Михаил Артеменков: Сетевые программы работают для региона

Фото: © пресс-служба СмолГУ

Образование

Михаил Артеменков: Сетевые программы работают для региона

21 сентября 2024 года в 12:00

Целевое обучение как важный механизм, призванный решить проблему дефицита кадров в регионе, стал предметом беседы с первым заместителем министра образования и науки Смоленской области Диной Хнычёвой, интервью с которой опубликовано на 6–7-й страницах этого номера газеты. Одна из площадок реализации этого механизма – Смоленский государственный университет, где, помимо прочего, уже несколько лет ведётся подготовка специалистов по так называемым сетевым программам. Особенно громко об этом направлении заговорили в прошлом году, когда в одном из старейших вузов области начался набор на образовательную программу, выпускники которой получат диплом Московского авиационного института. За прошедший год в этой сфере произошёл ряд изменений, и о них мы поговорили с ректором Смоленского государственного университета Михаилом АРТЕМЕНКОВЫМ.

Фото: © пресс-служба СмолГУ

Приёмная кампания прошла успешно


– Михаил Николаевич, прежде чем перейти к главной теме нашей беседы, расскажите, пожалуйста, немного об итогах приёмной кампании 2024 года...

– Приёмная кампания каждый год – большое испытание для любого университета, и в этом году Смоленский государственный университет прошёл это испытание, я считаю, на отлично. На сегодняшний день у нас приступили к обучению по всем формам и уровням 1 342 студента. Ещё продолжается набор на программы аспирантуры, и мы также говорим, что за пределами этих цифр есть и поступления на сетевые программы, и отдельно могу сказать, что в этом году СмолГУ впервые открыл программы среднего профессионального образования. К нам пришло более 100 человек.

– По каким показателям вы оцениваете итоги приёмной кампании?

– Во-первых, это общее количество принятых студентов, потому что университет – это прежде всего студенты и преподаватели. В этом году мы в целом приняли больше студентов, чем в предыдущие годы, и для нас это главный, очень важный показатель.

Второй немаловажный показатель – выполнение контрольных цифр приёма, то есть заполнение всех бюджетных мест, и в 2024 году эту задачу мы решили в полном объёме.

Третий показатель, конечно, всегда вызывает массу дискуссий – это средний балл ЕГЭ. В этом году, по нашим предварительным оценкам, средний балл ЕГЭ поступивших в университет превысил 68 баллов. Мы считаем, что это достаточно высокий уровень, который говорит о том, что к нам пришёл тот абитуриент, который желает учиться, умеет учиться, и в самом университете у него тоже будут хорошие показатели.

– Какие-то особенности приёмной кампании 2024 года вы можете выделить?

– В этом году, как мы знаем, можно было пересдавать ЕГЭ по одному из предметов, и нам предстоит проанализировать, как это отразилось на среднем балле ЕГЭ. Всё больше абитуриентов при поступлении пользуется порталом «Госуслуги», но в целом могу отметить, что приёмная кампания прошла спокойно, привычно, и мы довольны полученными результатами.


Что такое сетевые программы?


– Михаил Николаевич, в Смоленском государственном университете сегодня реализуется несколько сетевых программ, о которых мы хотим с вами поговорить. Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что это за программы...

– Для начала скажу несколько слов о том, что вообще такое «сетевые образовательные программы», чтобы наши читатели смогли погрузиться в эту особенность современного образования.

В этом случае мы говорим о тех образовательных программах, которые реализуются не так, как все мы привыкли, – самим вузом, без помощи кого бы то ни было, как, в общем-то, и реализуется большая часть программ. Сетевые программы объединяют ресурсы нескольких организаций: либо нескольких университетов, либо университета и организаций – индустриальных партнёров, в интересах которых эти программы осуществляются. Сегодня сетевая программа – основной, наверное, тренд, о котором говорит и министр науки и высшего образования России Валерий Николаевич Фальков. Это те программы, на которые обращает внимание и наш губернатор Василий Николаевич Анохин. Почему? Потому, что эти программы действительно позволяют аккумулировать ресурсы нескольких организаций, чтобы дать, во-первых, качественное образование студентам, во-вторых, выстроить в регионе, если мы говорим о нас, новые образовательные программы, которые в одиночку запустить крайне тяжело. Преодолевая эту проблему, мы можем предложить жителям региона – нашим школьникам – программы, которые востребованы, интересны, дают качественное образование на уровне лучших вузов нашей страны. И самое главное – это программы, которые нужны работодателю, а значит, у выпускника есть практически стопроцентная гарантия того, что он получит хорошую работу.


Четыре смоленские программы


– И давайте перейдём к нашим сетевым программам. Говорю «нашим», потому что вуз наш, смоленский, значит, и программы наши...

– Спасибо, это очень приятно слышать! Мы действительно говорим о том, что работаем для региона, и именно это измерение для нас самое важное. В этом году на сетевые программы мы приняли более ста человек.

Уже второй год мы принимали студентов на сетевые программы, которые реализуем совместно с Московским авиационным институтом, – как и в прошлом году, набирали на две программы, связанные с ракетостроением и самолётостроением. Мы в определённой мере считаем их флагманскими, потому что здесь есть три важных аспекта. Первый – это очень серьёзные инженерные программы, которых в Смоленске до прошлого года никогда не существовало. Второй – у нас есть понятный заказчик, в интересах которого эти программы реализуются, – Смоленский авиационный завод. И третий – то, что все студенты, которые учатся на них, являются целевиками. То есть они уже, по сути, подписали контракт о том, что после окончания обучения придут работать на Смоленский авиационный завод. Я думаю, что это очень важный момент. Авиационный завод помимо государственных гарантий предоставляет им своё – дополнительное – социальное обеспечение, и студенты, например, получают повышенную стипендию. Важно и то, что с нынешними первокурсниками уже встречался один из руководителей авиационного завода, рассказывал им и о заводе, и о преимуществах работы на нём.

Есть и ещё ряд хороших дополнений: в частности, студенты посещают Московский авиационный институт, ездят на разные экскурсии. Мы очень довольны тем, что наш партнёр активно участвует в их подготовке, и я могу отметить, что для нас МАИ – очень серьёзный, ответственный, хороший и, можно сказать, дружественный партнёр, с которым очень удобно работать. А для студентов важно, что они, завершив обучение, получат диплом ведущего вуза нашей страны.

– Мы недавно общались с теми, кто учится на «авиационной» программе, и ребята отмечали два её основных плюса. Первый – они буквально год-два назад даже не могли представить, что в Смоленске будет такое образование, второй – они уже со второго курса имеют возможность практиковаться непосредственно на заводе. То есть они уже на младших курсах знают, чем конкретно будут заниматься на производстве?

– Абсолютно верно. Есть договорённость, что в конце второго курса студенты пойдут на практику на авиационный завод, где уже планируют, кого в какие подразделения распределить. То есть, по сути, дальнейший период обучения они будут готовиться под конкретное рабочее место, и писать дипломную работу они будут по заказу завода, в рамках своих трудовых обязанностей. Завод говорит о том, что у этого поколения инженеров будут очень большие карьерные перспективы, потому что задачи, которые будут ставить перед ними, сегодня решать некому. Это передовая науки и техники, и здесь есть все возможности для быстрого продвижения. Об этом же, надо отметить, говорил и ректор Московского авиационного института Михаил Асланович Погосян, который летом посещал наш город, университет. Мы общались и с Василием Николаевичем Анохиным, и с представителями заводов и подтвердили все договорённости, которые были достигнуты ранее.

Вторая сетевая программа – по радиотехнике, которую мы реализуем уже третий год, – наша, как я говорю, смоленская, потому что мы реализуем её совместно с нашим производственным партнёром – компанией «Завант». Она уже нашла своё место: о ней знают абитуриенты, и её целенаправленно выбирают. На неё мы получаем достаточно большое количество бюджетных мест, которые без каких-то проблем заполняем: в этом году к обучению приступили 27 человек. Её главные преимущества заключаются в том, что у нас, опять-таки, есть конкретный индустриальный партнёр, который заинтересован в этих ребятах, часть образовательного процесса проходит на базе самой организации, и ребята, по сути, обучаются и работают. Большая часть нынешних третьекурсников уже трудоустроены – мы об этом говорили с руководителем предприятия, – причём, надо сказать, с очень конкурентной зарплатой. У этого направления очень серьёзные перспективы: мы видим заинтересованность компании, и уже с прошлого года мы готовим аспирантов по радиотехнике, что для Смоленска, согласитесь, очень серьёзно. Надеемся, что эта программа выльется в последующие шаги по развитию инженерного образования.

– И у нас, Михаил Николаевич, остались ещё две программы…

– Они новые – запущены только в этом году. Одна разработана в интересах IT-отрасли. Сама программа подготовки по прикладной математике и информатике у нас реализовывалась очень давно, ещё с нулевых годов, но в этом году мы начали сотрудничать с Высшей школой экономики, и это взаимодействие должно усилить ту часть, которая связана с программированием. Прежде всего это курсы, где ВШЭ располагает своими, очень серьёзными компетенциями – это прежде всего искусственный интеллект. В этом году к ней был большой интерес, и мы рассчитываем, что с каждым годом интерес будет только нарастать. Результатом обучения по этой программе также является получение двух дипломов – Смоленского госуниверситета и Высшей школы экономики, что, конечно, является очень серьёзным конкурентным преимуществом. Ряд преподавателей СмолГУ очень активно контактировали с Высшей школой экономики, перенимая у коллег определённый методический опыт, чтобы вести часть курсов. Ещё часть будут вести преподаватели Высшей школы экономики – здесь мы работаем в очень тесной связке.

Последняя сетевая программа связана со строительством: благодаря поддержке правительства Смоленской области, лично губернатора мы получили бюджетные места на это направление подготовки. Мы несколько раз встречались с представителями строительной отрасли, наших крупных компаний, которые выразили большой интерес к возобновлению серьёзной очной подготовки строителей в нашем регионе.

Мы заключили договор с Московским государственным строительным университетом – лидером строительного образования, набрали более двадцати студентов и уверены, что результат этой работы будет виден практически сразу. Некоторые компании уже заявили о желании встретиться с первокурсниками, обсудить с ними условия обучения и, может быть, с кем-то из них заключить целевые договоры, чтобы в дальнейшем готовить кадры исключительно под свои требования. Понятно, что в рамках этой программы МГСУ будет участвовать в реализации ряда специальных дисциплин, и у нас есть договорённость, что студенты старших курсов смогут получить смежную квалификацию – как переподготовку в МГСУ – и прийти к работодателю с двумя квалификациями. Например, непосредственно строительство, поскольку у нас самый классический профиль – промышленное и гражданское строительство, и, скажем, параллельную специальность – сметчик, специалист, умеющий работать с БИМ-технологиями, другими цифровыми технологиями, которые применяются в строительстве.


Девушки-технари, привилегии и перспективы


– Интересно, что на технических, казалось бы, мужских специальностях – самолёто- и ракетостроение – обучаются и девушки…

– Да, девушки тоже выбирают эти программы – правда, надо сказать, что в прошлом году их было много, а в этом пришли буквально две-три. Но мы понимаем, что сегодня инженерные специальности очень сильно изменились, они требуют разных подходов, и я уверен, что у современных девушек достаточно конкурентных преимуществ, чтобы обучаться на этих программах подготовки.

– Михаил Николаевич, у тех, кто идёт на сетевые программы, какие-то привилегированные условия поступления или поступают, как говорится, на общих основаниях?

– Основания общие, они поступают в рамках единого порядка приёма. Единственное – если это программы, предполагающие целевые места, то здесь есть свой целевой конкурс, связанный с заказчиком обучения, который участвует в отборе кандидатов. В этом году порядок целевого набора немного изменился, и мы будем анализировать, насколько заказчик и абитуриент стали ближе или дальше. Сейчас в стране вообще развернулась очень большая дискуссия на эту тему, и свою точку зрения высказывают ректоры ведущих технических вузов.

– Если выпускник сетевой программы, допустим, по самолётостроению, скажет: «Я окончил Московский авиационный институт», – много лукавства будет в его словах?

– Не будет никакого лукавства. Как я уже сказал, каждая программа заканчивается немного разными результатами: где-то – одним, где-то – двумя дипломами, где-то – переподготовкой. Но ведь самое главное в образовании – не диплом, хотя мы понимаем, что и у «корочки» есть такая сила – «я выпускник такого-то вуза». Самое главное, что интересует работодателей, и мы об этом знаем, – уровень знаний, компетенций и в целом готовности работать, с которыми к ним приходит устраиваться молодой специалист.

В этой части мы можем очень ответственно сказать, что качество подготовки наших ребят будет соответствовать самым высоким требованиям и даже в чём-то их превосходить. Наверное, каждый согласится, что ни один уважающий себя университет не выдаст диплом тому выпускнику, чья квалификация не соответствует стандартам этого университета. И, собственно, это главное, о чём мы говорили и с Московским авиационным институтом, и с Высшей школой экономики, и с Московским государственным строительным университетом: если они дают выпускникам свои документы – дипломы, то они признают, что качество подготовки выпускников соответствует их стандартам.

Никаких сомнений в том, что выпускники сетевых программ – качественные специалисты, возникать не должно, иначе они просто не получили бы диплом.

– Сейчас все сетевые образовательные программы – технические. Есть ли вероятность, что в будущем – через год, два или больше – появятся программы гуманитарной направленности?

– Мы должны понимать, что сетевые программы прежде всего открываются там, где не существовало определённого направления подготовки, но в нём есть потребность, которую нужно быстро и качественно закрыть.

И если мы говорим о гуманитарных программах, то мы понимаем, что в этой части наш университет всё-таки сам обладает и очень большой историей, и компетенциями, и профессорско-преподавательским составом. Я считаю, что подготовка по гуманитарным, социогуманитарным направлениям в нашем университете полностью соответствует лучшим стандартам, и доказательством этого является то, что выпускники бакалавриата СмолГУ без каких-либо проблем поступают в магистратуры ведущих вузов нашей страны. Наших выпускников можно встретить и в Высшей школе экономики, и в РУДН, и в МГУ, а это значит, что качество их подготовки соответствует стандартам для поступления в лучшие гуманитарные вузы.

Но, как и в любой сфере, жизнь не стоит на месте, и мы понимаем, что абитуриентам надо предлагать новые программы, востребованные жизнью, работодателями и в целом современным днём. Поэтому, конечно, мы задумываемся и о новых языках, и о развитии журналистики, медиакоммуникаций. И когда мы увидим, что в таких программах есть потребность, их можно и нужно создавать, потому что абитуриенты готовы на них поступать, то мы, чтобы обеспечить качество подготовки, особенно на первых порах, скорее всего, пойдём по этому пути, тем более что для нас он известен, понятен.

Надо сказать, что наш опыт уже заметен на федеральном уровне, и, в общем, сложно назвать какой-то другой региональный вуз, у которого было бы такое количество сетевых программ с такими серьёзными партнёрами.


Интерес к сетевым программам сохраняется


– Ставит ли развитие сетевых программ одной из своих задач оставить молодёжь на Смоленщине?

– Здесь однозначный ответ – да. Собственно, мы можем говорить о том, большую часть этих программ инициировал Василий Николаевич Анохин, для которого главной задачей в этой работе является обеспечение региональной экономики кадрами. Нужно, чтобы молодые люди не уезжали из региона. Для этого, первое, надо дать им качественное образование, востребованное у работодателей, и рабочие места. И я считаю, что сетевые программы – действительно решение всех этих задач.

– Михаил Николаевич, можем ли мы сейчас сказать, что будущие абитуриенты могут быть спокойны: и действующие сетевые программы сохранятся ещё много лет, и к ним, может быть, прибавятся новые?

– Мы делаем для этого всё возможное, и большая работа, которую мы проводим совместно с правительством Смоленской области, работодателями, показывает, что на сегодня все партнёры сетевых программ заинтересованы в том, чтобы они действовали, развивались и существовали достаточно долгое время. Более того, наши партнёры говорят, что эти программы нужно выстроить, передать нужные компетенции Смоленскому госуниверситету и работать над открытием новых программ. Каждый из вузов готов с нами работать и в дальнейшем, но здесь очень важно, что наша деятельность в этом направлении поддержана и правительством региона, и работодателями. Московским вузам неинтересно просто давать образование студентам, но когда они видят, что в области остаются хорошие ребята, которые стремятся к знаниям, получению востребованной профессии, что это желание встречает понимание со стороны правительства и работодателей, они готовы работать с нами.

– Вы наверняка общаетесь со студентами, в том числе и сетевиками, назовём их так. Не чувствуют ли они себя некой элитой в вашем вузе?

– Часть этих программ – наши, поэтому здесь такой проблемы не возникало вообще, а что касается совместных программ с МАИ, то у нас скорее в самом начале были другие опасения: что ребята будут чувствовать себя за бортом в обоих университетах. Избежать этого было нашей главной задачей. Но я могу сказать, что благодаря работе моих коллег – и из Смоленска, и из Москвы, и я всем им за это очень благодарен, – получилось сделать так, что они влились в нашу студенческую жизнь и чувствуют себя частью Смоленского государственного университета. А когда студенты начнут ездить в Московский авиационный институт, они станут чувствовать себя и его частью.

То есть в этом плане ребята не испытывают никаких проблем, участвуют во всех наших мероприятиях, в работе профкома. Они не чувствуют себя ни элитой, ни, наоборот, людьми, которые оказались за бортом, – они студенты, такие же, как и все остальные, со своими вопросами, радостями и проблемами, интересами.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Беседовал: Юрий СЕМЧЕНКОВ

Текст подготовил: Алексей МАТВЕЕВ

6 смоленских педагогов стали участниками программы «Земский учитель»
Директора смоленских колледжей приняли участие во всероссийском семинаре-совещании