Учебный год – 2022/23: о новом и традиционном

Фото: © admin-smolensk.ru, школа № 33 города Смоленска

Образование

Учебный год – 2022/23: о новом и традиционном

13 октября 2022 года в 17:10

Практически незаметно прошли полтора месяца нового учебного года, который стал новым не только для первоклашек, впервые севших за парту, но и – по-своему – для учеников средних и старших классов, учителей школ. Об изменениях в образовательном процессе и процедуре Единого государственного экзамена, участии образовательных организаций области в федеральных проектах журналистам радиоканала «Смоленская весна» и издания «Смоленская газета» рассказала консультант отдела дошкольного и общего образования департамента Смоленской области по образованию и науке Юлия БОРЦОВА.

Фото: © admin-smolensk.ru, школа № 33 города Смоленска

Об обновлении ФГОС

– Юлия Евгеньевна, о том, что в этом году в образовательном процессе произошёл ряд изменений, слышали многие, но кто-то о них знает хуже, кто-то – лучше. Расскажите, пожалуйста, подробнее о важнейших из них...

– В первую очередь нужно сказать об изменениях, которые в новом учебном году коснулись учеников первых и пятых классов. В 2021 году Министерством просвещения Российской Федерации были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. Они полностью не заменяют существовавшие ранее стандарты, но обновляют их, и уже с 1 сентября 2022 года наши первоклассники и пятиклассники обучаются по этим обновлённым стандартам.

Если говорить о существенных изменениях, должна отметить появление нового понятия – «функциональная грамотность». Понятие «грамотность» вообще определяется как способность слушать, зрительно воспринимать, говорить, читать, писать, излагать с целью взаимодействия с другими людьми, овладения новыми знаниями и обмена информацией. Обновлённый ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, функциональная грамотность – это способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней, это способность обучающихся применять знания, которые они получили за партой – теоретические и практические, – в реальной жизни. В качестве примера приведу задачу, в которой нужно рассчитать, какое количество обоев потребуется, чтобы оклеить стены в комнате. При её решении очень часто возникают трудности в вычислении площади стен, и формирование функциональной грамотности направлено как раз на то, чтобы дети, сталкиваясь с разными жизненными задачами, могли применить знания, полученные в школе.

– Значит ли это, что многие предметы будут перестраиваться в сторону практического уклона?

– Да, верно. Функциональная грамотность по разным предметам будет внедряться и уже внедряется в учебный процесс – как в учебное время, так и во внеурочное. В рамках функциональной грамотности развиваются такие направления, как читательская грамотность, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.

Министерством просвещения России разработаны задания для оценки функциональной грамотности – они размещены на портале «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности». Задания могут использовать как учителя – в образовательном процессе, так и все желающие – в свободное время решая задачи, которые помогут сформировать этот навык. На сайте областного департамента по образованию и науке в разделе «Общее образование» также размещена подробная информация о развитии функциональной грамотности, собраны советы родителям о том, как развивать эти навыки у детей с самого раннего возраста. Если кого-то заинтересует – пожалуйста, можете пользоваться этой информацией.

Следующее, что хочется отметить, говоря об обновлённых ФГОС, это то, что вопрос включения второго иностранного языка в учебный план теперь решается с учётом мнения родителей и возможностей школы. То есть школы имеют право не включать в образовательные программы второй иностранный язык, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия.

Также обновлённые ФГОС закрепляют право реализации образовательных программ начального и основного общего образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по любому предмету без учёта мнения родителей, если возникает такая необходимость.

Разговоры о важном

– С этого учебного года в школах проводится церемония поднятия государственного флага, «Разговоры о важном». Изменения в стандартах затронули не только образовательный процесс?

– Да, обновлённые ФГОС вводят понятие единства воспитания и обучения, то есть воспитательный процесс внедряется в образовательный. Определены и уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое, воспитание ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован. Например, патриотическое воспитание должно привить неприятие любых форм экстремизма и дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека. Патриотизм здесь понимается как интерес к изучению родного языка, ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевым подвигам и трудовым достижениям россиян, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в нашей стране.

– Значит ли это, что теперь мы от учителей в принципе не услышим слова «наша задача – вас научить, а воспитывать вас должны в семье»?

– Да, такую фразу действительно можно было услышать, но в соответствии с обновлёнными ФГОС воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса – и на уроках, и во внеурочной деятельности. «Разговоры о важном», о которых вы сказали, – это новый проект Минпросвещения России, который развивает патриотизм, настраивает детей на духовно-нравственное, гражданское, патриотическое воспитание. Эти занятия проводятся в каждой школе по понедельникам.

– Юлия Евгеньевна, а как учителя, родители отзываются об этих занятиях – именно о «Разговорах о важном»?

– Негативных эмоций и впечатлений нет. Мы все понимаем, что это нужно, и родители без негатива восприняли эти новые уроки, и детям они интересны. Мой ребёнок учится в школе, и ей интересно и поднятие флага, и исполнение государственного гимна, и, по её мнению, учительница на классных часах очень интересно рассказывает о подвигах, о событиях, происходящих в стране и городе, о великих людях нашей страны.

Фото: © admin-smolensk.ru, школа № 33 города Смоленска

Пилотный проект в образовании

– Если вернуться именно к обучению, здесь есть ещё какие-то изменения?

– В этом учебном году началась реализация ещё одного проекта Министерства просвещения России – «Школа Минпросвещения России». Его главная цель – создание равных условий для каждого школьника, независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, социального статуса и доходов родителей, укомплектованности образовательной организации и её материальной обеспеченности. В центре внимания концепции – развитие каждого ребёнка страны и поддержка каждого учителя.

Проект конкретизирует понятие «единое образовательное пространство» посредством описания системы критериев образовательной деятельности по пяти ключевым направлениям: знания, здоровье, творчество, воспитание и профориентация. Апробация проекта в пилотных школах началась в сентябре 2022 года, и наш регион не стал исключением: новая модель уже внедрена в Прудковской школе Починковского района, средней школе № 1 города Сафонова, школе-гимназии города Ярцева, лицее имени Кирилла и Мефодия, Павловской школе Ельнинского района. В этих школах проведён капитальный ремонт зданий, обновлена материально-техническая база, в соответствии с дорожной картой проекта обучен 141 преподаватель. Помимо повышения квалификации школьных команд, в рамках реализации проекта осуществляется организационно-методическое сопровождение его участников, включающее в себя адресное сопровождение школ членами регионального методического актива. Одной из целей проекта является вхождение нашей страны в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

– Вы сказали, что результаты обучения должны быть одинаковыми в школах. Речь идёт о том, что и в небольших школах будут стобалльники?

– Здесь, конечно, многое зависит от комплексной работы и самого ученика, и педагогов, свою играет роль материально-техническая база, среда, в которой находится ученик. Да, в настоящее время стобалльниками в основном становятся выпускники городских школ, но они есть и в сельских школах – нельзя сказать, что сельские школы совсем уж обделены. Если ребёнок старается, естественно, он придёт к такому результату. Но кадровые ресурсы сельских школ часто уступают городским, и данный проект окажет большую помощь именно небольшим школам: здесь может использоваться работа в рамках сетевого взаимодействия, то есть будут использоваться ресурсы более крупных школ, за школами будут закрепляться школы-наставники, которые также будут помогать.

ЕГЭ: результаты, новшества и правила

– Юлия Евгеньевна, поговорим об оценочных процедурах: экзаменах, проверочных работах. Каждый год родители выпускников обращают на них большое внимание, нервничают сами, приводят в нервное состояние детей… В них есть какие-то изменения или всё будет по-старому?

– Говоря об оценочных процедурах, хочется рассказать о каждой из них, и я начну с Единого государственного экзамена. Экзаменационная пора завершилась 20 сентября – прошёл последний экзамен дополнительного периода ЕГЭ, когда экзамены сдают ребята, которые не смогли сдать экзамены в основной период: по уважительной причине пропустили или получили неудовлетворительный результат. Экзамены состоялись, и сейчас мы уже готовимся к новому периоду государственной итоговой аттестации.

Отмечу, что в регионе постоянно проводится масштабная информационная работа по вопросам проведения ЕГЭ, процедура освещается в СМИ и сообществах в социальных сетях. Всегда озвучиваются требования к порядку проведения итоговой аттестации, а именно – что в день проведения экзамена участникам нельзя иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки. Наличие у участника экзамена хотя бы одного из этих предметов ведёт к удалению с экзамена и аннулированию его результатов и, как следствие, к изменению жизненной траектории обучающегося в целом.

Несмотря на это, за нарушение порядка в 2022 году с экзамена за использование мобильных телефонов были удалены два участника ЕГЭ – они смогут пересдать экзамены только в следующем году. Поэтому хочу обратиться и к родителям обучающихся, и к самим будущим выпускникам: нужно старательно готовиться, ответственно подходить к этому вопросу и ни в коем случае не настраиваться на то, что на экзамене можно будет чем-то воспользоваться. На экзамене осуществляется видеонаблюдение, видно, когда кто-то чем-то пользуется, поэтому не нужно ломать свою жизнь, пользуясь какими-то запрещёнными предметами.

– Очень обидно, когда и учителя, и родители понимают, что выпускник готов, всё знает, но непонятно, зачем он взял с собой телефон…

– Или шпаргалку, которая выпала. Она, казалось бы, просто для спокойствия ребёнка, а на экзамене выпала из кармана, и это привело к удалению с экзамена и аннулированию результатов.

Согласно утверждённым на сегодняшний день результатам ЕГЭ на территории Смоленской области определены шестьдесят выпускников текущего года, набравших максимальные сто баллов по отдельным предметам. Отрадно, что в этом году в регионе есть шесть мультибалльников: один участник ЕГЭ получил сто баллов по трём предметам, пять участников – по двум предметам. Трое из них – выпускники гимназии № 4 города Смоленска.

Хочется отметить, что у наших одиннадцатиклассников впереди ответственное время – период подготовки к ЕГЭ. Чтобы помочь выпускникам и их родителям, в регионе проводятся проекты как федерального уровня – например, «ЕГЭ с родителями», так и регионального уровня – областное родительское собрание, телепередача «Родные люди». Анонсы о предстоящих мероприятиях публикуются на сайте нашего департамента, где также размещена информация о работе «горячей линии» ЕГЭ. Можно позвонить по телефону (4812) 29-27-60, задать любой вопрос, возникающий при подготовке к ЕГЭ, причём звонить можно уже сейчас. И нам, кстати, уже звонят. В основном это выпускники прошлых лет, которые планируют пересдать экзамен, которые недовольны своим результатом, естественно, мы их консультируем…

– Не так давно была информация о том, что мужчина в 48 лет поступил в университет, сдав ЕГЭ. Такое возможно?

– Да, возраст не ограничен. У выпускника прошлых лет, даже такого возраста, должен быть аттестат о среднем общем образовании или среднем полном образовании, и любой человек, у которого нет высшего образования, может бесплатно участвовать в ЕГЭ и затем поступать в вуз.

Здесь же нужно рассказать об итоговом сочинении, которое является допуском к Единому государственному экзамену: в декабре его пишут все одиннадцатиклассники. В 2022/23 учебном году темы итогового сочинения будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения на основе тем, разработанных в 2014–2021 годах. В открытом доступе будут опубликованы названия разделов и подразделов банка с комментариями, а также образец комплекта тем итогового сочинения. Расширены возможности выбора темы: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две из каждого раздела банка; при этом комплекты тем итогового сочинения будут собраны только из тех тем, которые использовались в прошлые годы.

Останется неизменным порядок, процедура проведения и критерии оценивания итогового сочинения, включая формирование комплектов в режиме конфиденциальности отдельно для каждого часового пояса и их открытие за пятнадцать минут до начала итогового сочинения. Уже сейчас на официальном сайте Федерального института педагогических измерений размещены материалы о структуре банка, комментарии к его разделам, образцы комплекта тем. То есть при желании ребята уже сейчас могут ознакомиться с материалами и готовиться к сочинению.

ВПР – не экзамен

– ЕГЭ больше всего волнует выпускников и их родителей, но школьники средних классов часто переживают из-за Всероссийских проверочных работ…

– Это следующая оценочная процедура, на которой хотелось бы остановиться. Всероссийские проверочные работы, так называемые ВПР, – контрольные работы с едиными заданиями, которые проверяют знания школьников по учебным предметам. В них предусмотрен единый стандарт оценок, тексты заданий соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, а материал, необходимый для ответа, уже изучен. ВПР помогают учителю выявить сильные и слабые стороны в освоении школьниками образовательных программ, и на основании их результатов можно корректировать процесс обучения.

Ребятам не стоит бояться этих работ: их результаты нужны в первую очередь педагогам для выявления уровня освоения учебного материала обучающимися, для того, чтобы внести корректировки в рабочие программы, если какая-то тема не в полной степени освоена детьми. В 2022 году ВПР проводятся с 19 сентября по 24 октября – то есть как раз сейчас школьники пятых – девятых классов пишут контрольные по программам предыдущего года обучения. То есть пятиклассники напишут контрольные работы по материалам четвёртого класса.

– А как часто эти работы должны проводиться?

– Не более двух раз в год – осенью и весной. Сейчас у нас осенний период ВПР – для того чтобы понять уровень освоения программы предыдущего года. Будет ли весенний период, будет решать Рособрнадзор совместно с Минпросвещения России.

Особенностью ВПР в этом году является возможность их проведения в компьютерной форме – такое решение принимает школа, которая также самостоятельно назначает день проведения ВПР по конкретному предмету. Учителя, школьные координаторы работают с федеральной информационной системой, куда вносятся все сведения о датах и проведённых ВПР. Материалы, как я уже сказала, единые для всех школ страны, естественно, они не совсем одинаковые – задания не точь-в-точь, но подобные.

Родители тоже зачастую боятся ВПР, называют их экзаменом, но это не так. Даже неудовлетворительные оценки, как правило, учителями в журнал не выставляются – выставляются только хорошие оценки по согласованию непосредственно с ребёнком.

– То есть это просто рабочая процедура?

– Да, это рабочая процедура, нужная учителю для дальнейшей работы.

Хочу также отметить, что наш регион с 19 сентября по 28 октября принимает участие в общероссийской оценке по модели PISA. Это российский аналог международного исследования качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте пятнадцати лет, по итогам которого как раз и формируется рейтинг качества общего образования. В исследовании участвуют гимназия № 4 города Смоленска, Хиславичская средняя школа, средняя школа № 4 города Десногорска, Рябинковская основная школа Новодугинского района, Свердловская школа Руднянского района.

– Эти школы подбирались случайным образом?

– Школы подбирались случайным образом, причём в оценке PISA участвуют не все регионы – их определяли в Минпросвещения России.

– Чтобы был независимый рейтинг?

– Да. Школы узнали о том, что участвуют в исследовании, перед первым сентября – мы получили список школ в конце августа.

О важности олимпиад

– Юлия Евгеньевна, есть ещё и олимпиады школьников. Это тоже оценочная процедура?

– Да, и она тоже, точнее – её школьный этап, проходит в регионе в настоящее время по 21 из 24 общеобразовательных предметов, включая иностранные языки, кроме китайского, итальянского и испанского…

– У школьников сейчас 24 общеобразовательных предмета?

– Да. Естественно, в разных классах – разное количество, например, химия добавляется только в восьмом классе…

В области назначен региональный координатор для проведения Всероссийской олимпиады школьников, органами местного самоуправления – организаторами школьного этапа Всероссийской олимпиады – сформированы и утверждены составы организационных комитетов, жюри, муниципальных предметно-методических комиссий. Утверждены графики и требования к проведению школьного этапа олимпиады, который продлится до 1 ноября. Следующие этапы – муниципальный, затем региональный, и заключительный – всероссийский.

Наверное, сейчас уже все знают, что олимпиада – очень ответственная процедура, победители и призёры которой могут поступать в вузы без результатов ЕГЭ, и детям, которые добиваются успехов по конкретным предметам, очень важно участвовать в олимпиаде. Поэтому многие обучающиеся стараются, целенаправленно готовятся и показывают свои реальные знания.

Конечно, олимпиада – хорошее подспорье для детей, имеющих углублённые знания по отдельным предметам, которые добиваются успехов и поступают в вузы.

– Для школ есть какие-то нормы или показатели по числу олимпиадников?

– Цель каждой школы – показать хорошие результаты, причём в первую очередь объективные, любая школа заинтересована в успехе ребёнка, поэтому, естественно, идёт подготовка как школьников, так и учителей.

Нужно также сказать, что в соответствии с соглашением, заключённым между нашим департаментом и образовательным фондом «Талант и успех», школьный этап олимпиады по математике, информатике, физике, химии, биологии и астрономии пройдёт на онлайн-платформе «Сириус.Курсы» с 28 сентября по 26 октября. То есть можно сказать, что вся Российская Федерация заинтересована в том, чтобы в каждом регионе страны были одарённые дети, которые решали бы задачи не базового, а углублённого уровня. С такими детьми работает наш институт развития образования, на базе лицея имени Кирилла и Мефодия начал работу Центр одарённых детей. Мы помогаем детям, и, естественно, заинтересованность в результате есть…

– А может так быть, что, например, учитель химии рекомендует: «Иванов, Петров и Сидоров идут на олимпиаду», а какой-нибудь Смирнов говорит: «Я тоже хочу»?

– Даже в начальной школе учитель приглашает всех – не в обязательном порядке, конечно, если ребёнок совсем не хочет, его заставить никто не может, но участвовать в олимпиадах по русскому языку и математике предлагают участвовать всему классу. И, как правило, детям самим интересно: они хотят посмотреть, как справятся с заданиями, какой балл получат. Они действительно волнуются и ждут результаты. То есть уже здесь есть мотивация, заинтересованность, а в старших классах дети, в принципе, определяются с тем, что им интересно, переходят в профильные классы по соответствующим направлениям и делают упор на определённый предмет. И, как правило, в олимпиадах по этим предметам они и участвуют, причём сами узнают информацию, решают задания… Опять же, если говорить о том, что это возможность поступить в вуз на бюджет, в первую очередь сами дети заинтересованы в этом.

На территории Смоленской области в настоящее время работают 358 общеобразовательных организаций, 263 дошкольные образовательные организации, 28 профессиональных образовательных организаций и 98 организаций дополнительного образования.

Фото: admin-smolensk.ru, школа № 33 города Смоленска

Юрий СЕМЧЕНКОВ, Алексей МАТВЕЕВ

Три миллиона рублей выделят на ремонт кровли Игоревской сельской школы
Смоленские педагоги вошли в команду проекта «Билет в будущее»