Я видел Гагарина
Юбилей первого полёта человека в космос стал темой торжественного заседания Общественной палаты Смоленской области шестого состава. Помимо подведения итогов конкурса творческих работ среди учащихся школ региона, посвящённого подвигу Юрия Алексеевича Гагарина, участникам мероприятия представили видеоролик с воспоминаниями смолян, встречавшихся с первым космонавтом планеты на официальных мероприятиях и в неформальной обстановке. Полную версию фильма «Встречи с Гагариным», подготовленного журналистом Натальей Лобановой и оператором Олегом Силёновым, затем показали в эфире телеканала «Регион 67».
Все кричали «ура»
Первым героем фильма стала председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, председатель правления Смоленского областного отделения Российского фонда мира Елена Александровна УЛЬЯНЕНКОВА – в день полёта Юрия Гагарина ученица 4-го класса Сагутьевской средней школы Трубчевского района Брянской области.
«В этот день мы высаживали первые деревья в сквере Памяти партизан. Только выкопали ямочку, я держала березу – и вдруг из громкоговорителя на столбе раздался голос: «Внимание, говорит Москва, работают все радиостанции Советского Союза...» Мы все замерли, кто с лопатой, кто с деревом, а из громкоговорителя: «Советский человек первый в космосе!» Мы тогда не знали, откуда он, кто он – Юрий Гагарин, но все кричали «ура», – рассказала она.
Кто же его узнает?
Воспоминаниями о личной встрече с Юрием Гагариным поделилась в фильме Лидия Ефимовна НИКИТИНА, с 1989 по 2014 год возглавлявшая региональное отделение Российского фонда мира. В 1967 году, летом которого ей и её мужу поручили организовать неофициальный визит первого космонавта, она работала директором школы на территории Гжатского (ныне – Тёмкинского) района. Юрий Алексеевич, вернувшись из Сочи, решил провести оставшиеся от отпуска дни на рыбалке и оказался на Угре…
«Приезжаю туда – они в речке: кто купается, кто рыбу ловит. Сети поставили, раз вытащили – пусто, второй раз – тоже пусто! Рыба жареная-то есть, а уху варить не из чего. Но надо сказать, что Угра – очень красивая река, и на ней всегда было много туристов. Плывёт лодка, в ней незнакомые люди, и они узнали Гагарина. Естественно, хотели лодку остановить, но течение быстрое, остановить не могут и проплывают, а у них в лодке была щука большая. Они её схватили и бросили нам со словами: «Юрий Алексеевич, это вам!» Из этой единственной щуки мы варили в тот вечер уху – мы с ним готовили, чистили картошку. Ну а как? Уху надо варить из щуки…
Сидели долго, была очень хорошая атмосфера, и, конечно, центральным лицом нашей компании был Юрий Алексеевич Гагарин – он много рассказывал.
Я с ним много разговаривала и спросила у него: «Юрий Алексеевич, что было самым трудным в полёте?» Он сказал: «Знаете, трудно было, когда ракета отрывается от земли – появляются очень большие нагрузки на организм, и это очень тяжело. Но самое трудное – после полёта. Вот это испытание (мы бы сейчас сказали – славой): постоянно надо держать себя, на тебя постоянно смотрят, выдерживаешь и аплодисменты, и вопросы корреспондентов – порой коварные, приходится много выступать». Он ведь иногда выступал по десять раз в сутки, куда бы ни приехал, и везде надо было знать, что и кому сказать. Вот это, сказал он, намного тяжелее, и если там 108 минут прошли и кончились, то это – постоянно.
Конечно, рассказывал он увлекательно, живо, с юмором. Они с другом вспоминали начало службы лётчиками на Севере, рассказывали, какие у них были забавные истории, друг друга подначивали. Рты у нас не закрывались – мы смеялись от души, настолько всё было интересно, по-доброму…
В двенадцать ночи мы с мужем поехали домой, а они разбили палатки и ночевали в них. По дороге мне муж рассказал, как они ездили на мехдойку с Гагариным. Он, оказывается, любил молоко, и когда они приехали на Угру, Юрий Алексеевич спросил: «Александр Алексеевич, а молочка мы не найдём?» – «Да чего не найдём, сейчас обеденная дойка у нас, доедем и возьмём молока». А тогда стада паслись круглосуточно и мехдойки устанавливали в загонах. Муж – за руль, Гагарин к нему в машину, и они поехали. Гагарин подошёл к дояркам, не знаю, о чём они разговаривали, но он у них попросил молока, а они отказали – не узнали его. Муж подошёл к ним: «Девчата, да вы что, Гагарину молока пожалели?!» Они – ах, мы не узнали. А действительно: он в тенниске, спортивных брюках, кто же его узнает? Молока они взяли полфляги, привезли на речку и там его пили…»
На следующий день к Гагарину уехал муж Лидии Ефимовны, сама она осталась дома:
«Ко мне около часа дня пришла секретарь парткома совхоза Галина Петровна и говорит: «Лидия Ефимовна, звонят из горкома, говорят, у нас Гагарин. Ему надо срочно позвонить в Звёздный городок по такому-то номеру». Я отвечаю: «Всё поняла, сейчас я его найду». Приехала к ним, все купаются. Юрий Алексеевич после Сочи загоревший, почти шоколадный… Увидели, что я приехала, значит, что-то надо. Все вышли из воды, я говорю: «Звонили из горкома, надо позвонить по этому номеру». Он посмотрел: «Всё, ребята, сворачиваемся, поехали». А мне так жалко: они хорошо отдыхали, день солнечный… Я говорю: «Юрий Алексеевич, может, я вас не нашла?» – «Нет, так нельзя, это моё непосредственное начальство». Быстро все по машинам, подъехали к нашему дому, зашли в дом. И только что был рубаха-парень, а телефонную трубку как взял – «Говорит полковник Гагарин! Соедините с Москвой по номеру такому-то».
Его тут же соединили, а пока он разговаривал, я думала, что же ему дать для автографа? Подошла к полкам с книгами, хотела что-нибудь про лётчиков. Книжка у меня была, но она была не новая, но, думаю, нет, всё-таки про лётчиков. Он взял, посмотрел – чувствуется, что читал, подписал книгу.
Мы вышли, а через дорогу от нашего дома был магазин, и около магазина – толпа рабочих, кого успели предупредить, что можно посмотреть на Гагарина. Мы за калитку вышли, а они не подходят – стесняются. Он говорит: «Ну что вы стесняетесь, подходите». Они подошли, пообщались, поговорили, а потом он уехал. Больше я его не видела…
Я всё время удивлялась, насколько всё было тонко, умно, деликатно! Вот откуда? Простой крестьянский парень, мама – доярка, отец – плотник, а говорить умел и с английской королевой, и с нашим механизатором!»
Хотим с вами сфотографироваться
О своей встрече с Юрием Гагариным помнит и Галина Викторовна РАДИОНОВА. В 60-е годы она заканчивала школу в Холм-Жирковском и была на встрече с первым космонавтом (её организовали в местном Доме культуры):
«Погода была солнечная, холод немыслимый, но тем не менее! Юрий Алексеевич понял, что очень мало людей смогли его увидеть и вопросы ему задать. И он решил, что проведёт ещё одну встречу, но уже на улице.
Мы в этом году заканчивали десятый класс Холмовской средней школы, всего нас пятнадцать человек было. Все стоят, и один другого толкает: вот бы сфотографироваться, вот бы попросить его. А все трусят, хотя мальчишки – вроде бы и смелыми должны быть. Я поняла, что никто не подойдёт, а я была бесстрашная, подошла к нему и говорю: «Юрий Алексеевич, мы выпускники десятого класса, 1945 года рождения, мы хотели бы с вами сфотографироваться». Он: «Пожалуйста», – и улыбнулся своей очаровательнейшей улыбкой, представляете!
И вот эта фотография – прямо на улице, возле военкомата, его сопровождающие лица там стоят, люди толпой ходят вокруг этого места, и мои одноклассники. Он действительно был настолько обаятельным, настолько широкая у него улыбка и натура такая же!»
Мы были дружинниками
В завершение торжественного заседания перед его участниками выступил старейший член Общественной палаты Владислав Фёдорович ЗЕРНОВ:
«Мне было тогда 15 лет, я учился в Сычёвском сельхозтехникуме, и когда Юрий Алексеевич Гагарин приезжал в Сычёвку, мы как дружинники охраняли нашего космонавта. Он приехал на поезде Вязьма – Ржев, переночевал с охраной в вагоне поезда, а на следующий день за ним прислали машину, и он приехал в райисполком, а потом – в спортзал Сычёвской школы. В спортзале были поставлены скамейки, трибуна, и он выступал, а мы стояли и слушали его выступление – где-то около часа. После выступления мы сопровождали его в райисполком, затем на стадион. Тогда там не было трибун, и на стадион приземлился вертолёт, на котором Юрий Алексеевич Гагарин вместе с охраной и улетел».
Фото: из архивов героев фильма, Андрей ЛУКАШЕНКО
Наталья ЛОБАНОВА, Олег СИЛЁНОВ