Реально-виртуальный спорт
Новости

Реально-виртуальный спорт

5 сентября 2024 года в 12:15

Как удалось объединить реальный спорт с виртуальным, об Играх Будущего в концепции фиджитал и почему видеоигры больше, чем развлечение, рассказали гости радиостанции «Весна» и «Смоленской газеты»: президент Федерации фиджитал-спорта в Смоленской области Михаил ШАКУРО и капитан команды «Черепахи», которая очень успешно себя заявила именно в этой дисциплине, Сергей ЛОГОВАТОВСКИЙ.

Молодой, но уже популярный спорт


Давайте для начала посвятим наших читателей в эту дисциплину. Фиджитал – молодой вид спорта, дата его зарождения – 2022 год. Что он из себя представляет?

М. Ш.: Фиджитал-спорт на самом деле довольно молодой спорт, но очень быстро набирающий свою популярность. Один из триггеров его развития, который был заметен на международном уровне, – проведение «Игр будущего» в Казани в феврале марте. Собственно, «Игры будущего» зародились в России, и в этом году в них участвовало порядка 116 стран.

Разберём понятие «фиджитал-спорт». Под термином «спорт» мы понимаем активность, а «фиджитал-спорт» – это активность вдвойне. Это активность и в цифровой, и в физической части. Для того чтобы понять, что же такое фиджитал и в чём совмещение цифры с физикой, объясню на примере фиджитал-футбола. Спортсмены играют в FIFA на приставке, забивают голы, счёт в этой игре сохраняется и переносится в физический этап. В формате 5х5 они продолжают играть, но уже в классический футзал. Счёт и с цифровой части, и с физической суммируется, и так определяется победитель.

Фиджитал-спорт на сегодня охватил такие дисциплины, как футбол, хоккей, баскетбол, тактическая стрельба, в которой смоленские спортсмены очень хорошо себя зарекомендовали: начиная от отборочных этапов, участия во всероссийских соревнованиях, а также в десятых, юбилейных, «Фиджитал-играх», и заканчивая участием в «Играх будущего».

Тактическая стрельба – это совмещение опять же цифровой части и физической. Цифра – это игра в Counter-Strike, официальной дисциплине компьютерного спорта, но сегодня с приходом фиджитал ребята развиваются в двух направлениях: как интеллектуально, так и физически. После этапа Counter-Strike они переходят к физическому этапу – игре в лазертаг. Это тоже довольно молодой вид спорта хотя он давно развивается, но как спортивная дисциплина этот вид был признан относительно недавно. Говоря про фиджитал-спорт, есть и другие направления например, фиджитал-единоборство.

Во что играют и в какой дисциплине единоборства?

М. Ш.: По фиджитал-единоборству играют в Tekken. Физический этап зависит уже непосредственно от регламента, положения, от того, какие правила установят организаторы. Это могут быть правила из бокса, ММА, рукопашного боя.

Разнонаправленное развитие спортсменов


В таком случае в поле действия фиджитал можно перевести фактически любой олимпийский или какой-то иной вид спорта, вплоть до абсолютно современных: фиджитал-скейтбординг, фиджитал-сноуборд, фиджитал-плавание. Или это уже фантазии?

М. Ш.: Это абсолютно не фантазии. На данный момент те виды спорта, которые я перечислил, уже являются официальными видами спорта, признанными Министерством спорта. По этому ряду дисциплин уже проходят соревнования в формате фестивальной, игровой тематики. Мы непосредственно сами организовывали соревнования по фиджитал-теннису, а наши коллеги проводят состязания по фиджитал-гольфу, волейболу, сквошу. То есть очень много направлений. Любое классическое направление из физики можно совместить с цифрой, если есть соответствующее программное обеспечение, – это может быть как игра в виртуальной реальности, так и игра на приставках либо компьютерах. Это помогает вовлечь в физику из цифры более молодое поколение, а старшее поколение познакомить с цифрой. Тем самым спортсмен развивается разнонаправленно.

К примеру, что может дать спортсмену-футболисту игра в приставку? Существует мнение старшего поколения, что «эти ваши игры не нужны»… На самом деле очень нужны. Возьмём профессию, например, лётчика. Он же сразу за штурвал не садится, сначала проходит обучение и практику, в том числе на так называемых интерактивных симуляторах.

Конечно, это уже нормальная практика по всему миру...

М. Ш.: Да, то же самое с интерактивными симуляторами – они существуют и для классических видов спорта, дают возможность по-другому взглянуть на классический спорт. Ребята, будучи спортсменами в классике, выполняют какие-то роли. Если футбол – это нападающий, защитник, например, и он больше видит себя как спортсмена в своей роли. При переходе в интерактивную часть он становится менеджером, тренером команды, ему приходится принимать решения за роль каждого спортсмена. И с этими навыками он быстрее принимает решения в интерактивной части, более зрелищно и наглядно видит всю картину поля, он улучшает свои способности как физического спортсмена.

Если отследить статистику, фиджитал-спорт был создан при изначальном преобладании цифровых спортсменов, которым для общего развития захотелось физической активности, или это профессиональные спортсмены, которые решили «подтянуть» сюда цифровую историю? Что было первично в этой дисциплине?

М. Ш.: Что появилось раньше – курица или яйцо? Здесь то же самое. Отдельно существовали цифровые направления, которые развивали свои особенности принятия решений, общения в команде, отдельно – касты классического направления спорта. Было принято решение совместить эти дисциплины. Совместив направления, мы получили нового спортсмена, который, развиваясь одновременно в двух направлениях, повышает свои качества и навыки. Те, кто занимался в классическом спорте, повышают свои навыки в классике и начинают проявлять интерес к цифровой активности. Те, кто развивался в цифре, начинают двигаться в реальной жизни.

Сергей, ты спортсмен фиджитал и капитан команды «Черепахи». Как ты оказался в этой дисциплине, откуда пришёл и на чём конкретно ты больше специализировался в направлении фиджитал-спорта?

С. Л.: – Я играл в лазертаг с 2018 года. Попал в фиджитал-спорт совершенно случайно: тренер сказал, что есть возможность попробовать поиграть и в диджитал, и в фиджитал-этап одновременно. На смоленских отборочных соревнованиях мы собрали свою команду, скажем так, из не особо сильных спортсменов. Прошли отбор легко, а в Москве мы уже встретили некоторое сопротивление – там были уравновешенные и фиджитал-, и диджитал-этапы. В Counter-Strike нас разнесли, в лазертаге, правда, разнесли уже мы и в итоге смогли пройти на всероссийский уровень. После этого этапа мы поняли, что надо менять что-то в составе, взяли в команду двух профессиональных игроков в Counter-Strike. Благодаря им мы прошли в финал всероссийских соревнований, но в финале попалась команда, которая в тот момент специализировалась только на цифровом этапе – только на Counter-Strike, и, по регламенту того года, соревнования не были уравновешены. Мы не дошли до этапа лазертага, проиграли 2:0, а в лазертаг играли уже товарищескую встречу и выяснили, что в физическом этапе мы оказались гораздо сильнее противников.

В этом же году пересобрали команду, набрали больше игроков в Counter-Strike, подучили их играть в лазертаг, и парни очень хорошо показали свою игру – и в Counter-Strike, и в лазертаг.

Бытует стереотип, что геймеры, например специалисты по игре в Counter-Strike, не самые кондиционно развитые люди: сидячий режим, нужно всё время быть за монитором… Действительно ли это так? И насколько легко геймера обучить лазертагу, где нужно много выносливости, кондиции, то есть физических навыков?

С. Л.: – Я изначально тоже так думал, но на самом деле всё зависит от человека. Нам повезло найти профессиональных игроков в Counter-Strike, которые очень хорошо играют в лазертаг. У парней очень хорошая моральная подготовка, они заряженные, готовы бегать и «разносить» противника. Выйти из лазертага в Counter-Strike гораздо сложнее, ведь для этого нужно иметь опыт игры в шутеры, назовём это так. Если у вас нет опыта, будет гораздо сложнее.

Получается, что наша физическая оболочка способна быстрее усвоить навык, чем голова, которая в основном работает в компьютерном спорте? Получается, тело обучается быстрее, чем мозг?

С. Л.: – Да, можно сказать так. Всё-таки в Counter-Strike играют игроки, у которых очень хорошая реакция. В лазертаге это не особо востребовано, потому что здесь по-другому зарегистрируют попадание. То есть если вы попадаете в цель, вы уже эту цель не отпускаете. А в Counter-Strike же огонь идёт на опережение. То есть вы стреляете друг в друга, и тут уже кто кого перестреляет. В лазертаге же такого нет. Если вы кого-то начали стрелять, вы убиваете его – автоматически.

Фиджитал-спорт ломает стереотипы


Михаил, как проводятся соревнования, турниры?

М. Ш.: – Стандартно во всех дисциплинах, за исключением баскетбола – в фиджитал-баскетболе заявочный состав команд четыре человека, играют в формате 2х2 с учётом замен. В форматах тактической стрельбы, футбола, хоккея состав – семь человек. Могут добавлять дополнительного вратаря – если уровень всероссийский или международный, вратаря терять не хотелось бы, поэтому дополнительного вратаря добавляют в заявочную кампанию, но он не будет принимать участие в цифровой части. Кого включить в состав, определяет менеджер. Регламент, положения определяют непосредственно организаторы соревнований. Если в прошлом году мы наблюдали от этапа к этапу, что каждый организатор площадки определял свои правила, то в этом сезоне подвели под некий стандарт, уравновесили на региональном этапе и на межрегиональном этапе соблюдение баланса цифры и физики.

Несмотря на то что спорт молодой, смоленские спортсмены себя очень хорошо прочувствовали, поняли, как комплектовать команду, как готовиться. И эта дисциплина дала толчок развитию лазертага как отдельного вида спорта. Сообщества лазертага тоже заинтересовались в участии в фиджитал-спорте и начали, соответственно, по-другому готовить и комплектовать свои команды. Теперь сообщество лазертага ищет себе в команды цифровиков.

Отступление небольшое сделаю. Термин «гейминг» не очень подходит к спорту, потому что «гейминг» – это всё-таки неконтролируемый процесс.

Скажем так, увлечение…

М. Ш.: – Да, а здесь спортсмен – киберспортсмен – подконтролен дисциплине, на площадке присутствует тренер. Идёт уже совсем другое развитие. Спортсмены более быстро и качественно развиваются, нежели геймеры, потому что у них другие цели и абсолютно другие задачи.

По сравнению с прошлым годом мы увидели, что в этом году очень много желающих команд пройти отборы у себя в регионах, принять участие в межрегиональных отборочных этапах, заявиться на чемпионат России. Немаловажно, что этот вид спорта поддерживает государство. Россия – основатель фиджитал-направления, поэтому со всех сторон идёт хорошая поддержка, и спортсмены видят перспективу в развитии.

Спортсмены и цифровики начинают объединяться, общаться между собой. И ломается стереотип, который раньше существовал, что это «неподвижные» люди, очень замкнутые, которые ни с кем не общаются… Ничего подобного! Они очень хорошо общаются, очень подвижные и активные. Так что фиджитал-спорт многие стереотипы сломал.

А как тренируется такой спортсмен? Получается, в два раза больше тренировочного процесса?

С. Л.: – Ребята тренировались в онлайне, пока играли в Counter-Strike, и иногда выходили на поле, чтобы сходить на тренировку по лазертагу. Это не занимает много времени: вам хватит всего двух тренировок в день по два часа, чтобы поддерживать свой уровень игры в лазертаг. В Counter-Strike мы собирались каждый день, по нескольку часов обсуждали карты и действия по игре.

«Игры будущего» в концепции фиджитал


Что такое «Игры будущего»? Как к ним готовиться? И из чего они сформированы? Какие есть направления?

М. Ш.: – «Игры будущего» – это турнир, включающий в себя много дисциплин, не только направления фиджитал-спорта – тактической стрельбы, фиджитал-футбола, фиджитал-хоккея, фиджитал-баскетбола, фиджитал-единоборств. В соревнованиях участвуют коллеги из других федераций: компьютерного спорта, направления Dota2, Mobile Legends Bang Bang и «Мир танков». Или, например, гонка дронов – это своя федерация. Фиджитал-гонки проводятся совместно с федерацией автоспорта – это симулятор, где есть полноценная коробка передач, педали, рули, экран. То есть спортсмен – уже полноценный пилот. Этот же класс можно соблюсти и перенести в физический этап. Трасс у нас в стране хватает, даже в Смоленской области у нас есть замечательная трасса – «Смоленское кольцо».

Ещё одно направление «Игр будущего» – участие спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Это демонстрация силы, воли к победе, технологий. Интересно наблюдать за развитием такого направления. Технологии настолько шагнули вперёд! Они дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья вернуться в обычную полноценную жизнь.

Помимо того, что мы придумали фиджитал-спорт, мы его узаконили, продумали, как мы будем тренировать спортсменов. Но нам же нужны ещё и площадки, где мы, собственно, будем проводить эти тренировки. Можно, конечно, разделить цифровую и физическую части. Например, в какой-то день мы пошли в компьютерном клубе потренировались, в какой-то день сходили на площадке потренировались. Но дисциплину фиджитал разделить невозможно, и правильнее было бы, чтобы это была одна локация. Я уверен, что так и произойдёт. Благодаря губернатору Василию Николаевичу Анохину в Смоленске в ближайшее время появится фиджитал-центр.


Одна площадка для цифры и физики


Что это – фиджитал-центр?

М. Ш.: – Есть готовые разработанные проекты, по которым уже ведутся работы. Тот фиджитал-центр, который создаётся в Смоленске, – это закрытый корпус, где размещаются компьютеры. Одна из дисциплин – ритм-симулятор Just Dance, очень интересное, активное направление. Со стороны кажется, что какая-то веселуха, но пропотеешь как следует! Компьютеры, зона для ритм-симулятора, VR-зоны и площадка, где можно под крышей что-то организовать, а также ресепшен. Вокруг этой территории располагается площадка воркаут, чтобы подтянуть физподготовку, площадка для стритбола и площадка для формата футзала – мини-футбола.

На каждую из этих площадок невозможно будет попасть отдельно: проход в закрытое помещение осуществляется через центральный вход. Каждый посетитель регистрируется в специальном приложении, информация об этом есть у администратора и у вас в мобильном приложении. Мобильное приложение регистрирует вашу активность и старается ещё больше вовлечь вас в эту активность, напоминает: давайте цифровой частью займёмся, давайте на приставках поиграем, давайте на компьютерах поиграем или, наоборот, что-то вы слишком много играете на приставках и компьютерах, давайте подвигаемся. И вот все эти личные активности приложение регистрирует и награждает присваиваются достижения, баллы.

Кроме того, на базе этой информационной системы можно получать информацию о запланированных турнирах, участие в которых даёт дополнительные рейтинговые очки. То есть на уровне Всероссийской федерации фиджитал-спорта, на уровне Международной федерации фиджитал-спорта, для «Игр будущего» – везде существуют свои правила по формированию рейтингов.

Сейчас мы договариваемся с коллегами из других регионов протестировать в Смоленске такое направление, которого в России ещё не было, – фиджитал MOBA. В цифровой части участники играют в Dota 2, в физическом этапе предусмотрен такой вид спорта – джаггер, про который мало кто слышал. В команде по пять игроков, у каждого, как и в Dota, есть свои роли. Поле разделено на две части, у команды есть ворота, посередине мяч. И в каждой команде есть бегунок, который должен схватить этот мяч и добежать, занести в ворота. И есть ещё четыре человека в команде – кто-то вооружается копьём, мечом, щитом, которые выполнены из безопасного материала, – и все они должны защищать. То есть это такой активный вид спорта, который будет очень интересен для корпоративных мероприятий. Протестируем, как это может выглядеть, постараемся собрать кейсы и показать их, потому что для Dota сейчас нет физического этапа.

На самом деле с появлением новых технологий, которых уже на сегодняшний день довольно много, абсолютно любой вид спорта можно цифровизировать. Наши отечественные разработчики придумали такие технологии для игры в футбол! Они установлены по всей площадке, и когда играешь, они всё меряют: скорость, силу удара, траекторию. Сегодня это уже существует. И это всё очень быстро развивается. Что будет через полгода, что будет через год... Насколько, обладая этими знаниями, подключив аналитику, подключив специальных тренеров, которые умеют с цифровой информацией работать, можно усовершенствовать спорт! Когда придёт это понимание, наступит гармония.

Вам огромное спасибо за вашу деятельность, развитие и победы. Желаем удачи в дисциплине. Команде «Черепахи» – процветания, продвижения и побед. И хотелось бы наблюдать появление новых команд...

М. Ш.: – Да, с появлением новых команд появляется конкуренция, соответственно, спортсмены начнут ещё интенсивнее заниматься, тренироваться. Появляется возможность проводить товарищеские встречи, а с появлением цифры эти данные можно дополнительно проанализировать и включить в свой тренировочный процесс.

Беседовал: Максим КРАЙНОВ
Текст подготовила: Мария ОБРАЗЦОВА
Фото: предоставлено Федерацией фиджитал-спорта


В Смоленске Заднепровский рынок сменит формат торговли
Бойцам вручили государственные и ведомственные награды