Траектория обновления дополнительного образования
Образование

Траектория обновления дополнительного образования

12 декабря 2021 года в 13:09

Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» предполагает внедрение новых форматов управления качеством дополнительного образования. Таков своеобразный ответ на новые вызовы, которые диктует быстро изменяющаяся реальность. Об основных итогах реализации проекта в Смоленской области рассказывает начальник Регионального модельного центра дополнительного образования детей ГАУ ДПО СОИРО Наталья СЕЧКОВСКАЯ.

Объединяющее звено

– Сегодня дополнительное образование детей в Смоленской области – одно из приоритетных направлений, активно развивающееся в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», – говорит Наталья Сечковская. – У нас разработана и активно внедряется целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей, где применяются современные организационные, правовые и финансово-экономические механизмы. В прошлом году начал работу мобильный технопарк «Кванториум», обеспечивающий доступность инновационных образовательных программ научно-технической направленности для детей, проживающих в малых городах и сельской местности. Планируется создание Центра выявления и поддержки одарённых детей и новых мест дополнительного образования детей.

Стоит отметить, что объединяющим звеном в реализации мероприятий, касающихся дополнительного образования детей, стал региональный модельный центр (РМЦ). Именно он формирует эффективную систему взаимодействия всех участников проекта, содействует внедрению и распространению модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечивает функционирование «Навигатора».

Сегодня в каждом районе Смоленской области есть муниципальные опорные пункты дополнительного образования детей, которые являются новым форматом проектного управления развитием муниципальной системы ДОД. И РМЦ осуществляет организационно-методическое, информационное, экспертно-аналитическое и консультационное сопровождение деятельности МОЦ.

Кроме того, РМЦ формирует современную систему сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров. Более 2 600 специалистов, работающих в сфере дополнительного образования детей, повысили свою квалификацию в рамках реализации 53 программ.

– РМЦ выявляет и распространяет лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов, разрабатывает и внедряет пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей, проводит независимую оценку качества и показателей удовлетворённости всех участников образовательных отношений. Всё это направлено на создание единого доступного образовательного пространства для всех категорий детей.

Доступно для всех

Важно, что при рассмотрении вопроса доступности дополнительного образования детей учитываются многие факторы: региональные особенности, уровень подготовки и способности детей с различными образовательными потребностями и возможностями (одарённых, проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).

В итоге на территории Смоленской области были внедрены шесть моделей выравнивания доступности дополнительного образования для разных категорий детей, 65 разноуровневых дополнительных образовательных программ, 59 дистанционных курсов, 6 заочных и сезонных школ для мотивированных ребят. Кроме того, создана платформа дистанционного обучения детей, на которой размещены и реализуются 22 лучших дистанционных программы учреждений дополнительного образования Смоленской области.

– Программы разных типов, разработанные педагогическими коллективами организаций дополнительного образования, позволяют удовлетворить потребности современных учеников и их родителей. Они решают задачи интеграции и преемственности дошкольного, общего, дополнительного, профессионального и высшего образования. Обеспечивают условия выявления, поддержки и развития одарённых детей. Повышают доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и попавших в трудную жизненную ситуацию.

Не последнюю роль в выравнивании доступности дополнительного образования сыграло и внедрение автоматической информационной системы «Навигатор дополнительного образования Смоленской области», которая позволяет семьям выбирать организации дополнительного образования и программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей.

Сейчас в этой системе зарегистрированы все 121 917 детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Смоленщины. По данным на конец ноября 2021 года, выдано 97 163 сертификата дополнительного образования, что составляет 80 процентов от общего количества детей. 86 697 ребят обучаются по программам дополнительного образования.

В «Навигаторе» зарегистрированы 740 организаций, предоставляющих услуги в сфере ДОД. Из них 635 учреждений работают в системе образования, 45 – культуры, 34 – спорта и 26 частных. Опубликовано 9 249 программ, из которых 8 523 относятся к сфере образования, 504 – культуры, 134 – спорта и 88 – частных организаций.

Кроме того, создано общественное экспертное сообщество для проведения процедуры независимой оценки качества программ, куда вошли 165 региональных экспертов. И уже 35 процентов программ системы ДОД прошли экспертизу.

В интересах развития

С 2020 года на территории Смоленской области успешно действует мобильный технопарк «Кванториум», который является структурным подразделением Вяземского железнодорожного техникума и представляет собой передвижной комплекс, реализующий обучение детей по программам инженерной направленности. В их числе такие направления, как виртуальная и дополнительная реальность, информационные технологии, геоинформационные технологии, аэротехнологии, промышленная робототехника, промышленный дизайн и хайтек.

– В прошлом учебном году МТ «Кванториум» работал на базе шести районов Смоленской области и охватил 32 населённых пункта. 6 263 ребёнка прошли подготовку по его программам и проектам. 4 038 обучающихся участвовали в массовых мероприятиях «Кванториума».

В 2022 году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» в Смоленске на базе лицея имени Кирилла и Мефодия будет создан Центр выявления и поддержки одарённых детей. На площади свыше тысячи квадратных метров разместятся лаборатории по робототехнике, информатике и информационно-коммуникационным технологиям, 3D-моделированию, художественная мастерская, лаборатория для исследований и проектной деятельности в области сельского хозяйства, химии и биологии, лаборатория физики и математики, зона коворкинга, конференц-зал и кампус.

В 2022 году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» в Смоленской области будут созданы новые места для реализации дополнительных программ по пяти направлениям деятельности; социально-гуманитарному, художественному, техническому, физкультурно-спортивному и естественно-научному. В частности, речь идёт о 399 местах в Смоленске и районе на базе Дворца творчества детей и молодёжи, Смоленского районного дома школьников и Печерской спортивной школы.

– Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что реализация федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» на территории Смоленской области обеспечивает качественные изменения в системе дополнительного образования детей. И происходит это за счёт создания доступной образовательной среды для всех категорий детей, внедрения современных механизмов управления и наращивания мотивационного потенциала личности в интересах инновационного развития региона.

Фото: Региональный модельный центр дополнительного образования детей

Алёна РЯБИНИНА

Ксения Кривова: Классный руководитель – это вторая мама
Как привлечь смоленских школьников в вузы региона?