От поделок на уроках до приложений для смартфона
В наши дни всё большую популярность приобретают иностранные языки. Люди путешествуют, общаются с иностранцами по работе, заводят друзей по переписке в интернете из разных стран. Учат языки и дети, и взрослые. Обо всех тонкостях этого непростого процесса «Смоленской газете» рассказала директор образовательного центра «Fine» Екатерина Машурова.
Дети во время занятия должны радоваться
– Екатерина, кому проще овладевать языками – детям или взрослым?
– Конечно же, природу не обманешь. Легче и более эффективно этот процесс проходит у детей. С годами нужно прилагать больше усилий. Но я могу сказать только одно: радость этот процесс приносит в любом возрасте.
– А какие факторы влияют на овладение языком? Если у взрослого человека, например, нет такой сильной мотивации, что это нужно для работы или для того, чтобы переехать жить за границу, – возможно ли выучить язык?
– Возможность трудоустройства, возможность получить стажировку, поучиться за рубежом или эмигрировать, безусловно, являются сильными мотиваторами. Но не стоит сбрасывать со счетов и то, что многие занимаются языками для саморазвития. И это важный фактор, который влияет на процесс обучения, потому что язык приносит понимание другой картины мира, расширяет границы восприятия, делает человека более гибким, помогает ему переключаться, принимать более взвешенные решения в его повседневной жизни. Всё это обогащает жизнь человека.
– А если речь идёт о детях, какие здесь факторы работают?
– Что касается детей, процесс обучения строится с помощью соблюдения двух основных правил. Первое – это радость, удовольствие. То есть дети во время занятия должны радоваться: они поют песенки, участвуют в драматизациях, делают поделки. И второе – это регулярность. Для деток пусть даже меньше будет объём усваиваемой информации, но он должен усваиваться регулярно.
– Сейчас есть такая тенденция, что детей начинают обучать языкам всё раньше и раньше. В каком возрасте лучше всего начинать?
– Вопрос философский, потому что есть, например, билингвы, которые родились в двуязычных семьях и с самого рождения осваивают два языка, и оба для них являются родными. Но в нашей смоленской действительности ситуация, разумеется, совсем другая. Для того чтобы решить, с какого возраста ребёнку начать изучать язык, прежде всего следует посмотреть на его психологическую готовность. Для некоторых это актуально с трёх-четырёх лет, но большинство деток начинают с пяти.
– Как правило, в языковой школе занятия проходят два-три раза в неделю, а вы говорили, что для детей важна регулярность. Нужно ли родителям всю оставшуюся часть недели заниматься с детками самим?
– Нам часто приходится сталкиваться с тревожным вопросом родителей: «Что мне делать? Я немецкий изучал, я не знаю английского». На самом деле ничего делать не надо. Обучать ребенка должны профессионалы. А родителю необходимо дома обеспечить образовательную среду. Для маленьких детей – это послушать песенку, посмотреть вместе какой-то мультфильм или видео на иностранном языке. Это посильно каждому родителю. А для детей более старшего возраста и для взрослых работает принцип посильности. Мы не можем задавать ни ребенку, ни любому нашему ученику того, что он не может выполнить сам.
Что можно выучить за 16 часов?
– Нередко в наши дни приходится сталкиваться со всевозможной рекламой в духе: приходите к нам, отдайте деньги, и мы научим вас английскому языку за 16 часов. На самом деле чудес не бывает?
– К сожалению, не бывает. Если бы экспресс-методы работали, мы бы с вами говорили не на одном, двух или трёх языках, а, может быть, на десятках или сотнях. Изучение языка – это всё-таки процесс поступательный, который имеет свои закономерности, свои кризисы, свои особенности. Экспресс-курсы тем не менее имеют место быть, если нужно освоить какой-то «курс для выживания», получить базовые, минимальные навыки коммуникации в иноязычной среде, чтобы человек элементарно мог заказать себе еду или добраться до автобусной остановки.
– Объективно за 16 часов что можно выучить?
– Я думаю, приветствие, рассказ о том, кто вы, о своей семье – и, пожалуй, всё.
– Вы упомянули кризисы в изучении языков. Расскажите об этом подробнее...
– Кризисы основаны на особенностях освоения иностранного языка как системы. И, например, один из таких ярких моментов – это когда дети изучают язык сначала с устным опережением: они учатся разговаривать, рассказывать, кто они, что они любят. А потом потихонечку начинают изучать алфавит: буквы, звуки. Сложным моментом является переход от устной речи к письменной, когда нужно поставить руку, учиться писать не только на родном языке, но и на иностранном, переключаться с одной картины мира на другую. Естественно, это не очень комфортная ситуация. У детей такой вот кризис. А для взрослых это необходимость всесторонне окружить себя иностранным языком. Нужно поменять образ жизни: слушать песни на изучаемом языке, читать книги, слушать новости. Желательно найти друзей по переписке. Нужно регулярно делать домашнюю работу. И всё это, безусловно, вызывает внутренний бунт, преодолев который, человек выходит на новый уровень, и это приносит ему удовольствие.
– В современном мире подход к изучению языков уже не такой, как был, скажем, лет двадцать назад, когда были школа, учебник, учитель, и ты читал, переводил, пересказывал – и больше ничего. Расскажите, какие методики на сегодняшний день считаются наиболее эффективными...
– Это вопрос очень обсуждаемый, потому что на сегодняшний день, наверное, эффективной методикой является та, которая помогает конкретно вам. Поэтому главенствующим остается индивидуальный подход к личности каждого ученика. А вот способов, с помощью которых можно преподавать и изучать иностранный язык, сейчас множество. Благодаря технологиям, благодаря интернету процесс изучения стал намного проще. Мы можем использовать различные приложения на мобильных устройствах, которые регулярно напоминают о том, что нам нужно повторить слова по теме, или изучить какое-то правило, или написать письмо какому-то человеку. Умение сочетать разные информационные технологии, традиционные методы и индивидуальный подход к каждому ученику – это на данный момент ключевые умения педагога.
Стоит ли учить грамматику?
– По поводу всевозможных приложений – а всему ли, что нам нынче предлагают, можно верить? Не выучишь ли таким образом какую-нибудь абракадабру вместо иностранного языка?
– Конечно, может такое случиться. Чего только стоят пользовательские онлайн-словари. Они грешат тем, что кто угодно может их редактировать, добавлять свои значения, которые не всегда соответствуют действительности. Та же самая ситуация актуальна и для приложений. Но есть флагманы: прежде всего это иностранные издательские дома, которые много лет издают литературу для изучения английского языка, и их приложения пользуются огромной популярностью в интернете.
– У некоторых бывают такие пессимистические взгляды: «Если бы мы жили где-то за границей, то за год уже заговорили бы, как носители языка, а здесь выучить иностранный язык в принципе невозможно»...
– Можно оказаться за рубежом и работать среди русскоязычных эмигрантов, и в этом случае ни о каком качественном скачке в освоении иностранного языка говорить не приходится. А можно оказаться в университете или в какой-то крупной международной компании, где коммуникация только на этом языке, и вы там «подрастёте» не то что за год – за три месяца будете уже чувствовать себя гуру. Несмотря на то что мы несколько оторваны от языковой среды других стран, информационные технологии помогают нам окружить себя иностранным языком практически в равной степени. Всё зависит от нашего желания выйти из зоны комфорта.
– Есть всякие интенсивные курсы, в том числе и с выездом за границу. Насколько хорошо это работает?
– Рынок образовательных услуг за рубежом очень развит, и вы можете найти большое количество языковых школ по всему миру. Тут нужно учитывать специфику страны и специфику школы. Есть ли система национального рейтинга, система международного рейтинга для подобных учебных программ. Все они очень разного уровня. Есть очень эффективные курсы, которые помогают и раскрепоститься, и подготовить человека к коммуникации – деловой или, наоборот, общеязыковой. А иногда это похоже на обычные развлекательные летние лагеря, которые преследуют несколько другие цели.
– Популярный нынче вопрос: стоит ли учить грамматику? Некоторые придерживаются мнения, что нужно изучать иностранный язык так, как учат дети свой родной. Они же не изучают грамматику, а просто начинают говорить...
– Это такой относительный момент, потому что мы изучаем в школе курс русского языка. Я могу сказать следующее: язык – это комплексное явление. Когда ко мне приходят люди и просят: «Научите меня разговорному языку», – я всегда тушуюсь и отвечаю: «Простите, но я не знаю такого языка». Есть язык в совокупности всех своих элементов. Есть основные знания и умения, которые помогают вам на этом языке успешно коммуницировать, поэтому выделять какой-то из элементов – это нарушать целостность системы, а это контрпродуктивно.
– То есть грамматика всё-таки нужна?
– Грамматика нужна, как и лексика, и фонетика, и умение читать, писать, аудировать и говорить – это всё комплекс.
– Давайте резюмируем, что необходимо для успешного освоения языка?
– Желание, педагог-профессионал и погружение в мир иностранного языка.
Фото: fine-center.ru, pixabay.com
Татьяна Борисова