Невидимый подвиг в дистанте
Уже месяц как школьники и студенты сменили обычные парты на электронные: в середине марта на дистанционное обучение перешли вузы, а с 1 апреля к ним присоединились и школы региона. По итогам нескольких недель стало понятно, что повсеместная и экстренная цифровизация образования многим далась нелегко. Родители видят прикованных к гаджетам и компьютерам детей и возмущаются большим объёмом заданий, а школьные учителя, по словам одного из директоров образовательных учреждений, каждый день совершают «невидимый подвиг в дистанте». «Смоленская газета» выяснила, может ли онлайн-образование быть удобным и кому оказалось легче приспособиться к дистанту.
Школы
В начале апреля в департаменте по образованию и науке Смоленской области рассказали о том, как будет организован дистанционный формат обучения. Педагогам и ученикам предложили пользоваться федеральными образовательными платформами: Российская электронная школа (там находятся видеолекции, конспекты, тренинги, задания для проверки знаний), Московская электронная школа, Учи.ру, ЯКласс и другие. Все они открыли бесплатный доступ на время онлайн-обучения.
По словам и. о. начальника департамента Елены Талкиной, в двух школах Смоленска уже испытали платформу «Электронный журнал». В эксперименте участвовали гимназия № 1 имени Н.М. Пржевальского и средняя школа № 17. Система позволяет проводить уроки в режиме онлайн со всем классом, отдельными учениками и даже в нескольких параллельных классах. Здесь же можно записать видео с занятия, чтобы посмотреть его позже. Общаться педагог и ученики могут в чате, куда дети присылают выполненные задания.
Апрель показал, что пересесть с обычных парт за электронные оказалось непросто: многим педагогам пришлось экстренно обучаться компьютерной грамотности, а родители младшеклассников недовольны тем, что дети вынуждены много времени проводить за компьютером.
С перерывом на гимнастику
Один из успешных примеров временного перехода в онлайн – лицей имени Кирилла и Мефодия, который продолжает выстраивать образовательный процесс по расписанию. Правда, теперь уроки начинаются в 9:00 и длятся по 30 минут. После третьего занятия – обязательный получасовой перерыв на гимнастику и полдник. Видео с вариантами физических упражнений разослали всем лицеистам и опубликовали в официальной группе «ВКонтакте».
– В среднем для одного класса онлайн-уроки проходят по следующей схеме: два урока с неотрывным пребыванием у компьютера в течение 30 минут. Остальные – проводят с учётом ссылок на разные электронные ресурсы. Администрация собирает содержание занятий через Google-формы на предстоящие три учебных дня (не на неделю), такой вид работы позволяет отследить избыточность или недостаточность программного материала, а также период пребывания у компьютера, – рассказывает об образовательном процессе директор учреждения Ольга ИВАНОВА.
В отличие от остальных школ, в лицее – пять семестров, поэтому он выбивается из общего графика плановой годовой работы образовательных организаций. По этой причине на дистанционное обучение учреждение перешло с 26 марта, что дало возможность провести очные семинары для педагогов и выбрать удобные электронные площадки для взаимодействия с учениками.
В онлайн-обучении все средства хороши. Преподаватели сами определяют ресурсы для ведения уроков: это платформы «РешуЕГЭ», resh.edu, электронные учебники с сайта издательства «Просвещение», – собирают задания через Google-документы, дают онлайн-тестирования, общаются с учениками с помощью платформ Zoom, Skype, по электронной почте и в мессенджерах.
Помимо федеральных платформ образовательная организация запустила собственную электронную площадку kimstudy, которая призвана облегчить процесс передачи и сбора информации, а также выставление оценок. По словам Ольги Ивановой, для лицея это большой рывок в дистанционном образовании:
– На сегодняшний день точно можем сказать, что психологически все участники образовательного процесса адаптировались. Но в данном формате образовательная организация со всем запланированным материалом долго работать не сможет, так как значительно возросла нагрузка на детей и преподавателей. О преподавателях, кстати, мало кто говорит, а это плохо. Это «невидимый подвиг в дистанте».
По мнению руководителя лицея, экстренная цифровизация изменит будущее образовательного процесса: теперь ежегодный карантин из-за эпидемий гриппа и ОРВИ не будет останавливать обучение. Однако полностью дистант обычную школу не заменит – гаджеты лишают детей социальной адаптации и приобретения коммуникативных компетенций.
Соцсети в помощь
Невидимый подвиг каждый день совершает и Анна К., которая преподаёт русский язык и литературу в одной из школ Дорогобужского района. За пределами крупного города на гаджеты и компьютерную грамотность родителей и учеников уповать не приходится – в ход идут любые средства коммуникации. Порой фотографии сделанной «домашки» присылают педагогу и в социальных сетях.
По словам преподавателя, её коллеги подбирают удобные форматы работы: ведут онлайн-уроки сами, присылают детям готовые видеоуроки, дают задания на разных образовательных платформах. У половины учеников нет хорошего домашнего интернета, многие занимаются с телефона или планшета и даже не могут выполнить упражнения в электронных тетрадях.
– Использование таких заданий (таблицы на «Учи.ру», «Инфоурок») скорее должны быть для дополнительных оценок или дополнительной работы с одарёнными, мотивированными детьми, но не для всех. Сбрасывать дополнительный материал в виде презентаций, видеоуроков – да. Консультации от учителя в онлайн-режиме для всех, чтобы разгрузить и без того устающих родителей, – да. К обязательному можно отнести и работу с учебником, который есть абсолютно у всех детей. Всё остальное должно быть по желанию, как мне кажется. Но некоторые педагоги дают по десять заданий на каждый предмет без объяснений. Конечно, дети должны учиться самостоятельности, должны уметь находить нужную информацию сами, но такой вид работы всё же нужно чередовать с традиционным объяснением и закреплением материала: учитель объяснил, закрепили, выполнили самостоятельно, – уверена Анна (свою фамилию она попросила не раскрывать по объективным обстоятельствам).
Каждый новый день похож на день сурка из известного фильма: сначала шесть уроков по полчаса, потом наступает время проверки заданий – дети присылают их на почту в виде аудиозаписей, видео, текстовых документов и фотографий работ в тетради. Между этим нужно найти перерыв, чтобы написать ежедневный отчёт о проведённых занятиях. За компьютером педагог проводит по 10 часов.
Хромает и компьютерная грамотность. Особенно тяжело с пяти- и шестиклассниками, которые не умеют работать в текстовых редакторах и не знают, что такое презентация.
– Даже работу свою нормально сфотографировать не могут. На электронную почту отправлять не умеют, поэтому приходится собирать работы по всем соцсетям, – говорит педагог.
На первом месте – спокойствие
Смолянка Кристина ЧЕХОВА организовала для сына-четвероклассника комфортное расписание и делится советами в соцсетях. Посты собирают сотни лайков, десятки комментариев и внушают оптимизм: онлайн-обучение может проходить без стресса и в удовольствие. Но это зависит от сплочённой работы педагога и родителей.
– Я думаю, что нам в какой-то степени повезло в двух моментах, которые в дистанционном обучении играют решающую роль. Во-первых, ребёнок знает, что такое компьютер, свободно им пользуется в его 11 лет, нет необходимости что-то настраивать, помогать заходить в приложения и так далее. С первого класса Матвей знаком с площадкой «Учи.ру», там он занимается математикой, прошёл курс программирования и проходит все олимпиады. Во-вторых, задания, которые даёт учитель, не привязаны ко времени. Ну и ребёнок у нас один, что тоже играет свою роль. У него нет необходимости делить компьютер или планшет, чтобы сделать задания, – объясняет Кристина.
Ещё до перехода на дистанционное обучение она решила, что завершить школьный курс за четвёртый класс сыну придётся самостоятельно, поэтому составила график и подобрала задания на «Яндекс.Учебнике». Проверенную платформу позже она порекомендовала и учителю сына.
Объём заданий довольно большой: письменные упражнения в обычной тетради сочетаются с электронными платформами, но последние – скорее факультативные. По словам мамы, если у детей нет компьютера или другого гаджета, балл за онлайн-задания ему не снизят:
– Выполнение ежедневных заданий ребёнок начинает где-то в 11 утра (даю ему возможность спокойно начать утро, поваляться, позавтракать, поиграть). Сначала делает упражнения в «Яндекс.Учебнике», затем мы обсуждаем заданное письменно. На занятия в день тратится где-то два – два с половиной часа. Конечно, иногда бывает больше, если ребёнок начинает лениться, но, честно, кому из нас сейчас не хочется полениться и кто идеально и продуктивно работает из дома? Иногда литературу и окружающий мир делаем за неделю на выходных. Читает, что задано, обсуждаем, при необходимости записывает в тетрадь. Музыку, которую задают, слушает параллельно тому, как делает «домашку», ведь чаще всего это классика, и она отлично идёт фоном к урокам.
Кристина отмечает: самое главное – это спокойствие ребёнка и родителей.
– Не стоит пытаться в сложившейся ситуации вырастить за пару месяцев гения, не нужно пытаться успеть всё, если это не получается. Дети сейчас тоже испытывают стресс, даже если взрослым кажется: «А что такого, они же дома сидят». Поэтому не нужно устраивать ещё больший стресс из-за учёбы. Не нужно ругаться, кричать, топать ногами, если у ребёнка что-то не получается. Мир не рухнет, если отличница получит в четверти «четвёрку», а не «пятёрку», а двоечник не станет гением. Стресс влияет на иммунитет, а это сейчас никому не нужно.
Вузы
Высшие учебные заведения перешли на дистанционное обучение ещё в середине марта – на две недели раньше школ. Сейчас Министерство науки и высшего образования активно прорабатывает возможность применения онлайн-технологий не только в учебном процессе, но и во время сдачи экзаменов. Вузы готовят свои предложения, которые позволят соблюсти все нормы и требования безопасности. Обсуждается даже возможность внедрения системы распознавания лиц.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, выступая на Московском международном салоне образования, сравнил происходящее в сфере образования с изменениями в индустрии медиа: теперь преподаватели университетов должны «держать эфир», помнить о заднике и освещении, выстраивать драматургию занятия. Вместо пар теперь ток-шоу в прямом эфире, где каждый педагог – и ведущий, и сценарист, и режиссёр.
По мнению министра, за месяц удалённой работы сделать цифровые технологии органичной частью учебного процесса пока не удалось, но дальнейшая цифровизация поможет российскому образованию, как и лучшему медиапродукту, выйти на экспорт и быть востребованным во всём мире.
СмолГУ
Крупнейший вуз региона – Смоленский государственный университет перешёл на дистанционное обучение с 16 марта. За это время и преподаватели, и студенты привыкли к онлайн-занятиям и даже начали участвовать в научных и творческих мероприятиях, тоже виртуально. Впереди – летняя сессия, итоговая государственная аттестация и приёмная кампания.
Переход на «цифру» не оказался для университета внезапным: несколько лет в вузе существует собственная информационно-образовательная среда, а преподаватели знакомятся с лучшими онлайн-практиками на стажировках в крупных федеральных университетах.
– Успешности перехода СмолГУ на дистанционную форму обучения способствовали несколько слагаемых. Во-первых, у университета есть своя электронная информационно-образовательная среда Moodle, которая работает уже пять лет. Её эффективность подтвердили прошедшие аккредитации, и сейчас она прекрасно показала свои возможности: мы не испытываем таких проблем, как школы, которые пользуются федеральными платформами, не рассчитанными на такой поток обращений, и которые сталкиваются с их «подвисанием». Вторая часть – программная, всё необходимое обеспечение также было закуплено университетом. В-третьих, это психологическая и компетентностная готовность преподавателей и студентов к работе в дистанционной форме. В этой части, конечно, никто не был готов к такому полному погружению, но в течение месяца все перестроились, все стараются отвечать новым требованиям, – комментирует ректор Смоленского госуниверситета Михаил АРТЁМЕНКОВ.
В СмолГУ работает горячая линия, по которой преподаватели и обучающиеся могут получить консультацию по методическим и техническим процессам.
Следом за образовательным процессом в онлайн перешла научная и внеучебная деятельность. Недавно традиционная студенческая научная конференция впервые состоялась в дистанционном формате. Свои доклады молодые исследователи представили не за кафедрой, а дома, сидя перед монитором. В ближайшее время в онлайн-режиме проведут и знаменитый в университете фестиваль «Студенческая весна», и конкурс красоты и талантов «Мисс и Мистер СмолГУ», и мероприятия, посвящённые 75-летию Великой Победы.
– Что касается сложностей, мы видим, что нарушены традиционные каналы коммуникации, поэтому университет активно ищет новые пути в этой сфере. Мы запускаем YouTube-канал, подбираем удобные способы взаимодействия со студентами и преподавателями и готовимся провести первый День открытых дверей онлайн. Конечно, мы начинаем задумываться о том, что будет после. Мы понимаем, что ценность нашего образования состоит в возможности прямого общения, и в дистант университет полностью никогда не уйдёт. Однако отдельные элементы того, что наработано в течение этого периода, несомненно, станут традиционной практикой, которая пополнит элементы образовательной, научной и внеучебной деятельности, – отмечает руководитель университета.
Валерия ОЛЕШКЕВИЧ, преподаватель кафедры литературы и журналистики, кандидат филологических наук:
– Несмотря на сложную ситуацию с пандемией, на работу удалённо смотрю сейчас только положительно. В самом начале перехода на дистанционное обучение возникали, конечно, трудности с организацией учеников, так как я веду несколько групп в университете, а также занимаюсь репетиторством с некоторыми школьниками. Но в течение первой недели разобралась с работой и смогла грамотно её распределить.
Так как со студентами мы занимаемся в основном практикой, они присылают мне выполненные задания для проверки. Плюсом занятий вне классической пары (1,5 часа) является, конечно, то, что проверке ответов можно уделить больше времени, оставить детальный комментарий каждому ученику.
Помимо университетской системы Moodle я консультирую студентов и в социальных сетях. Они знают, что всегда могут обратиться ко мне с любым вопросом. Так, например, курсовые проекты нам пока удобно обсуждать «ВКонтакте», но результаты исследований будем анализировать онлайн в Skype.
Так что сейчас уже работать дистанционно стало в радость: организуешь рабочее время под свой комфорт и можешь обеспечить индивидуальный подход к ученику! Это, конечно, небывалая роскошь в нынешней ситуации.
СГМУ
Смоленский государственный медицинский университет перешёл в онлайн с 17 марта.
– Основным ресурсом является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – cdo.smolgmu, платформа Moodle. Все преподаватели задействованы в реализации образовательных программ, они используют в работе сервис видеосвязи Zoom, бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения onlinetestpad, для удобства задействуют электронные почтовые ящики. 100% обучающихся подключены к информационно-образовательной среде и электронной библиотечной среде, студенты могут свободно пользоваться всей необходимой учебной литературой на площадках «Геотар-Медиа» и «Юрайт», – комментирует ректор СГМУ Роман КОЗЛОВ.
Медуниверситет также готовится к летней сессии и итоговой аттестации выпускников в удалённом режиме.
Помимо образовательной деятельности СГМУ как медицинский вуз участвует в противовирусных мероприятиях. 950 представителей университета – преподаватели, студенты и ординаторы трудятся на передовой в клиниках региона, помогают в качестве волонтёров.
По словам Романа Козлова, для подготовки специалистов по борьбе с коронавирусной инфекцией организовали в медуниверситете дистанционные краткосрочные курсы повышения квалификации:
– Специалисты с медицинским образованием разного уровня крайне востребованы в сложный период борьбы с коронавирусной инфекцией, поэтому в СГМУ разработаны и реализованы утверждённые Минздравом России четыре программы повышения квалификации по различным аспектам коронавирусной инфекции. Краткосрочные курсы позволили оперативно расширить знания о принципах диагностики, лечения и профилактики коронавирусной инфекции.
Обучение прошли более 1 300 человек – это сотрудники университета, студенты-волонтёры, 391 ординатор, аспиранты и врачи всех специальностей, более 460 врачей муниципальных и федеральных медицинских организаций.
Сейчас в Министерстве здравоохранения находятся на утверждении ещё две программы повышения квалификации СГМУ для среднего медицинского персонала и врачей.
Как и представители других вузов, студенты медуниверситета в качестве добровольцев участвуют в волонтёрских штабах, принимают звонки по телефонам горячей линии и консультируют смолян по возникающим вопросам о коронавирусной инфекции.
С 31 марта студенты-волонтёры СГМУ оказывают помощь медицинскому персоналу Смоленской областной детской клинической больницы.
Светлана РЕШЕТОВА, студентка пятого курса лечебного факультета СГМУ:
– Мы до конца не верили, что перейдём на дистанционное обучение, ведь наша специальность полностью основана на контакте с людьми. Но в итоге преподаватели выходят с нами на контакт, сообщают обо всём, что происходит. Сейчас на нашем курсе занятия идут циклами, то есть не каждый день по нескольку предметов, а один в течение нескольких недель. На разных кафедрах форма обучения разная: кто-то задаёт ежедневные рефераты, кто-то – ситуационные задачи, кто-то присылает вопросы, на которые нужно ответить. Некоторые преподаватели позаботились о нас и прислали всю необходимую литературу: учебники, кафедральные методички. Многие дают полноценную обратную связь, разбирают ошибки, кто-то, к сожалению, этого не делает
Онлайн-обучение выматывает. За компьютером я провожу в среднем по семь часов – с 10 до 17. Литература по большей части тоже электронная – пока всё изучишь, проходит много времени, устают глаза. Уже очень хочется вернуться в привычный режим, к живому общению с преподавателями и одногруппниками. Для медиков важен наглядный пример.
Фото: из личных архивов, предоставлены пресс-службами учебных организаций
Анастасия Разумная