Статьи

Такие разные и одинаковые мамы

25 ноября 2013 года в 11:51
На очередной планёрке мы вспомнили, что в конце ноября празднуется День матери. Значит, надо срочно что-то про мам написать. Ну, это несложно. Как обычно, у нас будут вручать награды многодетным мамам, обязательно нужно прозвониться и узнать, сколько у нас усыновлённых детей, встретиться с какой-нибудь мамой, которая воспитывает своих троих и ещё четверых детишек, взятых в приюте. Немного штрихов о том, как это тяжело; можно добавить, сколько у нас сейчас брошенных детей и как стать приёмным родителем...

Стоп. Из года в год – одно и то же. За время работы в журналистике я поняла одну вещь: писать о трудностях всегда проще. Это получается человечно, трогательно, несколько ярких подробностей – и всё, текст готов. А вот про счастье, обычное житейское счастье – ну что тут напишешь? Пару строк о том, что всё здорово, и всё? И правда, вон их сколько, мам с колясочками, по улицам ходят. Сколько знакомых уже успели обзавестись потомством и ведут размеренную семейную жизнь. Где здесь «изюм»? Мы привыкли искать только экстраординарное и не видим главного. Семейные ценности, на которых и должно строиться общество, отодвигаются на второй план. Это же ведь так... обычно! Но действительно ли все счастливые семьи счастливы одинаково, как говорил когда-то Лев Толстой? Или счастье быть мамой многогранно?

Семья – залог здорового общества


– В жизни каждой девушки или женщины наступает такой момент, когда ты готова родить ребёнка, – рассказывает Мария Мартыненкова, мама четырёхмесячной Яны. – Главное не просто хотеть, а быть готовым к рождению малыша, заботиться о маленьком человечке, любить и оберегать. Не всегда у обоих супругов такое чувство появляется одновременно. Я ждала полгода, когда муж произнесёт: «Родная, я хочу малыша». Наверное, я поставлю эту фразу по эмоциональности в один ряд с предложением выйти замуж.

Такие разные и одинаковые мамы


Мария считает, что главное правило в планировании ребёнка – ничего не планировать, кому-то дети даются легко, а кто-то ждёт этого чуда годами. Вот и Марии с Артёмом пришлось немного подождать, и от этого, наверное, эмоций у семейной пары было больше.

– Тест я делала на работе и от переизбытка эмоций даже потеряла телефон! – вспоминает Маша.

Мир для будущей мамы перестаёт быть прежним.

– Первые месяцы весь мир кажется радужным, ты плывёшь на своей разноцветной волне, уже представляешь, на кого будет похож малыш, – говорит мама. – И столько всего нужно сделать к его появлению, нужно столько прочитать, узнать! Но через несколько недель всё это прервёт токсикоз, однако это уже совсем другая история. На первое УЗИ я шла одна. Муж, провожая, пошутил: «Без девочки домой не пущу». Но, увы, моя дочка повернулась к нам спиной и не показала даже носа. Мы терпеливо ждали следующего УЗИ и уже шли вдвоём. Записались в частную клинику, чтобы увидеть всё подробно на большом экране и, конечно, сделать фото. Мне было важно, чтобы малыш был здоров и хорошо развивался, мужа очень интересовал пол ребёнка. И вот когда он услышал: «У вас девочка», я подумала, что он будет целовать от радости доктора! Когда мы вышли из клиники, он судорожно звонил всем подряд и гордо объявлял, что у него будет дочка Яна. Ну как тут не пойти мужу навстречу? Так дочку и назвали.

В семье Мартыненковых считают, что ребёнок в первую очередь – это новый член семьи, который нуждается в заботе, и нужно настроиться на новую жизнь. Супруги с этим справились успешно благодаря терпению жены и помощи мужа в хозяйстве.

– Теперь мы оба обращены к ребёнку и его потребностям, – говорит Мария. – Наши отношения в семье не изменились, просто произошло перераспределение обязанностей. Самое главное – снять с матери рутинную работу по дому, чтобы она могла уделить ребёнку больше времени. Пока дочка была совсем маленькой, вся забота о ней ложилась на мои плечи, но сейчас папа может с ней поиграть, покачать на ручках, искупать. Мы друг другу помогаем и заботимся, и в этом, наверное, и есть семейное счастье.

Мария отмечает, что с появлением ребёнка её взгляды на жизнь изменились, она нисколько не жалеет, что отложила карьеру и стала мамой.

– Мне очень обидно за детей, которые растут в неполных семьях. Зачастую семья создаётся уже после зачатия ребенка, мне кажется, что должно быть наоборот, – говорит мама Яны. – Столкнувшись с проблемами, такие семьи быстро распадаются. Когда-то я попала на крестины в церковь, перед таинством батюшка прочитал небольшую лекцию о семье и её ценностях. Его слова тогда глубоко затронули меня, и у меня сложился стереотип о том, как правильно нужно строить отношения в своей семье. Его я и применяю до сих пор, и более чем успешно: за три с половиной года совместной жизни у нас не было никогда ссор с мужем.

С первой зарплаты подарю маме путёвку!


Людмила с дочерьми, семнадцатилетней Настей и тринадцатилетней Женей, производят впечатление подружек. Девочки наперебой рассказывают, какая замечательная у них мама: и на коньках с ними катается, и в поход с палатками ходит, и на байдарках отпускает на неделю! Только вот на работе постоянно пропадает...

– С первой же зарплаты куплю маме путёвку, например, в Египет, – говорит Настя. – Женя мне поможет, я уверена.

– С будущим мужем я познакомилась на выпускном, – вспоминает Людмила. – Он был милиционером, обеспечивал правопорядок на нашем мероприятии. Первая любовь, первые трудности. Из родных Голынок я уехала в Смоленск на учёбу, мы поженились, жили в общежитии. Там же, в общежитии, воспитывали маленькую Настю. Это был 1996 год, зарплаты задерживали, материальное положение было тяжёлым, конечно, но нам помогала мама. Потом, в 2000 году, родилась Женя. Тогда муж уже начал получать нормальную зарплату, Женю мы планировали, ждали. Правда, у нас не сложилось... Теперь воспитываю дочек одна.

Такие разные и одинаковые мамы


Мать и дочери живут в посёлке Голынки Руднянского района. Людмиле приходится практически час добираться на работу в областной центр. Сначала она устроилась в УФСИН, затем перешла в полицию и теперь ездит в Смоленск на дежурства в патрульно-постовой службе.

– Если бы сейчас у меня не было моих девочек, даже не знаю, что бы я делала, ради чего жила, – признаётся Людмила. – Настя, можно сказать, воспитала свою сестру. Обе девочки для меня – помощницы. Настя тоже собралась работать в полиции, планирует уехать на учёбу в другой город. Конечно, я буду без нее скучать, да и она без меня. Женя у меня – творческая личность. Рисование, танцы, фотография...

Для своих дочерей Людмила старается быть в первую очередь подругой. Ведь и её когда-то тоже так воспитывала мама. Отношения в их семье до сих пор строятся в первую очередь на доверии друг другу.

– Я, конечно, рассказываю девочкам, какие опасности могут подстерегать, ведь сама в работе постоянно сталкиваюсь с жизненными проблемами людей, и девочки понимают меня. Я знаю, что они у меня самостоятельные, умеют контролировать себя и ситуацию.

Людмила действительно старается дать девочкам всё. Понимая, что в родном посёлке они немного могут увидеть, постоянно возит дочек в другие города, в музеи, на собственном примере показывает, что нельзя останавливаться в развитии в любом возрасте. Например, сейчас мама получает высшее образование, увлекается плаванием и полётами на параплане.

– Дети никогда не могут быть обузой, – считает Людмила. – Какой бы сложной ни была ситуация, выход из неё всегда найдётся; не стоит менять детей на учёбу, работу, фигуру, или из-за чего ещё молодые девушки не решаются рожать. Я часто вижу ситуации, когда семьи становятся неблагополучными. Например, муж пьёт, дети от этого страдают. В таком случае женщина должна в первую очередь думать о счастье своих малышей; если не получается исправить дело – развестись. А уж дети за счастливое детство потом отплатят светом и радостью.

Позвони родителям


И напоследок. День мам – это не только день молодых хозяюшек и беременных женщин, это в первую очередь день наших с вами родителей. Знаете, я, наверное, была трудным ребенком. Всегда мне нужно было отстоять своё мнение, всегда хотелось стать самостоятельной, улететь из-под маминого крыла. В семнадцать лет я грозилась, как только стану совершеннолетней, сразу куда-нибудь уехать. В двадцать семь я приезжаю к родителям в гости раз в неделю. Это совсем не по-взрослому, но я каждый день скучаю по маме. И мне вовсе не стыдно. Лет пять назад я не смогла поднять трубку, когда звонила мама, объяснила потом родителям: «Ну, я же на пресс-конференции была, там были очень высокопоставленные официальные лица!» На что отец справедливо заметил: «Официальные лица с годами меняются, а вот мама у тебя одна». Теперь, даже если я на очень важном совещании, я всегда стараюсь найти возможность хотя бы СМС маме отправить, если она звонит.

Давайте ценить то, что имеем. Вот прямо сейчас, не «хорошо, вечером», а именно сейчас, возьмите телефон и наберите мамин номер. Просто поговорите пару минут. Начальство поймёт. У начальства тоже есть мама. И работа подождёт. А мамам ваше внимание никогда не будет лишним. Так что, все «за»?
Сторонние наблюдатели или собственники?
Три комнаты поэзии

Другие новости по теме