От радуги до языка химба и городского пространства
Существует ли цвет в реальности или же он – воображение, игра нашего мозга, оптическая иллюзия? Как мы воспринимаем цвета с точки зрения физиологии, что такое цвет в культурно-семантическом поле и какую роль он играет в городском пространстве?
Об этом рассказала доктор культурологии, профессор, директор «Лаборатории цвета» Смоленского государственного университета, президент Российского общества цвета Юлия Грибер, которая стала гостьей очередного выпуска Public talk Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска 25 февраля.
Цветовосприятие: иллюзия, длиною в жизнь
«Мы живём в цветном мире, и каждый день получаем огромное количество связанной с цветом информации. Но на самом деле цвета не существует, вокруг нас есть только свет. Когда световые волны падают на объекты, то некоторые цвета отражаются от них, а другие – поглощаются ими. И те световые волны, которые мы видим, мы и называем цветом», – объяснила механизм цветового зрения гостья Public talk.
Цветовое зрение во многом зависит от анатомической структуры глаз, и главная роль природой отведена сетчатке, в которой располагаются фоторецепторы. Цвет мы видим благодаря колбочкам, которые расположены в сетчатке. Каждый из видов колбочек даёт нам возможность воспринимать три типа спектра: сине-фиолетовый, жёлто-зелёный и красно-оранжевый. Восприятие каждого из этих цветов зависит от границы спектрального диапазона, поэтому какие-то цвета мы воспринимаем лучше, а какие-то – хуже. «Именно поэтому нам сложно читать синий текст, например, на чёрном фоне. Но, к сожалению, многие дизайнеры об этом забывают, и часто сталкиваешься просто с физиологической проблемой прочтения текста», – пояснила Юлия.
На протяжении жизни наше цветовосприятие меняется. В пожилом возрасте на него влияют изменение плотности и цвета хрусталика и сужение зрачка. Учёные научились моделировать этот процесс и увидели, что меньше всего меняется восприятие красного и жёлтого цвета, а больше всего – голубых и синих оттенков, которые выглядят, как зелёные.
«Это сильно влияет на восприятие цветовых сочетаний: то, что "молодому глазу" кажется контрастным, для "пожилого глаза" сливается в один цвет. Интересно, что всех этих изменений сам пожилой человек не замечает, потому что срабатывают процессы адаптации», – отметила эксперт.
Дамбу, зузу, буру, или какой мы видим радугу
Вторая часть Public talk была посвящена языку цвета. Последние исследования учёных показывают, что человек различает несколько миллионов различных оттенков, но далеко не все из них мы можем назвать. «Мы изучили словарь русского языка и выяснили, что в повседневном общении носители языка используют только около ста слов, чтобы описать цвет», – рассказала Юлия Грибер.
По её словам, границы цветового спектра очень условны. Они зависят от культуры, языка, местности, где мы проживаем. «Язык, на котором мы говорим, становится для нас своего рода трафаретом, через который мы воспринимаем цвета окружающего мира. Если в языке нет названия цвета, то носители его могут просто не замечать», – отметила эксперт.
Например, для русского человека радуга – это семь цветов, а большинство европейцев видят в радуге только шесть цветов, потому что не выделяют голубой. В радуге у японцев тоже шесть цветов, но они не различают зелёный, потому что считают его оттенком синего, а представители народности химба, которые проживают на территории Намибии, зелёный и синий обозначают одним словом – «буру». Но при этом для ярко-зелёного цвета в языке химба есть отдельное наименование – «дамбу», а для тёмно-зеленого – «зузу».
Цвет в городе, или какого цвета Смоленск
Рассказала исследователь цвета и о том, как мы осознаем и воспринимаем цвета, как они влияют на наши эмоции и даже вкус. «Например, если надеть на себя что-то красного цвета, то у нас понизится уровень кортизола и повысится уверенность в себе. Именно поэтому, по мнению исследователей, спортивные команды, которым досталась красная форма, чаще одерживают победу. Но на людей, которые смотрят на красный цвет, он действует совершенно по-другому: они начинают чаще моргать, у них повышается давление», – поделилась интересной информацией Юлия.
Сделать такие выводы учёным помогают высокотехнологичные аппаратные методы: регистрация движений зрачков, мышечной активности, электрической активности мозга. Важно понимать, считает эксперт, что наше восприятие цвета сильно зависит от наших социальных характеристик. Поэтому, чтобы создать комфортную цветовую среду для определённой группы, необходимо изучить реакции именно этой группы.
Отвечая на вопрос о роли цвета в городском пространстве, Юлия Грибер отметила, что колористика города строится по тем же принципам, что и живописное полотно: в городе всегда есть фон и цветовые доминанты, которые меняются в разные эпохи. «Что касается Смоленска, то его колористика формировалась веками, и, конечно, это не один цвет. Он сложный, интересный, и хорошо, что сейчас всё больше людей задумывается над тем, как сохранить это многообразие», – поделилась мнением эксперт.
Запись эфира Public talk «Лаборатория цвета» доступна по ссылке: https://vk.com/video-194344820_456239296
Фото: ИЦАЭ