Ефросинья Буркина: сберечь самое ценное
Новости

Ефросинья Буркина: сберечь самое ценное

6 февраля 2022 года в 15:40

Смоленский музей-заповедник представил книгу «Спасённые сокровища», которая вышла в прошлом году в издательстве «Свиток». В её основе – воспоминания Ефросиньи Буркиной, чей вклад в сохранение ценнейших музейных экспонатов в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить…

Только факты

Эта книга – результат коллективного труда прежде всего сотрудников музея, которые по крупицам информации, найденной в архивных документах, попытались восстановить биографию Ефросиньи Буркиной и события, связанные с эвакуацией уникальных экспонатов.

Основу издания составляет документальный рассказ, написанный по заметкам из дневника самой Ефросиньи Буркиной. Он дополнен биографическим очерком, списком сотрудников, которые помогали в спасении музейной коллекции, и перечнем эвакуированных экспонатов.

– Книга небольшая, поскольку дневниковые заметки, занимающие в ней значительную часть, невелики по объёму, – поясняет ведущий научный сотрудник музея-заповедника Валентина СКЛЕЕНОВА. – Самого дневника Ефросиньи Буркиной мы так и не нашли – ни в архиве, ни в нашем музее его нет. В своё время были опубликованы только отдельные выдержки из него, ими мы и воспользовались.

Собственно, именно благодаря этим дневниковым заметкам непосредственного участника тех событий историю спасения музейных сокровищ удалось восстановить достаточно подробно. А вот биография самой Ефросиньи Буркиной известна только фрагментарно.

– Для нас издание этой книги – очень важное событие, – говорит и. о. директора Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – То, что у нас наконец появилась возможность рассказать широкой публике о человеке, который принимал активное участие в спасении нашей музейной коллекции. Потому что пока имя Ефросиньи Буркиной мало кому известно. А ведь то, что она сделала, просто невероятно. Когда мы в 2000-х годах показывали свою экспозицию в Минске, там не могли поверить, что у нас только подлинные экспонаты, поскольку у них во время войны всё было уничтожено и разграблено. И это при том, что от Минска до Смоленска всего каких-то триста километров…

Талантливая крестьянка

Ефросинья Буркина родилась 26 декабря 1906 года в Сычёвском уезде Смоленской губернии. В большой крестьянской семье она была девятым ребёнком и единственной, кого родители смогли отправить учиться.

Окончив школу и Бельский педагогический техникум, она пять лет проработала учителем в начальной школе и школе рабочей молодёжи в деревне Кузьмино. Причём занималась не только уроками – организовала драмкружок для детей, устраивала в библиотеке чтения для крестьян, проводила беседы.

– В 23 года Буркина тяжело заболела, – рассказывает Валентина Склеенова. – У неё обнаружили туберкулёз. Необходимо серьёзное лечение, которое на селе ей обеспечить не могут, и она обращается в облоно с просьбой о переводе в город. Её назначают директором Сычёвского районного художественно-краеведческого музея.

Новая работа потребовала новых знаний. И школой Буркиной стали музеи Ленинграда и Сычёвская городская библиотека, где она изучала издания по истории искусств. Интересно, что в Ленинграде Ефросинья Васильевна часто бывала в музее этнографии. «Если бы сказали мне, что ровно через одиннадцать лет Министерство просвещения назначит меня исполняющей обязанности директора этого музея в Новосибирске, я бы подумала, что только в фантастическом романе возможна такая ситуация», – напишет она позже в своём дневнике.

Потом Буркину перевели в Смоленск на должность научного сотрудника и экскурсовода областного музея. И здесь её эрудиция и блестящие организаторские способности были по достоинству оценены коллегами и руководством. В феврале 1939 года Ефросинья Васильевна уже занимала должность заведующей историческим отделом, а в апреле 1941 года – заместителя директора по научной части.

Из огня да в полымя

– Когда началась война, из 72 сотрудников в музее остались только десять, – продолжает Валентина Склеенова. – Мужчины ушли на фронт. Женщины, имевшие детей, уехали из города. Смоленск постоянно бомбили, и оставшимся сотрудникам приходилось не только охранять музейные коллекции, но и дежурить по ночам на крышах, чтобы тушить пожары от «зажигалок».

5 июля загорелась крыша церкви Иоанна Богослова, где был историко-археологический музей. Огонь потушили, но это происшествие подтолкнуло Буркину к активным действиям. Она обращается в облисполком с просьбой помочь с эвакуацией музейных ценностей. Для этих целей ей выделяют всего один вагон.

Всё приходилось делать очень быстро и в условиях непрекращающихся бомбёжек. Вывозили коллекции только из трёх отделов: художественного, исторического и фондов, – остальные были закрыты.

Упаковочной тары не было, поэтому брали всё пригодное: ковры, чехлы, занавески, тряпки… Использовали даже мебель из экспозиции – старинные сундуки и комод XVIII века. Пригодились и ящики, в которых ещё Тенишева вывозила в Париж экспонаты музея «Русская старина».

За пару дней непрерывной работы вагон плотно загрузили до самой крыши, и в ночь на 9 июля он ушёл на восток, в Горький.

До места назначения добрались только 24 июля. Там сопровождавшие коллекции сотрудники Смоленского музея разбирают вещи, перегружают их в ящики, картины снимают с рам и накатывают на валы. И, наконец, составляют инвентаризационную опись вывезенного – 26 052 единицы хранения.

А в ноябре музейные сокровища в составе эшелона из 50 вагонов отправляются в Новосибирск. И из смолян сопровождать их осталась только Ефросинья Буркина.

Путь был неблизким и крайне сложным. Ночью 18 ноября во время движения загорелась от искр из трубы паровоза крыша вагона, в котором ехали сопровождавшие ценности сотрудники. Началась паника, которую остановила Ефросинья Буркина. Она же организовала тушение пожара.

«Мы очень испугались не только за себя, но и особенно за вагоны, следовавшие за нами… Не простил бы мне Смоленск, что я вывезла музейные сокровища из одного огня в другой. А самым строгим судьёй для себя была бы я сама. Смогла ли бы я тогда жить?» – записала в дневнике Ефросинья Васильевна.

В Новосибирск эшелон прибыл 22 декабря. Музейные коллекции определяют на хранение в местный театр оперы и балета. И буквально через три дня приходит приказ передать наши экспонаты горьковчанам, но Буркина не подчиняется, посчитав себя лично ответственной за сохранность музейных ценностей. Три месяца она занимается коллекцией практически на общественных началах – без зарплаты и пайка.

– Не умереть с голоду помог случай, – замечает Валентина Склеенова. – В Горьком вместе с экспонатами в вагон попал какой-то ящик с надписью «Смоленск. Не кантовать». И когда в Новосибирске его открыли, оказалось, что там оконное стекло, а это в военное время было хорошей валютой. Так Ефросинья Васильевна смогла нанять рабочих и заплатить реставраторам Третьяковской галереи, которые помогали ей приводить в порядок живописные полотна. А в марте пришло распоряжение оставить Буркину хранителем нашего музея и ответственным хранителем музея этнографии Ленинграда.

Возвращение в Смоленск

В Смоленск Ефросинья Васильевна возвращается через два дня после его освобождения. В её дневнике есть такая запись: «Город лежал в руинах. Запах гари, дыма. Солдаты расчищали центральные улицы – Ленина и Советскую, убирали камни, завалы. Песком засыпали тёмные лужи крови… На гостинице «Смоленск» гордо трепещет красное знамя. На фоне страшных разрушений – это единственное, что радует глаз, вселяет уверенность в скорую победу… Через некоторое время это знамя мы снимем – будет уникальный экспонат для нашего музея».

Собственно, Буркину и отозвали в Смоленск для сбора материалов о Великой Отечественной. И она их активно собирает: налаживает связь с воинскими частями и командирами партизанских отрядов, разговаривает с ранеными солдатами, вернувшимися с фронта…

Ровно через год, 25 сентября 1944 года, в семи залах отремонтированного здания «Русская старина» открылась выставка «Великая Отечественная война на Смоленщине». Позже экспонаты этой выставки легли в основу коллекции музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».

А в июле 1945 года из Новосибирска в Смоленск вернулись эвакуированные ценности. Но Буркина к тому времени из музея уже ушла.

Последнее место её работы – областной театр кукол, который она возглавила в 1961 году.

Ефросинья Васильевна Буркина ушла из жизни 22 марта 1978 года. Похоронена на Братском кладбище в Смоленске под фамилией Буркина-Кириличева – вторая часть фамилии досталась ей от мужа, с которым она связала свою жизнь уже на склоне лет…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Александр Зуй: Трудолюбие – это залог успеха
Алексей Островский поручил провести срочный ремонт компьютерного томографа в Вяземской ЦРБ