе в убыток.

– Не хочу народу врать, – сказал он. – И прогнозы тут бесполезны: как будет разворачиваться ситуация – неизвестно.

Григорий Фёдорович Романишин образно выразился о ситуации: «Помирать не собираемся, а просто приболели». Но согласился, что цены на сырьё бьют по производителям колбас.
Пришли трудные времена, и остаётся злободневным вопрос: будут ли наши власти помогать отечественному производителю? Или будут искать других поставщиков, импортных? Да, санкции никому не нравятся, но они уже действуют. Россия должна принять ответственные решения, подкреплённые соответствующими мерами поддержки отечественных производителей. Всех без исключения категорий производителей, а не только в интересах отдельных групп.
Выгодное приграничье
Дело – труба…

Другие новости по теме