Александр Зуй: Трудолюбие – это залог успеха
В 2022 году детскому оркестровому объединению Дворца творчества детей и молодёжи города Смоленска исполняется 33 года. За время существования объединения в нём сменилось не одно поколение учеников… Об особенностях работы, творческих проектах и планах, а также о том, как повлияла пандемия коронавируса на процесс обучения, в интервью «Смоленской газете» рассказал художественный руководитель, дирижёр детского оркестрового объединения ДТДМ, заслуженный учитель России Александр ЗУЙ.
Об истории музыкального коллектива
– Расскажите, как вы стали дирижёром?
– Моя история немного запутанная, потому что моё первое образование – техническое. Уже потом я окончил Московский государственный университет культуры. Но музыкой я начал заниматься ещё в детстве – являлся участником оркестра, в своё время значимого для Смоленска. Через некоторое время стал работать с дошкольниками, что и послужило главным толчком основать что-то своё. В 1989 году представилась такая возможность, и было создано детское оркестровое объединение во Дворце творчества детей и молодёжи. Это целый отдел со своими педагогами, планами и работой.
– Почему «объединение»?
– Потому что там объединены два оркестровых коллектива – это оркестр русских народных инструментов и джаз-оркестр. Также у нас есть ещё дополнительные группы – дошкольники. Хочу отметить, что ничего подобного нет ни у нас в городе, ни в России. Дети, как правило, играют на двух инструментах: народном и духовом. Именно поэтому оркестра два, а коллектив один.
Два оркестра изначально шли параллельно друг другу. Единственное, в 1989 году был не джаз-оркестр, а духовой. С течением времени он трансформировался, потому что появились новые инструменты. Например, саксофон и ритм-секция. Да и детям хотелось поиграть другую музыку, а не только марши и вальсы.
Но основной, «градообразующий» коллектив – это всё-таки оркестр русских народных инструментов. В него входят все: и духовики, и младшие народники, которые ещё не могут освоить духовой инструмент и стать участниками джаз-оркестра. Джаз-оркестр – уже для более подготовленных технически и музыкально детей.
Главная мотивация
– Какие ещё особенности обучения у вас есть?
– Мы отличаемся от музыкальных школ и школ искусств тем, что ведём работу сразу в двух направлениях – учебном и концертном. Именно ради выступлений и происходит обучение. Если в музыкальной школе цели – научить ребёнка играть на инструменте, дать ему профориентацию и, возможно, профессию, то для нас главное – это объединить детей, которые просто хотят заниматься. Объединить их в коллективы для совместного музицирования и различных творческих проектов, чтобы они, выходя на сцену, обязательно видели результат своего труда. И это главный мотивирующий момент – не образование ради образования, а обучение ради того, чтобы показать свои творческие способности и навыки.
– Есть ли у коллектива название?
– Мы даже конкурс объявляли в своё время, но с названием так и не определились. Очень сложно найти то слово, которое объединяет все особенности, о которых я рассказал. Однако чем мы отличаемся в названии – это наша принадлежность к Дворцу творчества детей и молодёжи.
О творческих проектах и главных победах
– Расскажите о творческих проектах, которые уже удалось реализовать?
– Творческая составляющая, конечно, сейчас очень страдает из-за всех ограничительных мероприятий в связи с коронавирусом, тем не менее она всё равно присутствует. За последние годы мы реализовали много творческих проектов, сделанных совместно с другими коллективами города.
Например, мы поставили три мюзикла: «И снова… Снежная Королева», «Мэри Поппинс», «Не покидай». Эти театрализованные музыкальные представления были поставлены совместно с Центром культуры и другими творческими коллективами из культурно-досугового центра «Губернский», Дома культуры «Шарм». Также мы показывали сказку с оркестром, прошло много концертов с другими солистами, два раза представляли программу «С песней в Новый год». Выступления проходили на ведущих площадках города.
Дружим мы и с Культурно-выставочным центром имени Тенишевых – в прошлом году нам удалось провести там два концерта. Джаз-оркестр выступал на дне рождения КВЦ, а также совместно с певицей Юлией Малиновой – финалисткой Всероссийского открытого телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица». Особенность концерта заключалась в том, что совместных репетиций не было, одна, техническая, состоялась лишь накануне мероприятия. Для самодеятельного коллектива это серьёзная проверка на профессионализм. Я считаю, что оркестр со своей задачей справился полностью.
Дружим и с Дворцом культуры профсоюзов. В прошлом году мы провели там концерт «Любимые оперетты». К марту готовим расширенную программу для представления уже с танцевальными коллективами.
Сейчас мы работаем над проектом «Сказка – опера» и планируем презентовать его в мае. Вот коллективы детские, а работают они, конечно, на профессиональном уровне. Этот проект мы делаем вместе с солистами и камерным хором Смоленска. Есть задумка привлечь к работе и балет, который базируется во Дворце творчества детей и молодёжи.
– Победой в каких конкурсах вы особенно гордитесь?
– Если говорить о победах в конкурсах, то их было достаточно за эти годы. Например, из истории коллектива: в 1993 году проходили первые Дельфийские игры в Саратове, это была знаковая поездка для нас, в итоге оркестр русских народных инструментов получил золотую медаль, а джаз-оркестр – серебряную.
Одна из последних поездок у нас была в столицу на крупный форум «Музыкальная Московия», который собирал именно оркестровые коллективы. Это был такой инструментально-хоровой международный конкурс, который проходил в Концертном зале имени Гнесиных, а гала-концерт – в Большом зале консерватории имени Чайковского.
Не так давно мы ездили в Санкт-Петербург на международный конкурс «Метелица», где стали лауреатами первой степени. Последняя поездка наша была опять же в Санкт-Петербург – там прошло мероприятие «День гимна России» и был поставлен мировой рекорд «Самый большой сводный оркестр».
Влияние пандемии
– Как коронавирус повлиял на рабочий процесс?
– К сожалению, из-за пандемии коронавируса во Дворце никакие мероприятия проводить нельзя. Недавно одна из мам рассказала о том, что её дочь теряет интерес к музыке, потому что нет выступлений. Сейчас же даже конкурсы проводятся в дистанционном формате. А эта девочка – достаточно подготовленный музыкант, но у неё уже просто опускаются руки, нет мотивации к чему-то стремиться и что-то показывать.
Когда ребёнок выходит на публику, даже если на концерт пришли только родители, он видит результат своей работы. Появляется мотив, есть стремление этот результат продемонстрировать. Когда ты не видишь результат, то работаешь «в стол», и интерес, естественно, теряется. Вот прошли новогодние праздники – мы хотели сделать концерт для родителей, но это было запрещено. В итоге мы брали камеру, записывали выступления и выкладывали всё на сайт. К слову, ребёнок боится больше той же камеры, чем выступать вживую.
– А эффективны ли для ребёнка занятия в дистанционном формате?
– Занятия в дистанционном формате гораздо менее эффективны, чем в очном. Что такое научить ребёнка играть на музыкальном инструменте? Это вопросы постановки рук, ног, головы, если с духовиками – это постановка дыхания. Для любого инструмента есть своя специфика. А при плохой скорости интернета и аппаратуры идут большие искажения звука и изображения. Это всё, конечно, мешает нашей работе и ломает всю систему обучения в целом.
– На сколько лет рассчитан курс обучения и выдаёте ли вы диплом по его окончании?
– Да, по окончании процесса обучения, который рассчитан на семь лет, мы выдаём диплом. После этого некоторые уходят по возрасту или каким-то другим причинам, но в основном все остаются и являются просто участниками оркестра. Собственно говоря, именно для этого мы их и готовим, даём музыкальное образование. В оркестре большая нагрузка в плане репертуара. У нас ежегодно каждый оркестр готовит по нескольку программ, в каждой – по 15–20 произведений.
Музыка – это адский труд
– Тяжело ли находить общий язык с детьми?
– Находить общий язык с детьми в целом не тяжело. Они бывают разные по своим данным. Есть ребята, которые с точки зрения музыкальных способностей очень слабые. Но бывает так, что они добиваются гораздо большего за счёт своей работоспособности, желания и стремления. То есть именно трудолюбие является главным залогом успеха. Очень редко попадается ребенок, который и талантлив, и трудолюбив. Если эти два момента есть у ребёнка, тогда он может пойти дальше и добиться определённых высот. Но, как правило, бывает одно или второе. Кто талантлив, тот чаще всего ленив – он плывёт по течению, пользуясь своими внутренними данными. Однако могу сказать, что все способности развиваются с течением времени, но только если их развивать.
– Многие ваши выпускники в итоге связали свою жизнь с музыкой?
– У нас есть выпускники, которые в разное время учились в Российской академии музыки имени Гнесиных, в Петрозаводской и Нижегородской консерваториях. За 33 года сменилось не одно поколение – кто-то уже приводит своих детей заниматься музыкой во Дворец. Такие случаи не единичны. Хочу ещё раз подчеркнуть, что мы не ставим перед собой задачу дать ребёнку профессию, но получается так, что многие всё равно потом становятся музыкантами. Мы никого не агитируем, единственное, если у ребёнка есть предрасположенность и хорошие данные, я ему прямо говорю об этом. И если он захочет стать музыкантом, то я обязательно скажу, что для этого необходимо очень много работать. Музыка – это адский труд и каждодневные занятия по три-четыре часа в день для того, чтобы получить результат.
Фото: предоставлено Дворцом творчества детей и молодёжи города Смоленска
Алена Шашкина