Святой город Руси
На минувшей неделе в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась выставка «Продолжение традиций», где представлены работы Николая ВАСНЕЦОВА, в недавнем прошлом – главного архитектора Смоленска. В экспозицию, подготовленную под эгидой Международного фонда Васнецова, включено несколько направлений творчества нашего собеседника, отображающих его видение архитектурного облика городов, сочетания в них традиционных и современных решений. Есть на выставке и экспонаты, относящиеся к Смоленску, а если точнее – посвящённые увековечению его истории и культуры в нынешнем городском пространстве. О сохранении исторической памяти и о роли, которую этот процесс может сыграть в развитии туризма в областном центре, о знакомстве с нашим городом и его влиянии на творчество мы и поговорили с архитектором, представителем известной творческой династии.
Духовное значение города не изменилось
– Николай Борисович, вы в своё время занимались церковным строительством. Это очень интересное направление деятельности, особенно если иметь в виду, что Смоленск – древний православный город, имеющий глубокие культурные корни. На ваш взгляд, сохранились ли здесь старые архитектурные традиции и каково в целом современное положение церковного искусства и его влияние на развитие Смоленска?
– Прежде всего нужно отметить, что Смоленск церковный, будем говорить так, в духовном, догматическом смысле никак не изменился со времён крещения Руси.
Есть сведения о пещерном, подобном существующему в Киеве, но более раннем по времени христианском монастыре, который находился в древнем детинце Смоленска – ныне это улица Войкова, ранее Воскресенская. Княжеская аристократия на Руси первой принимала христианство, и их потомки, став Божьими отшельниками, где жили, там и основали свою обитель – в древнем детинце. Но в тот период, как и при княгине Ольге, это явление имело внутренний, частный характер, не влияющий на сложившееся расселение. Хотя в Смоленске это обстоятельство впоследствии, вероятно, повлияло на выбор князем Владимиром Мономахом места нового детинца – там, где ныне стоит Успенский собор. Светская жизнь княжеского двора позволяла строить храмы, но не могла мешать укладу христианских подвижников.
Позднее события в церковной стороне жизни меняли и сам строй города. Нам этот этап церковного Смоленска известен с приходом Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: влияние на народ этой святыни, написанной святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы, было безусловным. Её появление у нас отразилось в градообразующем спектре – изменился уклад расселения: разбросанные жилые очаги потянулись в слободские образования, ближе к духовному центру, заложилось моноцентрическое образование города. Так, к примеру, растворилось известное поселение в Гнёздове. Как известно, это стало происходить при Владимире Мономахе.
Концентрация населения позволила активно вести строительство множества каменных храмов. Город, в союзе кривичского расселения, укрепил черты княжеского единства и могущества, ничем не уступающие, например, Новгороду, Киеву и другим центрам Древней Руси. Вот так в те времена влияло на жизнь городов и их развитие принятие христианских святынь и устоев.
Названия улиц – история города
– Что можно сказать об этом в наше время?
– Влияние церковных объектов отразилось в том числе в названиях слобод, составлявших город. Строительство церквей и часовен, их именование были духовным выбором населения, проживавшего в этих слободах, ни в коем случае не навязанным, как об этом думают неискушённые люди. Мировоззрение у народа было такое – общее, без расхождений. Слободы могли носить именные или событийные названия, но часто назывались по имени построенной на их территории церкви. Впоследствии эти названия получали улицы, и в них заключалась история города.
После революции 1917 года многое изменилось в вопросе духовного восприятия: были подменены ценности мировоззрения. Сегодня, обращаясь к каноническим основам, вспомним, что в созидании мироустроения первым было Слово. Всё началось с него. Мы болеем, когда искажаем Слово, и Оно так же влияет на жизнь города, особенно когда идёт подмена заложенного смысла. Двадцатый век претерпел это заболевание, и ранее продиктованные выбором народного мировоззрения названия улиц подменены чуждыми понятиями.
Сейчас улицы Смоленска носят имена, которые не имеют отношения к истории города. Какое, например, отношение к ней имеет Марсель Кашен – главный редактор французской коммунистической газеты «Юманите»? Оказывается, проезжая через Смоленск, вышел покурить на железнодорожной станции. Так в угоду бестактным временам перестало существовать именование улицы Петра и Павла. Ну и, конечно, при чём здесь, на околотках старинных кварталов, звучание «Реввоенсовет» вместо спокойной улицы Спасской? Список необъяснимых переименований можно продолжить. А мы говорим в том числе о туризме в старом Смоленске, где словообразование является определяющим, но слышим и видим неистово введённые в жизнь, яростные звучания противоречивой эпохи.
Достаточно посмотреть на личность Войкова Петра Лазаревича, именем которого обозвали улицу Воскресенскую, – об этом следует знать жителям данной и прилегающей к ней местности. Согласно воспоминаниям свидетеля, дипломата Беседовского, – «самый настоящий террорист и разрушитель государственности». Личность, имеющая прямое участие к расстрелу царской семьи. Есть обоснования, что именно Войков и его соучастники добивали штыками раненых дочерей царя Николая Второго. И сегодня улица Воскресенская, место княжеской крепости – детинца и древнейшего монастыря, обезображена в Слове, а это древняя слава города.
Ко мне как к архитектору города обращались прихожане церквей Смоленска с просьбой переименовать улицы Войкова и Реввоенсовета на прежние названия – Воскресенская и Спасская. Подписей было триста. Понятно, что на этих улицах стоят храмы, и возвращение улицам прежних именований укладывается в понятия даже непосвящённых людей, а по малочисленной населённости улиц сделать это было не так трудно. Было проведено заседание топонимической комиссии, на котором большинством голосов удалось поддержать коллективное обращение граждан о переименовании улицы Войкова в Большую Воскресенскую… Но дальше этот вопрос не пошёл: было понятно, что он вызовет много споров и острых дискуссий, возможно и конфликтов, поэтому весь процесс переименования улиц остановили. Надеюсь, что на время.
На сегодня вопрос о возвращении всех прежних названий улицам не стоит, но там, где стоят древние действующие храмы и при этом обезличены исторические именования, это, на мой взгляд, сделать необходимо. Сегодняшний туризм в России стоит на возвращении истинного Слова историческим городам и поселениям, и Смоленск в этом смысле – не исключение.
О духовном начале в центре Смоленска
– Возвращение старых названий улиц действительно может стать фактором, который привлечёт к нам туристов. А если мы представим восстановление церковного облика Смоленска не только в слове, но и в деле?
– Стоит вспомнить храмы, утраченные в лихолетья двадцатого века. Их на территории «старого» города восемь. Есть предание, что до Страшного суда над каждым из престолов утраченных храмов стоит в молитве Ангел. Из него сложилась традиция над местами разрушенных храмов устанавливать поклонные кресты, памятные доски, в определённых случаях – пилоны и часовни.
На Блонье есть прекрасный участок, на который вполне возможно взглянуть по-новому. Это место снесённого храма во имя Ильи Пророка. Сейчас оно охраняется молодыми деревьями. Сама по себе местность Блонье в архитектурном облике уникальна, так как сочетает в себе три архитектурных композиции зданий: фронтальную, объёмную и объёмно-пространственную. Но если рассматривать Блонье с точки зрения троичности человеческого единства, то есть духовного, душевного и физического, то здесь обнаруживается недостаток. Есть физическое присутствие в виде здания правительства области. Есть душевное, представленное драмтеатром, филармонией и Художественной галереей. Но нет духовного начала, которое возглавляет человеческое единство, то есть храма, или часовни, или иного церковного символа. На памятном месте бывшей церкви Ильи Пророка, среди молодых деревьев, вполне уместно поставить или крест, или церковный пилон, или часовню, что духовно возвысит всю эту местность.
– Такой подход можно применить к храмам давно ушедшим, но вписанным в список шедевров Руси? Я имею в виду храмы двенадцатого века...
– В Смоленске сохранилось три памятника двенадцатого века: храмы Архангела Михаила, Петра и Павла и Иоанна Богослова. Известны ещё места, где стояли подобные храмы, и есть сведения, что их было около двух десятков, а может, и более. Мы говорим о созидании городского пространства, его украшении. Поэтому с появлением над местами забытых, исчезнувших храмов памятных крестов, например, исторический город обретёт сакральную значимость своей старины.
Как и где можно сохранить историческую память
– Николай Борисович, вы работали в Смоленске чуть более трёх лет, а рассказываете о городе так, как будто провели здесь всю свою жизнь. Откуда у вас такие знания о нём?
– Да, я здесь работал три года четыре месяца, точнее – ровно сорок месяцев, день в день. Когда пришёл, ничего не понимал, кроме одного: это святой город Руси. А позднее город стал раскрываться для меня. Здесь помогли коллеги по работе – замечательные люди своего города, я им обязан за поддержку. Далее город раскрывался через исследование картографии, топонимики, преданий или истории и через общение с людьми.
В знаниях о древнем Смоленске помогли полученные от родственников разработки священномученика Николая (Околовича), пресвитера Витебского, скончавшегося в заключении в 1934 году. Несмотря на то что он служил в Витебске, он очень любил Смоленск, часто посещал его с целью изучения древностей и собрал архив документов о городе, который ныне, к сожалению, утерян. Отец Николай считал Воскресенскую гору с прилегающими кварталами – от улицы Конёнкова до улицы Воровского – древнейшим историческим, археологическим центром Смоленска.
Большую пользу в получении исторической информации оказывали смоляне: краевед Игорь Шкурлов, архитектор Виктор Архипов, предприниматель, краевед Владимир Шаргаев. Все они ушли в мир иной, светлая им память!
Владимир Шаргаев не только снабжал меня изданными при его попечительстве книгами, но и обращался ко мне за поддержкой в выборе места для установки монумента, посвящённого противостоянию польским захватчикам в 1609–1611 годах, где исторические сообщества могли бы проводить памятные мероприятия. По его инициативе был разработан монумент – пилон церковного типа. Церковного, потому что в те дни здесь происходило героическое сопротивление не только чуждой Речи Посполитой, но и католической экспансии.
В городе есть туристический маршрут вдоль крепостной стены – от Шеинова бастиона до Королевского бастиона. Маршрут насыщен музеями и памятными знаками войн, которые затронули Смоленск. Поделив маршрут на две части, отмечаем участок от Шеинова бастиона до площади перед Громовой башней, где сосредоточены памятные знаки двух Отечественных войн – 1812-го и 1941–1945 годов.
Участок от памятника зодчему Фёдору Коню до Королевского бастиона, на мой взгляд, подходит для размещения памятных знаков, рассказывающих о более ранних событиях – от древних времён до польского нашествия. Здесь, например, можно рассматривать установку памятников, посвящённых битвам, в которых участвовали смоляне, – Куликовской 1380 года и Грюнвальдской 1410 года. Обсуждалась и установка ростового памятника главному меценату и организатору строительства Смоленской крепости царю Борису Годунову. В уровне мощения территории предполагалось крупномасштабное начертание крепости. В череде этих памятников достойное место может занять названный мною ранее церковный памятник-пилон с изображением Пресвятой Богородицы и надписью «Сия памятная сень воздвигнута в честь подвига смолян – защитников земли русской, под командованием воеводы Михаила Борисовича Шеина против нашествия Речи Посполитой в 1609–1611 годах. От благодарных потомков».
– Смоленск что-то дал вам с точки зрения творчества, работы над храмовой архитектурой?
– Да, смоляне обращались ко мне с вопросами по проектированию храмов. Речь об их строительстве пока не идёт, но я, откликнувшись на просьбы, попытался создать образ, соответствующий ранним храмам Смоленска. В едином решении спроектированы три храмовые конструкции, рассчитанные на разное количество прихожан, с соблюдением канонических правил и устоев.
Первые каменные храмы были крестово-купольными, в основе храма своды опирались на четыре столпа – византийская традиция. В предлагаемой разработке своды опираются на сигмообразные конструкции стен, заменяющие столпы, с целью приращивания к ним низких притворов для экономии строительного материала и обеспечения устойчивости храма. На словах это звучит не очень понятно – надо смотреть конструкции. Начало этих решений осуществлено в постройках часовни во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Шишиморово под Можайском, церкви во имя Елизаветы Мученицы в посёлке Рублёво города Москвы, церкви во имя преподобного Серафима Саровского в посёлке Уваровка. Исходя из опыта уже построенных церквей, применение подобных конструкций видится вполне уместным для продолжения образа церковного строя Смоленска.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Андрей Васильев