Все сохранившиеся башни крепости

Фото: © Виктор МИНЧЕНКО

Новости

Все сохранившиеся башни крепости

1 июня 2024 года в 19:30

В драматическом театре имени А.С. Грибоедова открылась выставка «Смоленская крепостная стена: 18 из 38». В её экспозиции – работы молодых художников, посвящённые уцелевшим башням нашей крепости. 18 башен – 18 авторов, каждый из которых постарался представить свой взгляд на самую узнаваемую достопримечательность Смоленска…


18 из 38


Проект «18 из 38» организован художником Марией ПОТАПОВОЙ и поддержан Министерством культуры России.

– Идея этого проекта возникла ещё в 2022 году, когда Смоленск готовился к празднованию 1160-летия первого упоминания в летописи, – говорит Мария Потапова. – Мне хотелось представить выставку, в которую войдёт серия графических работ с изображением восемнадцати башен крепостной стены, сохранившихся до настоящего времени. Показать неповторимость облика и красоту каждой из них. Ведь они действительно уникальны, и зодчий позаботился об их красоте. То есть помимо оборонительных функций, утраченных со временем, наша крепость всегда была прекрасным арт-объектом.

Поначалу это был персональный проект Марии Потаповой. И она лично отрисовала все 18 графических листов, используя в каждой работе разную технику и стилистические приёмы. Они даже были представлены на персональной выставке художника в Орше.

– Увидев работы в экспозиции, я поняла, что это не совсем тот результат, которого мне хотелось бы добиться, – признаётся Мария Потапова. – Даже выполненные в разной технике, это были работы одного художника. И мне показалась интересной идея восемнадцати башен и восемнадцати художников, когда каждый рисует одну конкретную башню.

К участию в проекте были приглашены ещё семнадцать молодых художников, каждый из которых выбрал башню, исходя из личных предпочтений. А дальше творчество автора ограничивалось лишь форматом графического листа и сроками сдачи работы.

– Конечно, был некий риск в том, что каждую башню рисовали в единственном экземпляре – а вдруг что-то не получится или возникнут проблемы у самого художника, – продолжает Мария. – Однако форс-мажор был только с одной работой. Автора пришлось срочно заменять, и Елена Граф, которая сейчас живёт в Санкт-Петербурге, в течение недели сделала свой рисунок и прислала его почтой. Мы даже успели внести его в каталог, который пришлось печатать буквально в последний момент.


Истории и сюжеты


Помимо того, что Мария Потапова выступает в этом проекте организатором, она ещё и один из восемнадцати художников, чьи работы представлены в экспозиции.

– Мне досталась башня Воронина – по остаточному принципу, – поясняет Мария. – Она, пожалуй, не самая узнаваемая и известная, но я их все люблю одинаково. В этой работе я взглянула на крепость в первую очередь как на оборонительное сооружение. Отсюда и композиция с пряслами, читающейся кирпичной кладкой. Здесь башня – как неотъемлемая часть стены, а не отдельный арт-объект.

Конечно, для каждого из смолян крепостная стена – всегда немножечко личная история. У всех есть связанные с ней воспоминания и эмоции. И большинство художников, выбирая башню, апеллировали именно к ним.

– Удивительно интересный проект, и я рада, что мне удалось в нём поучаствовать, – говорит художник Татьяна КОЛОДЯЖНАЯ. – Я выбрала башню Маховую, потому что она стоит в удивительно живописном месте. Особенно замечательный вид открывается с Шеинова бастиона, где я люблю прогуливаться. Именно с этого ракурса я и решила изобразить башню в мягких оттенках заката.

– Я выбрала Авраамиевские ворота, потому что в детстве проводила рядом с ними очень много времени, – поясняет художник Екатерина ЧАСНЫК. – Вспоминаются вечерние прогулки, покорение стены, когда на неё ещё можно было забраться, выход через башню на футбольное поле, где мальчишки гоняли мяч, – всё это часть моего приятного детства. В работе сюжет условен. Там нет людей – только крыши: плоские, почти незаметные, если смотреть на них снизу. Открытые ворота и некий дух застывшего, но неизвестно какого времени. Понятно, что не сейчас, но когда именно, мы не знаем. И небо, которое отражает борьбу света с тьмой, потому что есть метафора, что гроза – это как раз битва небесного войска со злом. То есть мы видим здесь отражение той большой войны, которая идёт наверху.

– Я рисовала Днепровские ворота и надвратную церковь, – добавляет художник Ольга ВАГУРИНА. – Сфотографировала башню с разных ракурсов: с Соборного холма и с другого берега Днепра. А весной, когда начался ледоход, пришла на пленэр и поняла, что такую красоту надо обязательно в работе использовать. Потом увидела ворон и тоже добавила в композицию. Мост старый нарисовала точками – как сон или некое воспоминание о прошлом. А потом прочитала, что по нему ходил трамвай, и тоже его нарисовала.

Фото: © Виктор МИНЧЕНКО


Информация к размышлению


Сюжеты работ, нанизываясь друг на друга, складываются в единый ансамбль. Как сами жемчужины башен на нитках прясел в «ожерелье всея Руси». Крепость-щит, крепость-воин и крепость-красавица, «красота неизглаголенная».

– Отдельно стоит сказать о каталоге этой выставки, – говорит Мария Потапова. – Дизайнер Богдан Романчук сделал его в виде макета Смоленской крепости, который складывается в красивую книжечку. С лицевой стороны мы видим реальный облик башен и их расположение относительно друг друга, а с обратной – каталожные данные и репродукции работ участников проекта. И в этом есть некий образовательный момент. Потому что редко кто из смолян знает названия всех башен.

Кстати, Богдан РОМАНЧУК участвовал в этом проекте не только в качестве дизайнера каталога, но и как художник. Объектом его работы стала «Веселуха».

– Это одна из моих самых любимых башен, – признаётся художник. – Её общий антураж, истории и легенды, связанные с ней, – всё это создаёт некий флёр загадочности. Мне это близко, и я выбрал ночь, минимальное освещение и ощущение беспокойности. Работа выполнена в технике имитации линогравюры. Но сделана по всем правилам: по слоям, чёткому наложению цветов друг на друга. Так что при желании её можно воссоздать и на станке.

Каждая работа снабжена этикеткой с информацией о башнях Смоленской крепости. И в этом тоже есть некий образовательный момент, поскольку далеко не каждый так подробно знает историю стены. В общем, всё получилось достойно: можно и впечатлиться работами художников, и узнать полезную информацию…


Личное мнение


Сергей ПИЛЯК, директор Государственного музея «Смоленская крепость»:

– Выставка потрясающая! Это целый спектр разных подходов, разных восприятий феномена Смоленской крепости. Все башни представлены непохожими друг на друга – каждая со своим характером, своей историей и своей художественной подачей.

Очевидно, что здесь идёт речь об индивидуальном отношении к каждой башне, поскольку мы говорим об объектах, которые сохранились. Молодые художники сумели вдохновиться историей, раскрыть образ каждой башни, и сделали это очень талантливо.

Это проект о человеческом диалоге наших современников, который для Смоленской крепостной стены важен и ценен. Уверен, что у него большое будущее. И музей «Смоленская крепость» сделает всё возможное для его дальнейшего продвижения и экспонирования.


Альфред КАЛИНОВСКИЙ, архитектор:

– Эта выставка интересна тем, что мы получили совершенно разнообразное и эмоциональное восприятие Смоленской крепости. Каждая работа вызывает определённое настроение – в зависимости от времени дня, ракурса, погоды и многих других факторов. И такой же спектр эмоций вызывает и сама стена, башни которой мы воспринимаем по-разному. Вообще, эта выставка возбуждает интерес к крепости не только как к архитектурному объекту, но и как к части нашего города, вызывающей определённые настроения. И в этом её несомненный успех.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Ольга Суркова

Стрелок-зенитчик с позывным «Седой» рассказал о боевой работе и обучении
По решению Смоленского горсовета социальных и медицинских работников наградят за добросовестный труд