Как привлечь смоленских школьников в вузы региона?
Образование

Как привлечь смоленских школьников в вузы региона?

13 декабря 2021 года в 17:01

Связь школьного и вузовского образования, а также пути привлечения смоленских школьников в высшие учебные заведения области обсудили в ходе расширенного заседания Комиссии Общественной палаты по образованию и науке. В дискуссии, помимо общественников, приняли участие представители администрации региона, руководители школ и вузов областного центра.

Актуальность вопроса обозначила ответственный секретарь областного отделения Российского союза молодых ученых, заместитель председателя Комиссии по образованию и науке Анастасия Бышевская. По ее мнению, за 15 лет существования отделения РоСМУ в нашей области произошли позитивные изменения и в вузовской, и в школьной науке, однако нерешенным остается важнейший вопрос – отток абитуриентов в столичные вузы.

«Нам нужно обсудить и выработать план того, что нужно сделать, наши школьники выбирали наши вузы, которым есть что предложить. Год науки и технологий наши ресурсы умножил, и их надо максимально консолидировать», – сказала она.

По словам руководителя регионального отделения Российского союза молодых ученых Сергея Образцова, выпускники смоленских школ уезжают в Москву и Санкт-Петербург по разным причинам. Например, часть учащихся, показавших отличные результаты в учебе, хотят получить образование в ведущих вузах страны, однако есть среди выпускников и те, кто не видит перспектив на своей родине – как в части высшего образования, так и в части трудоустройства. Однако такое мнение, подчеркнул Сергей Образцов, не соответствует действительности, что подтверждается практикой Смоленского филиала МЭИ.

«К нам постоянно приходят работодатели и говорят: «найдите нам хорошего инженера», но мы не можем им помочь, потому что все наши студенты трудоустроены, начиная курса с третьего, а с четвертого и на магистратуре абсолютно все выпускники трудоустроены – свободных нет», – сказал он, отметив, что это говорит о нехватке грамотных специалистов в регионе при том, что работодатели готовы предложить им зарплаты, способные конкурировать со столичными.

Каждый год смоленские вузы ведут битву за абитуриентов, констатировал Сергей Образцов, но выпускники школ продолжают уезжать в Москву, где поступают даже не в самые престижные вузы. Решение у этой проблемы, считает он, есть: нужно показать школьникам возможности, которые им могут предложить высшие учебные заведения Смоленска. Для этого нужно наращивать, а где-то – возрождать взаимодействие организаций двух уровней образования. Примеры такой работы есть, подчеркнул руководитель отделения РоСМУ, но они единичны и построены чаще всего на личных договоренностях ректоров и директоров, в то время как такое сотрудничество должно стать системным.

«Нам нужно объединить усилия среднего и высшего образования, чтобы наши лучшие выпускники оставались в Смоленске. В средних школах нужно показывать, что смоленские вузы могут предложить перспективу, а вузы должны показать, что они могут дать ребятам качественное образование, которое будет востребовано, пригодится им в жизни и станет первым шагом в их карьере в Смоленске», – сказал Сергей Образцов.

Акселератор школьной науки

Сотрудничество школ и вузов необходимо, а плюсы совместной работы очевидны, уверен директор Смоленского фельдмаршала Кутузова кадетского корпуса Максим Щегленко. Выступая в ходе дискуссии, он представил свой опыт такого взаимодействия, причем в нескольких общеобразовательных организациях – гимназии № 4, средней школе № 39 и кадетском корпусе. Остановился Максим Владимирович и на проблемах, которые возникают в ходе этой работы.

Одна из них, по его словам, заключается в том, что учителя школ не готовы давать учащимся исследовательские компетенции, вторая – в отсутствии мотивации, причем как у педагогов, так и у их учеников, необходимой для развития научных сообществ. Помочь с решением этих вопросов, по мнению директора кадетского корпуса, могут именно преподаватели вузов. Они, во-первых, могут развивать нужные компетенции как у детей, так и у взрослых, а во-вторых, повышать интерес учащихся ко всем формам научной деятельности, которой они могут заниматься в школах.

Повысить статус школьных семинаров и конференций, подчеркнул Максим Щегленко, может и привлечение к их проведению практикующих специалистов, а добиться всего перечисленного, по словам эксперта, может такая форма работы, как акселератор. Его длительность варьируется от нескольких дней до месяца, и в случае с научными сообществами он может быть организован в виде различных программ, проведенных в летних оздоровительных лагерях или в отдельной школе. В числе главных требований к этой форме работы – ее ориентированность на практику и неформальный подход, который сделает ее интересной для школьников.

«Наука должна стать модной, живой тусовкой, в которую дети будут хотеть вступить, потому что это увлекательно не только с точки зрения знаний, но и с точки зрения времяпровождения: они найдут единомышленников, с которыми им будет интересно», – считает он.

Участие в акселераторах экспертов и наставников из числа преподавателей вузов, дополнил Максим Щегленко, также даст их участникам возможность установить контакты с другими ребятами и кураторами проектов. Это, в свою очередь, откроет перед ними новые пути развития.

Вместе с тем, директор кадетского корпуса отметил и сложность, с которой можно столкнуться при организации акселераторов. Она, к слову, та же, что и во взаимодействии школ и вузов в целом.

«Мы, учителя, не всегда знаем, как правильно развивать исследовательские компетенции. Если на этом акселераторе сделать площадку для учителей, чтобы они включались в эту работу, может быть, даже вместе с детьми, я уверен, что и компетенции наших учителей вырастут», – завершил Максим Щегленко.

Отдельная площадка для педагогов в рамках акселератора необходима, поддержала спикера Анастасия Бышевская, поскольку в большинстве школ учителя не ориентированы на проектную или исследовательскую деятельность.

«Если акселератору быть, то с педагогами однозначно надо работать: это базис всего остального», – подчеркнула она.

Новые проекты «Сириуса»

О перспективах во взаимодействии среднего и высшего уровней образования в Смоленске и области рассказала директор Лицея имени Кирилла и Мефодия, исполнительный директор Ассоциации «Смоленский Олимп» Ольга Иванова. Она отметила: центр «Сириус» в настоящее время ставит перед регионами задачу организовать работу таким образом, чтобы школьники продолжали образование у себя на родине – в местных вузах. В том числе для решения этой задачи Центр запускает образовательный проект федерального уровня, который, в частности, предполагает создание в вузах лабораторий, где смогут заниматься дети – участники образовательных смен.

«Моя основная задача не в лицей инфраструктуру привлечь: мне как руководителю нужны хорошие лаборатории в вузах. Без вузов мы никуда не уйдем, потому что те задачи, которые ставит «Сириус», те проекты, которые нам дают предприятия, школьный учитель не сможет «поднять» – не потому что он плохой, у него просто другая задача», – обратила внимание участников встречи руководитель «Смоленского Олимпа».

Взаимодействие школ и вузов в нашей области есть и успешно реализуется, дополнила она, но новый проект «Сириуса» потребует расширения этого сотрудничества: не просто доступа школьников в вузовские лаборатории, но и помощи учащимся со стороны лаборантов и преподавателей институтов и университетов.

Продолжая тему сотрудничества организаций двух уровней образования, директор Лицея имени Кирилла и Мефодия поддержала своего коллегу Максима Щегленко в том, что такая работа, в том числе и научная, должна стать «тусовкой класса и вуза».

«Когда они с 8-го по 11-й класс вместе – пусть это будут вузовские олимпиады, дни открытых дверей – когда дети туда ходят, они привыкают ходить в вуз, и у них, может быть, впоследствии не возникнет желания куда-то уезжать: они сюда и поступят», – сказала Ольга Иванова.

Борьба за школьников

Мнение вузов участникам встречи представил ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков, который начал выступление с рассказа о работе, проводимой в СмолГУ в части создания здесь «Точки кипения». Напомним, появление в нашей области пространства, где руководители предприятий, представители органов власти, общественных организаций, эксперты и студенты смогут обмениваться опытом и знаниями, вырабатывать модели регионального развития, инициировал губернатор Алексей Островский. Эта структура официально еще не открыта, но работа на ее площадке уже проводится, отметил ректор СмолГУ:

«На сегодняшний день складывается очень хорошая история: на эту площадку полностью переходит ЦМИТ «Явир», и какая-та часть школьников продолжает свои работы на базе университета, там появилась «Фабрика процессов», там же создаётся точка проекта «Войти в айти». Как и любая «Точка кипения» – это открытое пространство, и мы надеемся, что сюда смогут приходить люди, начиная от детского садика и до серебряного возраста».

Что же касается других направлений сотрудничества школ и вузов, Михаил Николаевич подчеркнул, что успех этой работы во многом зависит и от желания образовательных организаций заниматься ею:

«Университет приходит в ту школу, где есть с кем работать, где есть катализатор такой деятельности».

Ректор СмолГУ, кроме того, обозначил еще одну проблему: несмотря на рост числа школьников в среднем звене образования, количество абитуриентов в вузах уже несколько лет остается на одном уровне. Это вызвано, по его словам, рядом факторов, среди которых и то, что большая часть школьников, заканчивая 9-й класс, продолжает учебу в системе среднего профессионального образования, и то, что многие выпускники 11-го класса уезжают поступать в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

«То есть работать нужно не с 10-11-ми классами, а с 8-9-ми, как минимум, а лучше – с пятыми, и работать, в том числе и над тем, чтобы они пришли в смоленские вузы», – подчеркнул Михаил Артеменков.

Школьники поступают в колледжи и техникумы не потому, что в них легче учиться, отреагировала и.о. начальника отдела профессионального образования Виктория Вишневская. Это, по ее мнению, результат профориентационной работы, которая проводится в области.

«У нас очень многое в регионе делается для того, чтобы детей привлекать в нашу систему: создаются современные мастерские, проводятся чемпионат для средних профессиональных организаций, мастер-классы и дни открытых дверей», – отметила она, дополнив, что такие мероприятия позволяют учащимся попробовать себя в профессии, понять, нравится ли ребенку это направление.

Представитель департамента, вместе с тем, согласилась с Михаилом Артеменковым, что работу со школьниками стоит начинать раньше, чем в 8-9 классах.

Привлечение юных смолян в вузы региона – задача разноплановая, но решать ее нужно, продолжил ректор СмолГУ. При этом, считает Михаил Артеменков, нужно уделять особое внимание тому, чтобы в Смоленске оставались лучшие выпускники наших школ.

Подводя итоги дискуссии, Анастасия Бышевская отметила: с учетом проекта, о котором рассказала Ольга Иванова, совместную деятельность школ и вузов необходимо рассмотреть на Совете ректоров вузов Смоленской области, где можно обсудить создание единой площадки для школьников и сотрудников высшей школы.

«Думаю, в вузовском сообществе найдется достаточно коллег, которые хотели бы поработать на такой площадке», – завершила она.

Фото: Алексей Матвеев

Алексей Матвеев

Траектория обновления дополнительного образования
В смоленских школах объявлен карантин на 7 дней