Три комнаты поэзии
«СГ» продолжает рассказывать о смоленских домах – на первый взгляд, кажущихся обычными. Во многих из них в своё время жили или работали люди, прославившие Смоленщину. На этот раз мы решили выяснить, ощущают ли творческую атмосферу в быту обитатели здания, в котором в середине прошлого века творил поэт Александр Твардовский.Дом на окраине
Самым обычным может показаться дом № 4 в Запольном переулке. Четырёхэтажка из красного кирпича расположена возле Чёртова моста (пешеходного моста через речку Рачевку). Этот дом-ветеран – одно из немногих уцелевших в годы Великой Отечественной войны зданий на окраине города. Здесь, на втором этаже, в квартире № 26 в середине прошлого века жил и работал Александр Трифонович Твардовский.
Дом был построен в 1930-х годах. Сначала здесь размещался штаб Западного, потом Белорусского военного округа. В 1939 году штаб переехал в Минск.
– По всей видимости, здание строилось именно для военнослужащих. Рядом располагались военная комендатура, судебные приставы, – рассказывает заведующая историческим отделом Смоленского музея-заповедника Клавдия ДУРЫНДИНА. – В годы войны в доме жили немцы.
Впервые Твардовский вошёл в этот дом в 1943 году. Он прибыл в город в качестве корреспондента газеты «Красноармейская правда». Смоленск тогда был в руинах. Александр Трифонович приехал, чтобы отыскать в разрушенном городе своих родных. Дом в конце Краснознамённой улицы, где они жили раньше, сгорел. От своего знакомого поэт узнал, что его близкие живы и живут в Запольном переулке. Здесь он их и нашёл.
– По слухам, Твардовскому, который был тогда уже человеком известным, секретарь райкома партии Дмитрий Попов разрешил поселить семью там, где захочет сам поэт, – говорит Клавдия Ивановна. – Так семеро членов его семьи поселились в квартире № 26 в Запольном переулке.
Сам поэт прожил здесь с осени 1943-го до весны 1944 года, пока поезд газеты «Красноармейская правда» стоял на станции Колодня под Смоленском. В то время писательский дом располагался практически на окраине города. В своих воспоминаниях поэт говорил, что занимал «хорошую комнату с тамбуром от коридора». В этой комнате до сих пор живут принадлежавшие ему вещи. Здесь поэт продолжал работу над «Василием Тёркиным», создал поэму «Дом у дороги».
В послевоенные годы Твардовские остались жить в этой квартире, и поэт частенько приезжал в гости к родным. В 1949 году Александр Трифонович был в Смоленске на похоронах отца, затем приезжал ещё несколько раз к различным датам, навещал свою мать. В этих стенах в 60-х годах наш знаменитый земляк читал своим родителям и сёстрам последнюю главу из поэмы «За далью даль», стихотворения, и выяснял, кому какие больше нравятся.
После 1963 года, когда умерла мать поэта Мария Митрофановна, Твардовский уже практически не бывал в Запольном переулке. В квартире жили его сёстры.
В 1984 Мария Трифоновна умерла, а Анна Трифоновна в 1990 году переехала к родным в Москву. После этого в квартире организовали музей.
Творческий порог
Перенестись на полвека назад и ощутить поэтический быт несложно: достаточно переступить порог музея. В квартире поэта и его семьи сохранили обстановку 50-х годов. Всё осталось практически так, как и при жизни Твардовских: кровати с железными спинками, массивный шифоньер, изящный мягкий диванчик, стол, стулья, старое радио на стене… Добавили лишь стеклянные стойки, на которых разместили листочки с рукописями Александра Трифоновича, письма, книги и фотографии. Кстати, снимки здесь практически повсюду; со стены на гостей смотрят чёрно-белые лица людей – родственников, друзей, знакомых, знаменитых на всю страну и не очень известных. Тех, кто сыграл роль в жизни поэта, когда-то прославившего Смоленщину. Со стены с пожелтевших карточек архивных фотографий наблюдает за происходящим и сам поэт.
Музей сочетает в себе элементы обстановки, интерьера, сохранившихся к 70-м годам прошлого века, и фотодокументального раздела, отражающего пребывание Твардовского в 1940–60-х годах в Смоленске. Экспозиция включает ряд комплексов: гостиная, спальня родителей, комната сестёр Анны и Марии Твардовских, прихожая, кухня, восстановленные в мемориально-бытовом плане. Сама планировка жилища, двери, потолки и полы – всё осталось с тех времён. А ванная и вовсе ровесница самого дома.
– Особенно сильно ощущается атмосфера того времени здесь ночью, – делится впечатлениями одна из сотрудниц музея-квартиры. – Однажды я дежурила тут ночью. Вдруг входная дверь с размаху приоткрылась и как хлопнет с громким стуком! У меня аж волосы дыбом встали. Иногда действительно кажется, что дух обитателей квартиры всё ещё живёт здесь.
По праву памяти
В книге отзывов музея хранятся все записи начиная с 1990 года, когда открылся музей. На её страницах можно прочесть и написанные смешным неровным почерком детские послания, и записки на иностранных языках – белорусском, английском, немецком. Короткие, односложные и длинные, развёрнутые – все они хранят память о тех, кто побывал в поэтической квартире.
Это место популярно и сейчас. Здесь нередко бывают москвичи, гости из Петербурга и других городов России, из Белоруссии. Летом часто заходят иногородние студенты-практиканты.
– А вот смоляне – редкие гости, – сетуют сотрудники музея. – Чаще всего это школьные экскурсии. Дети обычно слушают рассказ о поэте с удовольствием, и в квартире им нравится. А так, знаете, смоляне ведь редко посещают местные музеи. У всех свои дела, надо ещё выбраться. Да и место такое – нелюдное.
Как оказалось, не все обитатели Запольного переулка знают, с какой литературной знаменитостью они соседствуют.
– Здесь? Музей-квартира? Твардовского? Ах, вот оно что! – удивляется Светлана Афанасьевна. Женщина уже много лет живёт в соседнем доме.
О том, что в доме № 4 по Запольному переулку жил поэт, написано аж на двух памятных табличках, красующихся на фасаде здания. Одна из них – с высеченным на каменной плите портретом Александра Трифоновича – расположена прямо под балконом поэтической квартиры.
Прозаичный быт
Не переступал порога квартиры-музея и житель дома № 4 по Запольному переулку Дмитрий.
– Когда заселялись сюда, знали, что здесь Твардовский жил, но это не играло особой роли в выборе жилища. Если честно, я даже не знаю, функционирует ли музей сейчас.
Дочь Дмитрия десятилетняя школьница Виолетта пока тоже в музее не бывала.
– Но я обязательно туда схожу, – обещает девочка. – Ведь Александр Твардовский – известный поэт, он прославил нашу землю.
Как рассказывают жильцы дома, совсем недавно у них была ещё одна достопримечательность – собака по кличке Рыжуха. Бездомного пса приютили всем подъездом – построили для неё будку во дворе.
– Достаточно большая собака была – помесь боксёра и дворняги. Злющая! А вот детей она очень любила – катала даже. Посторонние вообще пройти не могли, она прямо кидалась на них. А ребятишек можно было отпускать одних гулять во дворе, – говорят жильцы дома. – Нынче она умерла.
Жильцы дома, конечно, в глубине души гордятся тем, что у них когда-то был такой творческий сосед – Твардовский. Только вот сетуют на то, что дом уже старый, проводка исхудала, трубы проржавели. Зимой зачастую снег приходится расчищать самим. Возле дома, когда снегопады бывают, трактор лишь несколько раз за зиму приедет.
Юрий живёт в этом доме с рождения. Говорит, что в музей-квартиру пару раз ходил в детстве. Его больше беспокоит не поэзия, а проза жизни: мужчина судится с управляющей компанией.
– Стояк вовремя не почистили, в итоге меня залило.
– У нас бардак в подъезде. А тут дом-музей! Дом – и музей вместе с ним – так и будет стоять, пока сам не развалится, – сетует Дмитрий. – Пару лет назад хоть асфальт к музею проложили – и то, если бы не юбилей поэта, так эти ямы и остались бы. Ну нельзя что ли фасад оштукатурить, двери починить, дом привести в порядок? Сделать бы тут капремонт, действительно красивую, ухоженную достопримечательность, чтоб сразу было видно, что тут жил известный человек.
Фото: Юлии ВЕСЕЛОВОЙ