Михаил Артеменков: СмолГУ – классический вуз, в котором сохранена вся линейка подготовки педагогов

Фото: © пресс-служба СмолГУ

Образование

Михаил Артеменков: СмолГУ – классический вуз, в котором сохранена вся линейка подготовки педагогов

19 июля 2024 года в 16:42

Середина лета – горячая пора для большинства из нас, но особенно жаркими эти дни становятся для вчерашних школьников – сегодняшних абитуриентов высших учебных заведений. О том, как проходит приёмная кампания в одном из крупнейших вузов нашего региона, о целевом обучении и сетевых образовательных программах мы поговорили с ректором Смоленского государственного университета Михаилом АРТЕМЕНКОВЫМ.


Горячая пора для абитуриентов и вуза


– Пора действительно горячая во всех смыслах: и погода, и сам процесс поступления, конечно, очень важный для абитуриентов, их родителей и наставников. Но приёмная комиссия сейчас работает, по сути, целый год, потому что университет ведёт достаточно большую и очень разнообразную профориентационную работу. Мы в течение года рассказываем о том, как поступить, какие есть направления подготовки, в чём отличия и преимущества университета перед другими вузами. Сейчас, скажем так, мы подошли к окончанию большого процесса, который завершится зачислением уже студентов СмолГУ.

– Есть ли в этом году какие-то особенности у приёмной кампании и довольны ли вы её ходом?

– Приёмная кампания, в общем-то, устоялась, и за последние годы больших нововведений в ней нет. Мы наблюдаем примерно такую же тенденцию, как в последние несколько лет, количество заявлений примерно такое же, и мы рассчитываем достигнуть немного лучшего результата, чем в прошлом году. А главные изменения в этом году, наверное, связаны с целевым приёмом.

– Михаил Николаевич, давайте о нём и поговорим подробнее...

– В этом году работодатели и абитуриенты встречаются на специальном портале «Работа России». Работодатели уже загрузили туда свои предложения для абитуриентов, и они, подавая документы, уже видят все вакансии и выбирают те условия, которые им хотелось бы получить. Университет в этом плане выступает как своеобразный посредник.

Мы рассчитываем, что количество целевиков увеличится. К этому есть все основания, и самое важное – по педагогическим направлениям, которым мы продолжаем уделять большое внимание, – связано с политикой, которая проводится в регионе нашим губернатором Василием Николаевичем Анохиным. Это и увеличение стипендий, и социальные гарантии учащимся и выпускникам – в этом году, скажем, введена компенсация за проживание в общежитии для иногородних. Всё это говорит о том, что мы можем рассчитывать на увеличение числа целевиков, а значит, на то, что ребята сразу выберут профессию, будущего работодателя и останутся у нас в регионе.

– Абитуриент до того, как ему стало известно, поступил он или не поступил, или потом уже, по факту поступления, решает, быть ему целевиком или не быть?

– Нет, он сейчас как раз выбирает. Он поступает и подаёт документы именно на это целевое место, под этого работодателя, и если абитуриент проходит по конкурсу, с ним заключается целевой договор, и он приступает к обучению.


Сетевые программы: стартовый этап пройден успешно


– В одной из наших прошлых бесед, когда вуз был более привязан к педагогике, прозвучало, что вы ставите цель – создать классический университет. Сейчас, как вы считаете, вы достигли этой цели? СмолГУ – классический университет?

– Я бы всё-таки внёс поправку: цель создать классический университет поставили ещё мои предшественники, когда они, собственно, и принимали решение, что педагогический университет станет Смоленским государственным университетом. Я считаю, что за почти двадцать лет проделана огромная работа, и университет уже воспринимается именно как университет – без всяких приставок, а в этом и есть сущность университета. При этом мы помним, что все первые университеты были, по сути, гуманитарными, с двадцатого века они приобретали техническую часть. И сейчас мы скорее можем говорить о том, что университет уверенно идёт к наращиванию того, что связано с инженерным, техническим, айтишным образованием. Это становится зримо, важно, и, конечно, здесь большую роль играют сетевые образовательные программы, которыми мы активно прирастаем два последних года.

Фото: © пресс-служба СмолГУ

– За изменениями с ними мы уже и следить не всегда успеваем: в вузе постоянно проходят консультации, переговоры, подписания соглашений о сотрудничестве. Сколько на сегодняшний день в СмолГУ сетевых программ?

– На сегодняшний момент у нас пять сетевых образовательных программ.

Одна из них – с работодателем, компанией «Завант», – по программе «Радиотехника», это самая первая программа, с которой мы начинали, и она будет реализовываться уже третий год. Это смоленское предприятие, которое занимается разработками и производством в сфере радиотехники, и мы очень довольны, поскольку компания непосредственно участвует в образовательном процессе, и ребята трудоустраиваются на это предприятие уже с первого курса. И в целом мы видим очень серьёзный результат этой работы: она, скажем, привела к тому, что мы открыли не только бакалавриат, но и аспирантуру по радиотехнике, что я считаю достаточно серьёзным шагом. По магистратуре пока нет решения, потому что непонятно, как будет трансформирована система высшего образования, – мы ждём решений, которые должны быть приняты в 2025 году.

Вторая программа, которую мы будем реализовывать уже второй год, – с Московским авиационным институтом. Я считаю её крайне успешной, потому что пятьдесят студентов, набранных в прошлом году, очень успешно преодолели первый курс. Это признаём не только мы, но и наш партнёр – Московский авиационный институт. В этом году мы рассчитываем на набор с такими же результатами, при этом мы говорили о том, что результаты были очень высокими с точки зрения качества: ребята поступали с очень высокими баллами ЕГЭ. Я напомню, что здесь мы выступаем партнёрами по отношению к МАИ, и ребята по окончании обучения будут получать диплом Московского авиационного института. Но буквально на днях мы поговорили с ректором МАИ Михаилом Аслановичем Погосяном о том, что роль нашего университета, конечно, должна увеличиваться. Мы обсуждали создание разных инженерных школ совместно с МАИ, нашими индустриальными партнёрами, и я думаю, что осенью мы уже сможем представить какие-то конкретные результаты этих переговоров.

Третья программа – «Прикладная математика и информатика», я думаю, тоже будет очень интересной и успешной. Это программа совместная с Высшей школой экономики, которая подразумевает поступление в СмолГУ, но результатом обучения будет получение сразу двух дипломов: и Смоленского государственного университета, и Высшей школы экономики. То есть, не выезжая из Смоленска, можно получить диплом по IT-специальности, выданный одним из самых топовых вузов нашей страны. Мы рассчитываем, что и преподаватели Высшей школы экономики будут вести ряд дисциплин, и, что очень важно, наши преподаватели будут повышать свою квалификацию, создавая или окончательно оформляя нашу школу IT на базе математики. А с высшей математикой у нас всегда было всё очень хорошо.

Четвёртая программа – «Строительство» – будет реализована совместно с Московским государственным строительным университетом. Здесь предполагается набор в СмолГУ, ряд дисциплин будут вести преподаватели МГСУ, а самое главное – на это есть запрос работодателей, и ребята смогут получить дополнительное образование по узким специализациям в строительстве, с получением по ним диплома МГСУ.

Пятая программа – по машиностроению – будет реализована на базе Калужского филиала МГТУ имени Баумана. Здесь условия будут похожими на программу с МАИ: ребята будут считаться студентами Бауманки.

Завершая этот большой перечень, могу сказать, что стартовый этап оказался очень хорошим, образовательную часть мы запустили и в дальнейшем будем её развивать и наращивать. Наша следующая задача – трансформировать эту базу в полноценное высшее образование, то есть создать свои научные направления, кафедры и лаборатории. Я очень надеюсь, что это – по сути, создание в Смоленске новой инженерной школы – станет возможным в рамках межуниверситетского кампуса.


Сетевые программы: взаимодействие и контроль


– Михаил Николаевич, а как начинается это взаимодействие, причём с вузами из числа лучших – Бауманка, Высшая школа экономики, МАИ? Как принимается решение и появляется возможность сотрудничества? Вы выбираете вуз из какого-то списка?

– Сама возможность взаимодействия вузов возникает не на пустом месте, не на простом желании одного или нескольких ректоров. Для нас самое главное то, что у нас есть заказчики этого сотрудничества, которые становятся его инициаторами. Наш главный заказчик и главный инициатор – губернатор Смоленской области. Василий Николаевич понимает две очень важных задачи. Первая – необходимость подготовки кадров для наших предприятий, вторая – закрепление таким образом молодёжи в нашем регионе. Мы понимаем, что сегодня оставить и закрепить её в регионе можно, только предлагая очень качественное современное образование, с одной стороны, и, с другой стороны, хорошее трудоустройство после окончания обучения – с высокой зарплатой, с хорошими социальными гарантиями.

Всё это и подразумевают сетевые программы, и отсюда следует ещё одна важная составляющая работы – наши индустриальные партнёры. Я уже называл компанию «Завант», все мы знаем, какую роль в открытии этих программ сыграл Смоленский авиационный завод, сейчас мы ведём переговоры с другими компаниями из сферы высоких технологий. Сетевая программа по строительству появилась на основе запроса строительных компаний.

Я вообще считаю, что успех сетевых образовательных программ возможен, только если есть сочетание нескольких факторов. Первый – вузы, которые могут их реализовать и на своей базе дать хорошее современное образование. Второй – индустриальный заказчик этого образования, потому что если мы просто дадим людям диплом московского вуза, они уедут после окончания университета. Их, конечно, надо закреплять на наших предприятиях. И третий – руководящее звено, в котором есть понимание общих процессов, происходящих в регионе: как развивается экономика, в какую сторону она идёт, какие будут происходить изменения. И здесь, конечно, есть огромная роль правительства Смоленской области и губернатора.

Успех, которого мы за два года достигли в этой области, я считаю, – результат усилий всех тех акторов, которых я назвал.

Фото: © пресс-служба СмолГУ

– Ни на минуту не сомневаясь в качестве образования в СмолГУ, всё-таки задам вопрос о том, как ваши партнёры следят за учебным процессом, насколько пристально они это делают? Контролирует ли, например, Бауманка, какие знания, в каких объёмах и какого качества вы даёте? У партнёров вообще есть такое право?

– Право наблюдать за тем, как идёт учебный процесс, есть у всех участников сетевого соглашения. Я не могу сказать, что это такой контроль, когда кто-то стоит за спиной и смотрит, контролирует результат. Есть задачи, которые определяют: что надо готовить, как надо готовить, какого результата должен достичь студент.

За первый год мы прошли этот путь с МАИ, и я могу сказать, что коллеги, конечно, очень серьёзно вникали в то, какие дисциплины мы можем прочитать, на каком уровне они читаются, каких результатов достигают студенты. Это очень важно, потому что если студент не будет знать высшую математику, физику, он не сможет осваивать инженерные дисциплины. Та же самая договорённость есть, скажем, с Высшей школой экономики. Как вы понимаете, для ВШЭ очень важно сохранять уровень, и если они дают выпускнику свой диплом, значит, они признают: всё, что изучено в рамках программы – неважно, какие преподаватели (СмолГУ или Высшей школы экономики) вели дисциплины, – соответствует стандартам Высшей школы экономики.

Работа ведётся очень большая, работа ведётся совместная, партнёрская, когда мы обсуждаем все этапы реализации образовательной программы, результаты обучения и, конечно, смотрим за тем, как это всё достигается. Я думаю, что получить современное хорошее образование можно только таким образом, потому что на самом деле ни у одного вуза – даже самого топового в нашей стране – нет абсолютно всех ресурсов, чтобы дать студенту всё лучшее. Вот как раз сетевые программы – и министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков это подчёркивает – это действительно будущее, это возможность роста, и нам очень приятно, что именно в Смоленске всё это начало реализовываться. Если мы посмотрим на соседние регионы ЦФО, мы подобных примеров практически не увидим, и это тоже становится конкурентным преимуществом и университета, и, соответственно, региона.


О педагогических направлениях подготовки


– Мы уже пришли к выводу о том, что СмолГУ сейчас – классический университет, но и задачу подготовки педагогических кадров с вас никто не снимал, я так думаю. Как обстоят дела в этой сфере?

– Я бы даже сказал, не то что никто не снимал, мы и сами никогда не отказывались от этой задачи. Наоборот! Во-первых, мы сохранили всю линейку подготовки, а ведь мы действительно готовим педагогов дошкольного и начального образования, практически всех предметников, кроме учителей физкультуры и ОБЖ. ОБЖ теперь будет называться по-другому, и переподготовка преподавателей будет проходить на нашей базе, поскольку это позволяет военный учебный центр.

Мы, как известно, готовим всех специалистов, которые нужны школе, – школьных психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, – и очень важно, что мы готовим их по всем уровням образования: и бакалавриат, и магистратура, и аспирантура. Мало того, мы понимаем, что надо готовить ещё и кадры высшей квалификации. В этом году – об этом уже можно говорить – был издан приказ, согласно которому в Смоленском государственном университете создаётся диссертационный совет по педагогике. Мы имеем право принимать защиты и кандидатских, и докторских диссертаций и планируем провести первые защиты уже этой осенью. Для нас очень важно педагогическое образование во всех его проявлениях, важно, что у нас есть очень серьёзный партнёр в лице Российской академии образования, которая с нами плотно работает по этому направлению.

Мы за три года перестроили систему подготовки, по сути, сделав так, чтобы молодые учителя уже во время обучения серьёзно прикоснулись к выбранной профессии. Многие пятикурсники, ещё обучаясь в университете, уже работают именно как учителя, закрывая многие вакансии в школах и Смоленска, и области. И, как я уже сказал, правительство Смоленской области, наш губернатор обращают большое внимание на подготовку целевиков именно в педагогическом направлении, и здесь сделано очень много. В этом году только на очное отделение мы набираем более восьмидесяти человек на целевое обучение, а значит, через пять лет восемьдесят с лишним учителей придут в школы города и области.


Что даёт крупный вуз студентам?


– В процессе, применим даже такое слово, агитации за поступление в СмолГУ проходят Дни открытых дверей. Михаил Николаевич, наверняка вы встречаетесь с выпускниками школ и их родителями. Какие слова вы им говорите для того, чтобы они остались работать по педагогическим специальностям?

– Я бы даже шире ответил на ваш вопрос: не только о педагогическом направлении, а вообще о высшем образовании. Мы всегда говорим, что получать первое высшее образование нужно, во-первых, в той сфере, где абитуриент себя видит. Потому что очень сложно учиться профессии, к которой у тебя не лежит душа, когда ты поступаешь только потому, что, например, в вузе есть бюджетное место. Это неправильно, и мы говорим о том, что нужно понимать, что первое высшее образование закладывает фундамент личности, человека, гражданина и, самое главное, окончательно его формирует. И мы, конечно, говорим о том, что сегодня в регионе создано огромное количество условий для развития. Для молодых специалистов на самом деле созданы все возможности, чтобы они могли быстро развиваться, поэтому главные тезисы нашей агитации сводятся к следующим моментам.

Первое – нужно учиться в хорошем крупном университете, потому что только крупный вуз может дать ту атмосферу высшего образования, которая обязательно должна присутствовать: это общение, это люди, это встречи, это пространство, которое наполнено современным образовательным смыслом, это большая внеучебная жизнь – и наука, и творчество, и спорт. Только университет может это всё обеспечить.

Второе – конечно, надо понимать, что сегодня региональные вузы, в том числе Смоленский государственный университет, и в моих словах нет никакого преувеличения, дают качественное высшее образование. Они дают очень индивидуально ориентированное высшее образование, которое позволяет человеку развиться и дальше быть успешным.

Третье – конечно, мы говорим о том, что необходимо смотреть, что происходит в регионе. Если мы понимаем, что регион идёт вверх, если мы понимаем, что здесь развивается промышленность, социальная сфера, если здесь появляются новые гарантии для молодых, то, наверное, очень надо пристально посмотреть, подумать, действительно ли крупные мегаполисы дадут что-то сопоставимое. Действительно ли ты в них будешь более успешен или ты там окажешься на третьих-четвёртых ролях, в то время как здесь мог бы достаточно быстро и эффективно сделать свою карьеру. Но ещё более важно – быть человеком успешным, счастливым, у которого есть возможность жить в хорошем современном городе.

Вот примерно так мы строим свою агитацию, и из года в год мы видим, что ребята не только приходят в университет, но – я могу сказать по выпускникам – многие из них остаются, и я затем вижу, как они работают на разных позициях в нашем городе.


О пространстве, возможностях и будущем


– Количество бюджетных мест, и, наверное, не только бюджетных, так или иначе связано с финансированием. Есть ли у Смоленского госуниверситета физическая возможность, предположим, при неограниченном финансировании принимать больше студентов?

– Возможность есть, правда, она уже подходит к своему максимуму.

– А чем она определяется?

– Она определяется пространством, где мы можем вести занятия, – лабораториями, например. Есть пространства, которые обеспечивают процессы обучения: физкультурные залы или творческие пространства, потому что студенту нужно не только учиться. Студенту нужно ещё и развиваться. В какой-то степени мы подходим к своему максимуму и потому, что мы открыли военный учебный центр, который также занял часть нашего пространства. В этом году мы открываем программы среднего профессионального образования, и мы рассчитывали только на девятый класс, а у нас, видимо, появится ещё группа одиннадцатиклассников, которые по разным причинам решили получить не высшее, а среднее профессиональное образование.

Пока университет, скажем так, влезает в свои возможности, но уже с определёнными сложностями. Поэтому мы очень рассчитываем, конечно, на постройку межвузовского кампуса, который должен дать современные пространства для развития инженерного образования, с одной стороны, и проектные пространства, с другой стороны. Сейчас очень меняется сама система образования и подготовки, и студентам нужны не классические аудитории с доской, партами, преподавателем за кафедрой, а пространства с трансформируемой мебелью, с возможностью устраивать дискуссии, групповые обсуждения. И я рассчитываю на то, что в кампусе всё это будет реализовано.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Беседовал: Юрий СЕМЧЕНКОВ

Текст подготовил: Алексей МАТВЕЕВ


Смолянам рассказали об итогах ЕГЭ и приёмной кампании в учреждениях образования региона
Депутат Государственной Думы Артём Туров рассказал о ходе капитального ремонта школы Nº 1 в Ельне