
Написанному душой – верить
После долгого простоя в закрытом и опечатанном на протяжении почти целого года помещении Дворца культуры профсоюзов галерея «Смоленский Вернисаж» готовится к долгожданной встрече со зрителями – на новом месте…
16 февраля на первом этаже (вахта № 2) Дворца культуры на Ленина откроется совместная выставка смоленского художника Андрея Белокопытова и фотохудожника Дмитрия Кагана под шутливым названием «Каждый пишет, как он дышит». Незадолго до знаменательного события в жизни этого уникального творческого тандема мы поговорили с одним из виновников торжества.
Зорко одно лишь сердце
Его эмоциональные полотна не просто берут за душу – они проникают прямо в сердце с первого взгляда. Но поскольку их автор – профессиональный врач, в данном случае за сердца зрителей можно не волноваться. Излечивая творчеством свои собственные травмы, Андрей Белокопытов крайне бережно и деликатно относится к чужим…
– У меня есть не только радостные картины – немало и таких, которые пропитаны болью… Но я никому их не покажу, потому что хочу делиться с людьми только радостью и светом, – за чашкой чая с бергамотом Андрей Белокопытов рассказывает о своей жизни так искренне и захватывающе, что наша беседа становится больше похожа на исповедь, нежели на интервью. Более того – на реальную основу для целого автобиографического романа.
– С Дмитрием Каганом мы дружим уже больше двадцати лет, – продолжает Андрей. – Это уже вторая по счёту наша совместная выставка, идея которой полностью принадлежит именно ему. И если бы мой друг постоянно меня не мотивировал на такие подвиги, я бы так и продолжал, запершись, проводить дни в своей мастерской… Очень люблю уединение, оно для меня питательно. Впервые мы выставлялись вместе ещё в 2013 году. Спустя более десяти лет у меня накопилось немало новых картин, и настала пора показать их людям.
– Насколько для вас важно эти работы не просто показать, а продать?
– Знаете, совсем недавно мы с одним моим хорошим приятелем, с которым время от времени играем в бильярд, даже поссорились, обсуждая эту тему. Он никак не хотел верить, что для меня вопрос продажи находится на самом последнем месте. Дело в том, что я человек очень самодостаточный, веду почти аскетический образ жизни, при этом совершенно не горю желанием свои картины продавать… Они мне самому нравятся! К тому же хочется оставить память о себе детям и внукам, чтобы они думали обо мне немножечко лучше. Конечно, если мои творения будут покупать – так тому и быть. Но главная моя цель вовсе не в том. Важнее всего то, что, не являясь профессиональным художником, я пишу исключительно по призванию. Рисую всю свою жизнь, а все прочие роли, которые выполнял когда-то раньше, выполнил достойно. И все они вели меня к тому, чем я занимаюсь теперь.
– Когда вы впервые почувствовали в себе это призвание?
– Скажу – не поверите. Я осознаю себя с трёх лет жизни. Точно знаю, что это именно три года: памятная зарубка – место жительства, ведь до моих четырёх лет папа с мамой снимали жильё в частном доме на улице Профинтерновской в родном Смоленске. Очень хорошо помню, как родители принесли мне на день рождения коробку карандашей. И всё – меня накрыло. С тех пор никогда не расставался с изобразительным искусством. А потом… Дорога жизни петляла витиевато и причудливо, но неуклонно вела именно к живописи. На этих судьбоносных поворотах мне встречались значимые для меня люди, встречи с которыми и привели к самому главному. Так и вышло, что уже 37 лет я не расстаюсь с кистью и красками – с 1988 года, после судьбоносной встречи со смоленским художником Валерием Москаленко. Но ещё намного раньше была другая, очень значимая встреча – в мои пять лет…
– Дайте угадаю. Это была Муза?
– Да, именно она. Итак, 1969 год, мне всего пять лет. Детский сад. Заходит светловолосая девочка-ангел. И я понимаю, что с этой девочкой мне хочется быть рядом ежеминутно. Ведь одно лишь её присутствие наполняет меня огромным счастьем! Позже я узнал, что это чувство называют Любовью. И вот после нашей встречи всё начинает складываться для меня абсолютно волшебным образом… Оказалось, что мы с ангелом – соседи. Девочку звали Тоня Ласкина, а её папой был известный смоленский художник Валерий Ласкин. Мы постоянно ходили друг к другу в гости, я был вхож в эту необыкновенную семью и мог хоть каждый день видеть ангела воочию, говорить с ним. Как сейчас помню… Нам по пять лет, и у нас есть доступ в мастерские отца Тони. Причём время от времени Валерий Анатольевич выходит на пленэр, и я могу стоять рядом, видеть, как он работает, и наяву созерцать это чудо – сотворение картин. Наблюдая за тем, что он делает, я раз и навсегда понял: буду художником! И с этой мечтой больше не расставался.
– Но выбрали профессию, совершенно далёкую от искусства. Почему?
– Так сложилось, что на художественно-графический факультет я не поступил. Но зато поступил в мединститут! В то время меня это очень расстроило, но много лет спустя я понял, почему судьба сделала такой зигзаг. Я вообще глубоко убеждён, что кто-то свыше управляет нашими судьбами. И благодаря этому на протяжении нашей жизни всё настолько правильно складывается, что потом в ретроспективе рассматриваешь своё прошлое и диву даешься: как же всё могло так гениально совпасть?
37 лет я пишу свои настроения
– И вот – мой шестой курс. Я постоянно рисую: одногруппников, преподавателей, делаю зарисовки студенческой жизни, участвую в оформлении вузовской газеты. Мне очень нравится то, как на мои работы реагируют зрители… Наступает момент, когда начинаю понимать: хочу чего-то большего. Мне очень нужно, чтобы меня оценил какой-то большой профессионал. То, на что я отважился, можно охарактеризовать так: только в юности можно позволить себе подобную беспардонность. Я узнал адрес художника Валерия Москаленко и пришёл к нему в мастерскую на Соборном дворе. Мастер открыл мне двери – в прямом и в переносном смысле. Знаете, гораздо позже, уже в зрелом возрасте, я понял всю меру и степень своего безрассудства – когда на собственном опыте понял, что такое работа над картиной. Познал то состояние, в котором отсутствует время и потребности. Сейчас я могу сесть рисовать утром и только поздно вечером понять, что не обедал и не ужинал… Так вот. В это сакральное пространство нельзя впускать никого! Вот ты просто по телефону поговорил несколько минут, и настройки сбились. И если бы ко мне в этом состоянии постучался такой «инопланетянин» с папочкой гениальных рисунков, я бы его в своё пространство просто не впустил! Но Валерий Николаевич оказался намного более великодушным. Посмотрел мои работы и задал именно те вопросы, которые я себе задаю всю оставшуюся жизнь. Он спросил: «Зачем ты это делаешь?» Я ответил: «Ну как зачем… Мне нравится, как реагируют люди». На что услышал следующее: «Художник пишет не для того, чтобы кому-то понравиться. Он своим творчеством хочет направить зрителю какое-то очень важное послание. Ты должен ему что-то особенное сказать, а не просто понравиться». И даже предложил со мной позаниматься.
А у меня шестой курс… Днём учусь, вечерами работаю на скорой помощи фельдшером. Времени в обрез. Я ведь с третьего курса пошёл работать на «скорую» – сначала санитаром, фельдшером, потом врачом. Так что пришлось от занятий с Мастером отказаться… Но наша встреча всё равно была бесценна. Валерий Николаевич проявил ещё одну невероятную щедрость – подарил мне краски из своих запасов, основные цвета. И посоветовал делать свои работы маслом – тогда всё получится. А ещё посоветовал писать свои настроения. И вот уже 37 лет я пишу свои настроения. Не стараюсь никому понравиться… Мне просто приятно делиться с людьми своими эмоциями и чувствами. Это очень захватывающее ощущение – что-то создавать из ничего. Когда есть просто переживание, и его можно передать, визуализировать. Тогда в душе появляется свет, и всё темное уходит. Начинаешь по-другому себя ощущать в этом мире. Это настоящая магия! И когда ты к этому волшебству причастен, то чувствуешь себя по-настоящему счастливым. Я и правда себя считаю очень счастливым человеком. У меня в прошлом и сейчас – очень и очень чудесная жизнь…
– Это такая редкость, когда человек благодарит судьбу абсолютно за все её повороты…
– Да, я благодарен ей абсолютно за всё. За то, что не сразу пошёл учиться на художника, а прошёл через медицину, скорую помощь, потом были пятнадцать лет практики военным врачом, служба на Дальнем Востоке с его великолепной природой… За обучение в военно-медицинской академии в Ленинграде, где учился на врача-психофизиолога у преподавателей, о которых нужно книги писать. Например, наш куратор знал историю Санкт-Петербурга и возил нас на экскурсии, при этом сам был гидом. Заканчивал я службу в военной академии ПВО. Потом целый год писал картины, а после судьба снова сделала вираж – и я тринадцать лет работал учителем, преподавал в школе ОБЖ, причём абсолютно в удовольствие, качественно… Но даже из здоровых, радостных отношений тоже нужно уходить вовремя. Так что 1 сентября 2024 года я встречал уже не на школьной линейке, а за мольбертом у себя в мастерской.
Знаете, я верю в высший замысел. Вот если представить бильярд: в нём есть биток и есть шар. Шар – это мы. Биток ударяет в шар – и ты летишь. Летишь либо в лузу, либо в обратную сторону, либо ещё куда-то… Главное одно: невидимый игрок держит кий и бьёт по этому битку. И вот именно он знает всё. Я не знаю, как всё будет. Человек, посланный мне на моём пути, подталкивает меня на нужный маршрут, и он тоже не знает, как всё будет. Но Тот, кто направил его ко мне, – Он знает всё.
Сейчас мне шестьдесят лет, и я понял, как всё устроено. Наша жизнь – это действительно театр. Как сказал Эпиктет в первом веке: вся жизнь – театр, главное правильно сыграть свою роль. Есть режиссёр, который всё про нас знает и всё видит. Он даёт нам роли, в которых мы обогатим свой опыт и душу, станем лучше. Есть правила – ты можешь от них отказаться, можешь действовать по-своему. Но тогда результат не гарантируется. А так как ты знаешь, что этот режиссёр гениален, ты просто ему доверяешь… И судьба начинает вести тебя именно туда, куда ты мечтал. Я, пройдя свой непростой жизненный путь, испробовав разные профессии, качественно исполнив те роли, которые мне назначили, пришёл туда, куда хотел и мечтал всю жизнь прийти. Я – свободный художник, могу себе позволить не продавать картины, не нуждаться в деньгах в звании военного пенсионера. Так что я очень благодарен этому великому режиссёру, который так гениально всё устроил в моей жизни.
«Огнём своей души подсвечивать души людей»
– Вы всегда открыто говорите о том, что не являетесь профессиональным художником. Обычно это стараются скрывать, выстраивая вокруг себя «броню» из всевозможных наград, регалий, званий…
– Могу сказать одно: художник – это не профессия, а призвание. Можно иметь диплом, хорошо владеть ремеслом, но быть просто классным профессиональным ремесленником – если ты не родился художником в душе. Эмиль Золя когда-то писал в письме Полю Сезанну: «Внутри художника два человека: поэт и ремесленник. Один рождается поэтом. Другой становится ремесленником». Вот я родился художником. Пронёс это через всю свою жизнь. Может быть, мне не хватает каких-то профессиональных знаний, зато я пишу не техникой – я пишу своей душой. Горжусь тем, что мои картины трогают сердца многих людей. Может быть, грани моей души не совпадут с чьими-то другими… Но когда я вижу реакцию человека, который плачет, стоя рядом с моей картиной, – это самая большая награда. Я не хвастаюсь. В шестьдесят лет не могу позволить себе быть ложно скромным. Если я это заслужил, то почему не могу про это сказать?
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Инна Петрова
Фото: из архива Андрея Белокопытова и Дмитрия Кагана