Никто, кроме нас
В гостях у радиостанции «Весна» и «Смоленской газеты» – представители православной семейной гостиной «Радонеж»: руководитель гостиной Наталья ПОПОВА, куратор направления «Мастерская родительского опыта», волонтёр-репетитор Юлия СИНИЦЫНА и куратор направления «Музыкальная студия Радонеж» Ирина НУЖДИНА.
Сегодняшняя публикация – продолжение беседы, начатой в номере «Смоленской газеты» от 21 августа, в которой наши собеседники рассказали о новом грантовом проекте «Радость наша – вместе созидаем счастливые семьи». Его цель, напомним, – организация мероприятий для оказания комплексной помощи семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, для профилактики их распада, смягчения социальных проблем через работу групп комплексного развития детей.
– Практически все семьи, ваши подопечные, – православные христиане. Когда вы формируете программы, репертуар, эту особенность как-то учитываете?
И. Н.: – Конечно. Вообще, мы стараемся отмечать все православные праздники, разучиваем песни, организуем праздничные мероприятия, причём стараемся сделать их красочными, красивыми, чтобы костюмы были у детей… Пасха, Прощёное воскресенье, Благовещение – мы все праздники отмечаем.
– Как дети к этому относятся? Не говорят ли «я вчера по телевизору услышал такую интересную песню, давайте мы лучше будем её петь»? Или одно другому не мешает?
И. Н.: – Я считаю, что одно другому не мешает. Но я в любом случае могу их желания подкорректировать, если увижу, что песня, которую они предлагают, совсем разнится с тем, для чего мы работаем, с нашим пониманием жизни. Конечно, я могу сказать: «Задумайся, что это за слова, нормально ли это?» Музыка бывает такая – не понять слов совершенно, а ведь песня должна передавать смысл. Сейчас же у нас в большей степени такие песни, как будто их специально делают так, чтобы ты ничего не понял. И я вижу, как дети следуют этой моде, тоже стараются непонятно что мямлить, неразборчиво произносить слова. Конечно, я это корректирую. Говорю: «Давай разберём, о чём здесь говорится». Поэтому, когда мы разучиваем песни, что-то слушаем, мы всё время задумываемся над смыслом – это первооснова, отсюда идёт характер исполнения. Мы не можем петь грустную песню с радостным лицом и непонятными интонациями. Смысл во всём должен быть.
Педагоги – и психологи, и воспитатели
– Наталья Викторовна, получается, педагоги даже по самым прикладным направлениям – художественным, творческим, рукоделию – объединены какой-то целью, которая выше этих практических занятий. Педагоги выступают и как психологи, и как воспитатели. Не просто музыкальный педагог, а педагог в широком смысле слова…
Н. П.: – Абсолютно верно. Каждое направление дополняет друг друга. Во-первых, все наши специалисты – с высшим образованием, и практически все – из многодетных семей, были у нас раньше просто волонтёрами. Но так вот судьба свела, они пришли к нам, и я очень благодарна.
– Вы считаете, что это огромный плюс в работе – то, что ваши преподаватели сами из этой же среды?
Н. П.: – Да. И это очень важно. Они знают всю «кухню» изнутри. И они с готовностью делятся своим опытом с теми молодыми семьями, которые только сейчас, может быть, налаживают какие-то отношения в семье, помогают ими справиться с трудностями.
Когда собираются наши родители – на репетиции, либо делать поделки, или просто ждут детей с занятий, – они обязательно, всегда ведут душевные разговоры. Между родителями есть доверие – это очень важно. У нас работают замечательные психологи, а наши мамы, можно сказать, тоже уже психологи. Поэтому всё у нас взаимосвязано. Вот, например, дети поют, и кто-то плохо произносит слова. Тогда к работе подключается логопед. А логопеды наши работают настолько скрупулёзно! С каждым ребёночком занимаются два раза в неделю индивидуально и один раз проводят фронтальные групповые занятия. Произношение, умение выразить свою мысль – этому учат на всех занятиях: и в вокальной студии, и на семейных чтениях, когда дети с родителями читают. Эти занятия проводят волонтёры из Центра культуры города Смоленска. Даже если это изостудия, ребёнок должен сначала выразить свою мысль, понять, что он хочет показать, допустим, в рисунке про семью. И Анна Юрьевна всегда очень доброжелательно расспрашивает, не настаивая, но находя индивидуальный подход к каждому ребёнку. Это очень важно!
– Юлия Викторовна, учитывая ваше направление «Мастерская родительского опыта», вы должны каждую секунду быть готовыми к любым неожиданным вопросам. Например, запланировали сегодня занятие, условно, про детское питание, а вас спрашивают: расскажите лучше, что делать, если в школе подрался? Бывает такое?
Ю. С.: – Да, конечно. У меня этот опыт идёт, можно сказать, из семьи, потому что дети уже с того момента, когда они начинают говорить, задают такие же вопросы – иногда очень неожиданные, бывает, даже коварные. Да, приходится размышлять, вспоминать, думать и делиться тем, что знаю сама и о чём хочется сказать.
– У вас девять детей. Они же все разные наверняка по характеру. Как можно говорить о выходе из ситуации, если один так поступил, второй так, а третий, четвёртый, пятый – по-другому, каждый по-своему?
Ю. С.: – Очень важно выслушать человека, который с тобой в данный момент беседует, и понять его ситуацию. И уже исходя из того, какой ребёнок, какой у него характер, темперамент, я могу что-то посоветовать. Я обязательно спрашиваю родителей, чем занимается ребёнок, что он любит, какие секции посещает, если не посещает – могу что-то порекомендовать. И, конечно же, у меня возникает параллель с каким-то одним из моих детей. Если это спокойная, гармоничная личность, которая любит музыку, искусство, – его лучше направить в музыку, в пение или рисование, например. Да, приходится немного быть и психологом.
– Вас врасплох не застать, я так понимаю, потому что опыт огромный...
Ю. С.: – Я думаю, что мне всегда есть что сказать, посоветовать, конечно же, не навязывая. В этом году у нас с мужем годовщина – 28 лет в браке. За эти годы было столько ситуаций, что, наверное, для каждой семьи можно будет какой-то пример привести.
Приглашаем всех в гости!
– Наталья Викторовна, расскажите, что дальше? Какие планы на будущее?
Н. П.: – Я думаю, что ещё рановато говорить о планах. Хотим, чтобы мы с Божьей помощью продолжили нашу работу, чтобы у нас были ещё волонтёры, приходили семьи, которые бы не смущались из-за того, что «Радонеж» – православная гостиная. У нас, кстати, есть семьи не православные, они приходят к нам с готовностью, с интересом. Было такое, что у нас крестили здесь своих детей, принимали православие.
Я надеюсь, что с Божьей помощью мы реализуем наш проект и наша гостиная будет развиваться. Хочется, чтобы это был такой православный семейный центр, но как Господь управит. Приглашаем всех в гости!
– Вы вырастите, мы в вас верим. И, наверное, когда приходят не православные, вы говорите, «пока не православные», то есть вопрос – дело времени?
– Да.
Помощь детям по школьным предметам
– Юлия Викторовна, в описании того, чем вы занимаетесь, есть такая фраза – «репетитор по трудным школьным предметам». О чём она говорит?
Ю. С.: – Можно сказать, да. Но трудный – для определённого, конкретного ребёнка. Кому-то трудна математика, кому-то труден русский язык, кому-то нужно что-то подсказать по английскому – мне приходилось и этим заниматься. Но в основном, как показал опыт, детям трудно даётся математика – начиная с начальной школы и заканчивая восьмым классом. Если ребёнок что-то упустил в начальной школе, это потом очень отражается на среднем звене. Соответственно, идёт непонимание по-настоящему сложных тем, и ребёнок просто в растерянности приносит тройки-двойки и не знает, что делать. Учителя зачастую просто отворачиваются или говорят, что это «твои проблемы, это проблемы твоей семьи, проблемы твоих родителей, что они с тобой не занимаются», может быть, намекая на то, что ты должен где-то заниматься индивидуально и так далее. У ребёнка опускаются руки, он просто находится в таком подвешенном состоянии… И слава Богу, что некоторые дети попадают к нам. Я думаю, что это очень важно: принять, выслушать, направить, позаниматься, помочь.
– Уверенно можно заявить, что вы экономите детям, их семьям деньги на репетиторов. Мы знаем, сколько сейчас стоят эти услуги – от тысячи рублей за час…
Н. П.: – Да, это финансово тяжело. У нас была семья переселенцев из Донецка, и с детьми заниматься русским языком, литературой пришлось начинать буквально с уровня начальной школы, хотя дети учились уже в пятом – седьмом классе. Наша замечательная преподаватель из Смоленского государственного института искусств Любовь Владимировна Милько, которая очень любит свой предмет, была так счастлива заниматься с ними: «Какие дети! Как они внимательно слушают!» С ними занималась и Юлия Викторовна математикой.
Физика – тоже сложный предмет. С детками у нас занимались волонтёры из Смоленского государственного университета. Доцент Анна Евгеньевна Варнаева с кафедры начальной школы вместе с волонтёрами тоже занимаются у нас с детьми.
И так получилось, что наши родители, которые сейчас по разным причинам не работают, сидят, допустим, в декретном отпуске, или же у них есть знания, но по каким-то причинам они не смогли реализоваться как специалисты, тоже у нас занимаются с детьми. То есть мы даём возможность родителям из многодетных, как правило, семей реализовать свои неиспользованные возможности. Это тоже делает их счастливыми. Ведь самая главная и тяжёлая работа – быть мамой, и для того, чтобы мама могла реализоваться и в творчестве, и в своей профессии, которую она получила, мы даём такую возможность.
Ольга Борисовна Бессонова, чудесная мама, преподаёт у нас английский язык. Она занималась и индивидуально, и с группой наших деток.
Ирина Викторовна занимается музыкальным направлением, но оно более широкое. Сейчас дети, которые вообще боялись выйти, слово произнести, потому что они и слов-то не выговаривали, идут выступать – у них желание появляется. Мы видим, как они меняются. Кроме того, это своего рода социализация, что очень важно. Мы никого не отталкиваем – по возможностям. Дети стараются: сделал маленький шажок – хорошо, слава Богу, значит, у тебя это получится.
К нам приходят дети из семей участников специальной военной операции. Буквально недавно мы беседовали с мамой, у которой муж на СВО. Мама оставила работу, потому что у неё маленькие дети. По её словам, она оказалась в вакууме. И когда она пришла к нам, говорит: «Господи, как у вас хорошо: можно и старшего, и младшего ребёнка привести, и я здесь с вами вместе». Это тоже большая поддержка! Поэтому я надеюсь, что в нашей семейной гостиной вот этот дух, эта атмосфера доброжелательности и искренней помощи сохранятся и будут развиваться дальше.
Детский концерт для бойцов в военном госпитале
– Не так давно в новостных лентах прошло сообщение, что вы посещали военный госпиталь. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом...
Н. П.: – Мы не первый раз были в госпитале. И нашу 49-ю бригаду посещали.
Наши дети и родители сначала с настороженностью отнеслись к этой идее: «Ой, как, а что можно, что нельзя?» Но, делая маленькие шажки, мы видим результат.
Когда мы приехали в первый раз в госпиталь, нас было несколько человек – Юлия Викторовна со своими младшими детьми, – и мы сами не знали, как это будет, где это будет.
В первый раз мы в холле пели для солдат, а потом пошли по палатам. Сначала боялись, как нас воспримут: кто-то раненый, кто-то не хочет этого шума. Но всё прошло замечательно, и в следующее посещение госпиталя у нас была уже целая команда – с мальчиками, девочками, родителями – и маленький подготовленный концерт. А помимо этого мы ещё сделали и подарки: нарисовали очень красивые пасхальные открытки, Ирина Викторовна подготовила концертную открытку – небольшое выступление.
И. Н.: – И уже на Троицкую неделю (в 2024 году – с 24 по 30 июня. – Прим. ред.) мы в каждой палате исполняли песни. Палаты большие, на двенадцать человек. Мы увидели, как солдатам нравится выступление детей: они стали подниматься со своих кроватей, брать телефоны, снимать, отправлять близким. Военные смотрели на детей как на ангелов, как на своих детей. «Вы, – говорят нам солдаты, – для нас как свет».
И дети наши сами оживали. Представляете, мы концерт до этого дали, а потом пошли по палатам, чувствовалась уже какая-то усталость, но при этом какая радость была у детей! Сами предлагали: давайте эту песню споём, а сейчас мы в этой палате эту песню споём. Сын Юлии Викторовны исполнял на аккордеоне произведения, дети пели. Был концерт с сольными номерами. Сын Юлии Викторовны исполнил песню «Солдат молоденький». Всем так понравилось! И потом один из раненых бойцов подошёл к мальчику и надел ему свой берет – подарил…
Н. П.: – Первый раз, когда мы пришли, не знали, с чем столкнёмся. Старшая сестра нам разрешила спеть только в фойе, где терапевтическое отделение, и всё, на часик. Мы выступили в терапевтическом отделении, там несколько палат. Мы зашли к солдатам в палаты, поздравили, передали открытки. А потом Екатерина Михайловна, старшая сестра, говорит: «Давайте-ка зайдём еще в хирургическое отделение». Мы с разрешения зашли в палату, поём песни. К нам спускаются медсёстры и больные, кто может ходить, с верхних этажей. И вместо одного часа мы там пробыли три часа! Кроме того, мы подготовили более трёхсот пасхальных открыток! И каждый наш ребёнок старался взять открытку, даже не одну, и подарить солдату. Вот, допустим, палата на четырёх человек, а все двенадцать детей берут открытки с пожеланиями, чтобы вручить бойцу.
На второй концерт нас уже даже ждали. Можно сказать, что это было такое большое наше путешествие. Мы видели лица больных. Даже те, кто не мог ходить, привставали…
Мы вручали подарки нашим бойцам – ангелочков, которые ребята делали вместе с нашими кураторами Анной Юрьевной и Ириной Николаевной в разных техниках, из бисера и ткани. И мы подготовили их не только для раненых солдат, но и для обслуживающего медицинского персонала. Как они обрадовались, были просто приятно удивлены!
И. Н.: – Теперь нас ждут в сентябре – вот такая ответная реакция…
Н. П.: – А когда мы уже вышли из корпуса и направились к выходу, нас догнал солдат с большим-большим пакетом фруктов. Бойцы собрали свои фрукты и подарили детям… Нас всех это очень тронуло.
Нравственное, патриотическое воспитание, не только эстетическое, – очень важно сейчас, в наше время, поэтому мы стараемся со всеми нашими кураторами, волонтёрами, родителями развивать это направление. Как говорится, «Мы вместе с вами» и «Никто, кроме нас»… Слава Богу, к нам приходят люди, волонтёры, помощники, и все вместе мы справимся.
– Наша редакция желает гостиной «Радонеж» дальнейших успехов, чтобы все ваши планы осуществились, потому что мы видим: вы делаете действительно очень полезное для многих-многих семей дело.