Ксения Кривова: Классный руководитель – это вторая мама
Образование

Ксения Кривова: Классный руководитель – это вторая мама

10 декабря 2021 года в 18:27

В начале октября тысяча педагогов со всех концов страны собрались в Москве для того, чтобы принять участие в Первом Всероссийском форуме классных руководителей. Еще больше учителей, несколько десятков тысяч, стали участниками мероприятия в режиме онлайн. Понять причину подобного интереса совсем не сложно: учитель по-прежнему остается одной из самых важных, нужных, но при этом – еще и одной из самых сложных профессий. А потому возможность получить новые знания и обменяться опытом с коллегами ценится очень высоко.

Участниками форума стали и представители Смоленской области. С одной из них, учительницей английского языка школы №21 города Смоленска Ксенией Кривовой, мы и поговорили об итогах форума, новой школьной должности, которая уже появилась в «пилотных» регионах страны, а также о том, какие задачи стоят перед классным руководителем и с какими сложностями им приходится сталкиваться в своей работе.

- Ксения Михайловна, в октябре вы стали участницей Первого Всероссийского форума классных руководителей. Поделитесь своими впечатлениями от данного мероприятия.

- Для меня это был очень интересный опыт, поскольку форум проводился в истории педагогики и классного руководства вообще в первый раз. Нас заметили именно как классных руководителей, а не как учителей-предметников, поэтому все в новинку, очень интересно, познавательно. Форум проходил в течение двух дней, в закрытом комплексе «Гостиный двор» в самом центре Москвы. Весь комплекс был разделен на четыре секции, названные в честь выдающихся деятелей отечественной педагогики: Выготский, Макаренко, Ушинский и Сухомлинский.

Программа форума была очень разнообразной и насыщенной: нас ждали панельные дискуссии и круглые столы, посвященные самым актуальным темам и проблемам, с которыми приходится сталкиваться современным учителям. Все было очень насыщенно, но не перегружено, так как программа форума была составлена таким образом, чтобы учеба чередовалась с посещением развлекательных площадок. Например, было очень интересно посетить мастер-класс по макияжу. Так что 10 часов плотненькой такой учебы прошли для нас незаметно. Конечно, в конце столь насыщенного дня мы были практически без ног, очень уставшие, но, несмотря на это, полученные за день впечатления перебили эту усталость, и на следующий день мы с удовольствием отправились туда вновь.

- Одним из результатов форума стало принятие Меморандума о развитии и поддержке классного руководства. Что это за документ и почему он так важен и нужен?

- Принятие данного Меморандума стало своеобразной финальной точкой данного форума. Основные его положения мы обсуждали в рамках круглых столов с участием экспертов, а после все их тезисно еще раз озвучил для нас Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Меморандум включает в себя важнейшие аспекты нашей образовательной политики. Всего в нем 13 пунктов, в числе которых – и воспитательная функция современной школы, и преемственность отечественных педагогических традиций (чтобы мы перенимали опыт предыдущего поколения и не забывали о нем), и взаимодействие классного руководителя с родительским комитетом, и, что очень важно в условиях современного мира, безопасность в интернет-пространстве, и так далее.

Мы все в большинстве своем проголосовали за принятие данного Меморандума.

- Не так давно в некоторых российских школах в пилотных регионах появилась новая должность – советник директора по воспитательной работе. О том, какую роль такой советник будет играть в жизни школы, обсуждали и в рамках прошедшего форума. Расскажите и нам об этом подробнее: что это за новая должность, что будет входить в обязанности этого специалиста?

- Действительно, в рамках форума нас познакомили с этой должностью, которая пока что запущена только в 10 регионах страны. Насколько мне известно, данный специалист будет заниматься внеурочной деятельностью ребенка и классного коллектива в целом, взаимодействуя при этом как с самими учениками, так и с их родителями. То есть его задача – дать ребятам некий стимул для внеурочной деятельности, а также слегка разгрузить классного руководителя в том, что касается организации для детей каких-то массовых, культурных мероприятий. Например, помочь им подготовиться к участию в конкурсе «Большая перемена».

- Как известно, школа должна выполнять не только образовательную, но и воспитательную функцию. Как с этим обстоят дела на практике? Какую роль в этом играет классный руководитель?

- В воспитательной сфере, мне кажется, классный руководитель играет роль некоего связующего звена, объединяющего класс вокруг себя. Ведь он должен иметь связь и с родителями, и с администрацией, и с детьми. Недаром говорят, что классный руководитель – это твоя вторая мама, а школа – это твой второй дом. Как нам говорили на форуме, ребенок в школе, с классным руководителем проводит больше времени, чем дома, с родителями. Поэтому так важно быть для него не только педагогом, но и другом, потому что дети порой рассказывают учителю очень интересные вещи. И я считаю, что, если ребенок подошел к вам с подобной историей – это великолепно, вы добились его доверия. Это очень важно.

- Каким еще навыками, качествами, на ваш взгляд, должен обладать классный руководитель?

- Во-первых это то, что я называю «сухой справедливостью». Возьмем для примера ситуацию, когда ко мне приходят Петя и Саша и жалуются друг на друга. И даже если мне лично один из них нравится больше другого, я не имею права говорить ребенку, что он неправ, основываясь исключительно на личной симпатии. Ни в коем случае нельзя никого выделять, это очень сильно бьет по их самооценке. К тому же дети очень хорошо чувствуют равнодушное к ним отношение, и, если ты отмахнулся от проблем ребенка раз, два, то вряд ли он придет к тебе чем-то снова.

Во-вторых, конечно, классному руководителю необходимо вырабатывать так называемый командный голос, но он должен быть ласковым. Самое главное тут - не переборщить. Можно повеселиться с детьми на переменах, даже потанцевать, ведь ребятам нужна разгрузка. Но на уроках мы сразу убираем маску веселости, чтобы они не переступали грань. Вообще классный руководитель – это хороший менеджер, он должен управлять, но и любить при этом детей. Все должно быть в балансе.

- Одна из наиболее распространенных сегодня проблем – это профессиональное выгорание. Есть ли у вас совет, как этого избежать выгорания?

- На самом деле избежать выгорания практически невозможно, мне кажется, с ним сталкивается практически каждый. Лично мне особенно сложно дается возвращение к работе после длительного перерыва, например, после летних каникул или больничного. Побороть это состояние можно несколькими способами. Например, устроить себе эмоциональную разгрузку вместе с детьми. Понимаю, что после работы хочется заняться своими делами, даже просто побыть дома, полежать, но хотя бы раз в четверть, раз в полгода важно находить время на то, чтобы куда-то съездить, входить со своим классом. К тому же это очень объединяет вас с детьми, чтобы они видели вас не только в школьной обстановке, что-то вечно требующим. Многие после таких мероприятий начинают относиться к учителю как к другу.

- Что лично для вас самое сложное в работе, с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться?

- Для меня самое сложное - это структурировать свой рабочий день, потому что хочется сделать очень многое: и урок дать интересный, и с классом пообщаться, и все нужно успеть и не переборщить. На первом этапе одним из наиболее сложных для меня моментов было взаимодействие с родителями, потому что ребенка мы видим, мы можем с ним поговорить в любое время, они больше прислушиваются к нашим советам и наставлениям. А вот до родителей нам далеко не всегда удается донести свою точку зрения, тем более в том случае, если они с ней не согласны. Поэтому самое сложное для меня – найти подход к родителям своих учеников, потому что можно ведь и через них воздействовать на детей.

- Как вы считаете, педагог – это призвание?

- Здесь мой ответ будет однозначным – да. За годы работы в школе (а учителем я работаю уже семь лет) я видела очень много молодых учителей, которые приходят в класс и через месяц, два, полгода убегают, не выдерживают. При этом, когда разговариваешь с такими учителями и они рассказывают тебе о том, что именно происходит с ними на уроке, что повергает их в шок, понимаешь, что то же самое происходит и у тебя, просто реагируешь на это спокойнее. Им не хватает энергии на детей. А тебе кажется, ничего страшного, все можно решить. Поэтому это действительно призвание. В школе может работать не каждый.

Доступно, качественно и с возможностью выбора
Траектория обновления дополнительного образования