В гостях у губернатора Островского
На минувшей неделе очередное продолжение получило заявление губернатора Алексея Островского, сделанное им во время сентябрьского заседания областной Думы. Тогда, напомним, глава региона объявил о предстоящей продаже служебного (на сегодняшний день – уже бывшего) автомобиля и так называемой «резиденции губернатора». Оба эти объекта, как стало известно впоследствии, будут включены в прогнозный план приватизации областного имущества.
И если с автомобилем (это, напомним, Lexus LS500) ясность уже есть (он оценён в сумму порядка 7,1 млн рублей, и после уплаты 20% НДС в бюджет региона поступит почти 6 млн рублей), то остаётся ряд вопросов об объекте в Гнёздово – той самой «резиденции губернатора». И большая часть из них звучит как «что это вообще такое, и что там есть?», поскольку в разное время по этому поводу звучала самая разная информация. Впрочем, разнообразие мнений было вызвано и тем, что последнее время этот объект чаще всего характеризовался как «мобилизационный», а это, в свою очередь, вызывает мысли и о том, например, что принадлежит он не области, а неким силовым структурам. Итак, что же такое – «резиденция губернатора»?
Сосновый бор, дорожки и бассейн…
Ответы на этот вопрос был призван дать пресс-тур, организованный для представителей региональных СМИ, которым в этот день предоставили возможность не только пройтись по территории «резиденции», но и открыть любую дверь в здании.
Собственно, с прогулки и началось наше посещение этого объекта, занимающего ни много ни мало площадь в 8,5 гектаров. Кстати, именно, скажем так, «уличная» часть «резиденции» вызвала восторг у журналистов, хотя и с оговорками. 8,5 гектаров заняты в основном сосновым бором, есть хозяйственные постройки, ряд строений, оставшихся от первых хозяев этой территории (ими, кстати, были военные), фруктовый сад и пруд.
Именно к пруду мы с коллегами и направились в первую очередь, миновав трехэтажное здание, фасад которого, видимо, по шутке архитекторов, чем-то напоминает американский Белый дом.
Пруд совсем небольшой, как и беседка, расположенная на искусственном острове посреди него, – не совсем, будем честны, отвечает понятию «резиденция». Да и беседка самая обычная, хоть и состоит из двух частей – каминной, назовем её так, и небольшой столовой: деревянная, без каких-то особых изысков и претензий на роскошь. По берегам пруда, кстати, растут самые обычные, привычные всем камыши.
Заглянув в беседку и, опять же, отметив её небольшие размеры, отправились дальше – по асфальтовым дорожкам, мимо бывшего военного полубункера, который сейчас используется как хозяйственное помещение. За бункером – фруктовый сад с молодыми, по виду и размерам, деревьями, рядом – хозяйственные постройки. Кстати, именно в них раньше – еще до назначения в 2012 году Алексея Островского губернатором Смоленской области, то есть, при предшественниках нынешнего главы региона, – жили пресловутые косули. Сейчас животных в вольерах нет.
И вот как раз за этими вольерами и фруктовым садом начинается, наверное, лучшая часть территории – сосновый бор, где, как и во всяком лесу, даже небольшом, дышится совсем не так, как в городе. Здесь действительно хорошо гулять, поэтому дорожка идет с поворотами, чтобы сделать путь по ней заметно дольше.
Один из «перекрестков» на дорожке ведёт к бассейну, куда мы с коллегами также заглянули. Впечатления от увиденного в этой части «резиденции», опять же, не совсем совпали с ожиданиями – всё-таки, его площадь в 210 квадратных метров не так уж и велика, да и обстановка, по сути, во многом похожа на общественные бани советского период. Даже частные сауны и банные комплексы зачастую обставлены богаче и – в каких-то случаях – роскошнее.
И, завершая «прогулочную» часть посещения «резиденции губернатора», стоит сказать, что дорожки по сосновому бору сделаны из обычного асфальта, который местами уже пришел в негодность – тут есть и трещины, и выбоины по краям.
Помимо камышей в пруду журналисты увидели и крапиву, растущую под соснами, и старого, еще советского дизайна фонари, которым явно нужна новая краска. То есть, территория хороша как лес, но, скажем прямо, местами запущена и в целом не создает впечатления того, что она ежедневно используется. Ещё из явных минусов – металлический забор, окружающий всю «резиденцию», который, несмотря на густо растущие сосны, хорошо виден практически из любой её точки.
Резиденция или всё-таки гостиница?
Дорожки, проложенные по сосновому бору, в любом случае приводят к зданию, которое по документам проходит как «трехэтажное служебное здание общей площадью 627,4 кв. м», введённое в эксплуатацию аж в 1959 году. Оно, конечно, перестраивалось и менялось, но, нужно оговориться, опять же при предшественниках Алексея Островского.
С главой региона журналисты встретились в его рабочем кабинете, до этого побывав в одной из спален дома и комнате, которая ранее использовалась как столовая.
«Я здесь не жил никогда. У меня здесь рабочий кабинет, и когда я работаю по вечерам, остаюсь здесь ночевать», – рассказал губернатор, добавив, что уже готов полностью отказаться от использования «резиденции». О том, что подготовка к этому шагу идёт полным ходом, говорит и отсутствие на рабочем столе Алексея Островского полного набора аппаратов спецсвязи.
«Несмотря на то что прокуратура Смоленской области в ответ на мой запрос дала мне письменные разъяснения, что я могу использовать этот объект, и им также могут пользоваться члены моей семьи, и я не должен ничего за это платить, я оплачиваю всю коммуналку и питание – правда, здесь я только завтракаю, потому что все остальное время провожу на работе», – пояснил глава региона.
Спальню, в которой ночует Алексей Островский, журналисты тоже увидели. Таких комнат, кстати, в здании несколько, они все одинаковые – и по планировке, и по интерьеру, и по установленной в них мебели. Главное отличие спальни губернатора от других комнат – фотографии семьи: детское фото с отцом, с бабушкой и дедушкой, а также с женой и дочерьми – кстати, только двумя.
«Это тот день, когда началась агрессия Грузии против Осетии, и меня вызвали из отпуска. Я успел только два дня с семьей отдохнуть», – вспоминает Алексей Островский август 2008 года, соглашаясь с мнением журналистов о том, что фотографию пора заменить на новую – уже с тремя дочерьми.
Подводя итоги пребывания внутри «резиденции», можно снова сказать: роскоши и привычного для этого понятия «богатства» здесь нет, пожалуй, за исключением почти театральной люстры, освещающей холл второго и третьего этажа.
Обычные шкафы, настолько же обычные кровати и стулья – в общем, обстановка больше соответствует интерьеру хорошей гостиницы советского периода, но точно не резиденции как месту, где живет первое лицо области. А с учетом того, что Алексей Островский здесь только ночует, а в остальное время здание закрыто, ощущение гостиницы – причём, временно закрытой для туристов – только усиливается.
Из первых уст
Подробнее, насколько это возможно, глава региона ответил на вопросы журналистов, которые касались дальнейшей судьбы «резиденции губернатора».
«Недавно в соответствии с моим поручением у данного объекта, который называется «резиденцией губернатора», был снят специальный статус, собственно, это и позволяет всем нам сегодня находиться. До снятия специального статуса появление здесь без соответствующего разрешения различных гражданских лиц было невозможно», – сообщил Алексей Островский.
Отметим, «мобилизационным» этот объект был давно – фактически с момента его постройки, когда эта территория использовалась в качестве резервного командного пункта 50-й ракетной армии. Да и сейчас, кстати, ещё один высокий забор отделяет «резиденцию» от действующей воинской части.
Стоит, безусловно, пояснить некоторые моменты. «Резиденцией губернатора» этот объект стал в июле 2007 года, когда Хозяйственное управление областной Администрации заключило договор аренды с его правообладателем – Смоленской квартирно-эксплуатационной частью Московского военного округа. Окончательно в собственность области объект был передан в октябре 2011 года, и с тех пор он находится в пользовании и оперативном управлении профильной структуры Администрации региона.
Снятие с «резиденции губернатора» специального статуса также позволит приступить к процедуре оценки стоимости этого комплекса – выполнять её, как и в случае с бывшим служебным автомобилем главы региона, будет специализированная организация. Говоря об этой работе, Алексей Островский обозначил ряд рисков в этом направлении.
«Думаю, что у той специализированной организации, которая будет проводить оценку, будут проблемы с тем, чтобы, собственно, оценить это имущество. К чему привязать объект на такой огромной территории, мне сложно сказать. Но есть трёхступенчатая система оценки, и я думаю, что она будет использована», – рассказал глава региона, отметив, что порядок суммы неизвестен даже приблизительно.
После завершения процедуры оценки комплекса – территории, бассейна и самого здания – губернатор внесёт в Смоленскую областную Думу законопроект, согласно которому «резиденция» будет включена в план приватизации областной собственности. То есть, процедура абсолютно такая же, как и в случае с автомобилем «Лексус», – торги на аукционе, и результат у неё будет аналогичным.
«Все вырученные средства пойдут на решение проблем системы здравоохранения Смоленской области, в первую очередь, центральных районных больниц, закупку лекарств и приобретение жилья, чтобы молодые специалисты могли поехать и приступить к работе в ФАПах, районных больницах. Я рассчитываю, что объект будет продан за ту сумму, которая позволит сделать значительные финансовые вливания в систему здравоохранения. Это крайне востребовано и необходимо», – заявил Алексей Островский.
Фото: Алексей Матвеев
Алексей Матвеев