Сторонние наблюдатели или собственники?
Заседание координационного совета при администрации Смоленской области по вопросам ЖКХ на этот раз было посвящено теме оплаты коммунальных услуг, в том числе потреблённых на общедомовые нужды. Вопрос злободневный, никого из жильцов не может оставить равнодушным. Мы все хотим платить меньше, но возможно ли это, если будем сторонними наблюдателями? Нам кажется, что кто-то другой, не мы, должен устроить всё таким образом, чтобы в квитанциях на оплату стояли меньшие суммы.Открывая заседание, начальник областного департамента по ЖКХ, председатель координационного совета Анна ПАРХОМЕНКО отметила, что поступает немало обращений смолян по вопросам оплаты за коммунальные услуги. Потребители обращаются в управляющие компании за разъяснениями, их отправляют в ресурсопоставляющие организации, но и там люди не получают удовлетворяющих их ответов.
Координационный совет способствует контролю за управляющими компаниями, но жильцы многоквартирных домов должны не стоять в стороне, а действовать, и не в одиночку, а сообща. Однако не везде избраны советы домов, старшие по подъездам и т. д.
Начальник Государственной жилищной инспекции Смоленской области Александр ЗАХАРЦОВ рассказал о надзоре за выполнением требований энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта используемых энергетических ресурсов. В ФЗ-261 говорится, что по решению общего собрания жильцов многоквартирных домов должны устанавливаться общедомовые приборы учёта за счЁт собственников. Но картина с этим неблагополучная. Если по электроэнергии 95% домов оборудованы общедомовыми приборами учёта, то по горячей, холодной воде – совсем мало. Наиболее благополучна ситуация в Гагарине, где 70% домов оснащены общедомовыми счётчиками на горячую воду. ТСЖ напрямую заинтересованы в установке всех видов приборов учета, чтобы меньше платить, а вот управляющие компании – нет, и бремя платежей за ОДН ложится на потребителей. Многие собственники не устанавливают даже индивидуальные счётчики в своих квартирах. Пока меры административного воздействия к ним не применяются. Однако это не может продолжаться долго, потребители только вредят себе, потому что в таких условиях невозможен постоянный контроль за потреблением коммунальных ресурсов.
Не обязаны, но имеем право
Представитель ОАО «МРСК Центра – «Смоленскэнерго» Александр ШКОЛЬНИКОВ ещё раз подчеркнул, что с 1 октября 2013 года статус гарантирующего поставщика электроэнергии получила «МРСК Центра». Но с 23-го по 26-е число каждого месяца «Смоленскэнергосбыт» продолжает принимать от населения показания индивидуальных приборов. Их можно послать по электронной почте, SMS. Он согласился, что дозвониться по телефонам сложно. Но в квитанциях об оплате есть специальная графа, куда можно вписать показания, а затем опустить в ящики, которые для этого предназначены. Однако лучше и удобнее делать это через сайт «МРСК-Центра».
Если потребитель не передаёт данные, то расчёт ведётся по нормативам, и тогда действительно ОДН высокие.
Самый простой способ – чтобы старшие по подъездам списывали показания с индивидуальных счётчиков и передавали их старшим по дому. К тому же в своём подъезде легче найти людей, которые воруют электроэнергию.
Правда, с 1 июня этого года потребитель не обязан ежемесячно передавать данные, формулировка немного изменена и теперь звучит: «имеет право». Но от этого нам не легче. Не будем передавать – платежи будут считать по нормативам, а они высокие, и мы заплатим больше, в том числе и за ОДН.
Бытовое неравнодушие
Директор Смоленской региональной организации «Общественное мнение» Андрей КОХАНОВ высказал мнение, что до населения не доносится важная информация; необходимо упрощать систему подачи расчётов в квитанциях, всё должно быть прозрачно и понятно. А то люди жалуются, что общая площадь дома в квитанциях всё время меняется. Как такое может быть? С другой стороны, собственники не хотят управлять своим имуществом, не понимая, что тем самым наносят себе вред. ТСЖ – идеальный способ управления домом, однако немало смолян выбрали непосредственное управление и теперь жалуются на высокие платежи по ОДН. Этот способ не оправдывает себя.
На заседании все сошлись во мнении о необходимости разъяснять людям, что их инертность ни к чему хорошему не приведёт. Если хотим защитить свои права, не переплачивать за услуги, то и действовать надо соответственно: проводить общее собрание, выбирать совет дома, старших по подъезду и т. д. Совместно с представителями управляющих компаний снимать показания с общедомовых счётчиков. Стремиться, чтобы все жильцы имели индивидуальные приборы учёта. И пора уже каким-то образом унифицировать квитанции. А может, сделать единую?
КОММЕНТАРИЙ
Николай БАРАНОВ, председатель общественного совета микрорайона Белорусская-Сортировочная и Колодня, член экспертной группы координационного совета:
– Народ наш действительно очень трудно организовать. Но когда возникают отчаянные ситуации, мы быстро организовываемся. Лет семь назад наш микрорайон замерзал, температура в квартирах была 10–12 градусов. Тогда мы провели собрание, избрали общественный совет и теперь контролируем многие вопросы. Но должен заметить, что не только люди должны контролировать, но и власть. Без этого ничего не будет. Вот приведу только два примера. Прислали трактор расчистить территорию. Тракторист сделал это плохо. Но есть же у него начальство, почему не спросят за ненадлежащую работу? Или асфальт делают. Кто проверяет, уложили ли щебёнку, должная ли толщина асфальта? Или всё должна проверять общественность? Это неправильно. Контроль должна осуществлять прежде всего власть. А о том, что собственникам жилья надо объединяться, спорить не буду. Надо и знать, и защищать свои права.