Ревизор должен учиться и совершенствоваться постоянно
Всё ближе праздничная дата – 23 октября, когда будет отмечаться 100 лет со дня образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации. За этот юбилейный для всех контролёров-ревизоров год произошло много интересного: спортивные мероприятия, участие в добрых делах, танцевальные соревнования и интеллектуальные игры. Но самыми запоминающимися стали встречи со студентами, которые в будущем, возможно, пополнят ряды наших контролёров-ревизоров, и с ветеранами контрольно-ревизионной работы, которые в рассказах и воспоминаниях делились своим бесценным опытом. На одной из таких встреч мы побеседовали с Натальей Николаевной КОМАСЁВОЙ – бывшим заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Смоленской области, более 40 лет отдавшей ревизорской работе.
Вся работа – на листе бумаги
– Наталья Николаевна, расскажите, пожалуйста, как началась ваша трудовая деятельность? Где вы учились и как попали в Смоленск?
– В 1980 году я с красным дипломом окончила Московский финансовый университет. До этого года все, кто оканчивал институт с отличием, оставались по распределению работать в Москве. Но, как мы знаем, 1980 год – год Олимпийских игр в Москве. Распределением студентов заниматься было некогда, и все отправлялись на работу в ту область, из которой приехали.
Так я попала на работу в областной финансовый отдел в аппарат главного контролёра-ревизора. Конечно, о ревизорской работе я имела весьма смутные представления, но нам с подругой, которая училась со мной в институте и приехала в Смоленск, выделили наставников. До сих пор вспоминаю их с теплотой и благодарностью.
– Как тогда проходили контрольные мероприятия?
– В то время не было разделения на областной и федеральный бюджет, вся собственность была государственной. Один раз в три года в каждом районе Смоленской области должна была проводиться комплексная ревизия. В её рамках в обязательном порядке проводилась минимум одна встречная проверка в организациях, которые находились в этом районе. Чаще всего встречных проверок было несколько: проверяли детские сады, школы, больницы, сличали их счета со счетами, которые по проверяемым организациям находились в районных администрациях. Находили хищения государственной собственности.
– Наталья Николаевна, мы сейчас все документы создаём в электронном виде и даже не представляем, как без компьютера можно провести контрольное мероприятие и составить акт…
– В то время для написания акта у нас в областном финансовом управлении была пишущая машинка «Ятрань», но нам с собой на ревизию её, конечно же, никто не давал. Во-первых, ревизий несколько, а «Ятрань» одна, да и весила она очень много. Так что акты мы писали вручную на бумаге, а печатали, когда возвращались с проверки.
Ревизии и правила работы
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о комплексных ревизиях, ведь сейчас нет такой практики...
– Комплексными ревизии назывались потому, что в них участвовали представители всех ведомств: областного отдела народного образования, областного отдела здравоохранения, областного отдела социальной защиты – и мы, ревизоры из аппарата главного контролёра-ревизора. Назначался руководитель ревизионной группы. Я уже через два года, будучи только контролёром-ревизором, возглавляла такие комплексные ревизии. Несмотря на огромный объём проверяемых документов, ревизия длилась не более трёх недель. Только если правоохранительными органами заводилось уголовное дело, комплексная ревизия могла длиться четыре недели. Акт, который, как вы помните, писался вручную, получался огромным, так как материалы всех ведомств по ревизии необходимо было обобщить и скомпоновать в один документ.
После окончания ревизии собиралось в проверяемом районе совещание районного исполнительного комитета, на которое приглашали руководителей всех проверенных организаций, где были выявлены нарушения. Акт должен был пройти обязательное согласование районного исполнительного комитета. Дальнейшее согласование акт проходил в областном исполнительном комитете, и опять руководитель ревизионной группы готовил обобщённый доклад о выявленных нарушениях.
Так на протяжении семи лет я работала ревизором и возглавляла комплексные ревизии.
– Сейчас деятельность контрольно-ревизионного блока регламентируется огромным количеством нормативной документации. В ваше время было так же?
– Когда я только пришла работать и на протяжении ещё достаточно долгого времени, инструкция по проведению ревизий и проверок составляла пять листов, а положение о работе контролёра-ревизора было всего на одном. Конечно, со временем всё изменилось: добавилась документация, появились более подробные инструкции, но в тех первых, достаточно коротеньких, документах было прописано всё очень чётко, коротко и понятно.
Контроль был всегда
– Наталья Николаевна, годы вашей работы пришлись и на «лихие девяностые». Как тогда существовал контроль государственных финансов?
– Контроль государственных финансов существовал всегда. Конечно, в то время было немало различных случаев, зачастую даже опасных, так как никому и никогда не нравится быть виноватым, а в те времена безнаказанности и подавно. Но как раз в девяностые мы работали в тесном взаимодействии с правоохранительными органами – в частности, с Управлением Министерства внутренних дел по Смоленской области. Очень часто УМВД привлекало наших сотрудников для проведения проверок заводов и предприятий области. По результатам выявлялись финансовые нарушения и заводились уголовные дела по фактам хищения.
Такое взаимодействие дало свои результаты. Несмотря на тяжёлое положение в нашей стране, численность контролёров-ревизоров была увеличена на тридцать процентов. В каждом районе было по два, а то и по три ревизора, которые относились к аппарату главного контролёра-ревизора Смоленской области.
– Вы в это время всё ещё ходили на ревизии?
– В то время меня уже назначили начальником организационно-методологического отдела, хотя иногда на ревизии я всё же выходила, но уже не так часто, как мне бы хотелось – всё же работа ревизора очень интересна. В качестве начальника отдела я занималась всей реализацией контрольных мероприятий, которые проводили ревизоры. Я писала представления, предписания, направляла материалы в правоохранительные органы. Хочу отметить, что информация, направленная в правоохранительные органы, была у меня на контроле вплоть до логического завершения процесса. Я отслеживала, было ли заведено уголовное дело, состоялся ли суд, что суд решил и как будут возвращены средства. Дела могли оставаться на контроле по пять-семь лет.
О самом сложном в реорганизациях
– В 1997 году аппарат главного контролёра-ревизора реорганизовался, и появилось контрольно-ревизионное управление. Как проходила такая грандиозная реорганизация, какое участие в ней принимали вы?
– В создании контрольно-ревизионного управления Министерства финансов в Смоленской области я принимала самое непосредственное участие. Меня назначили временно исполняющей обязанности начальника КРУ Минфина России в Смоленской области. За короткое время необходимо было практически с нуля создать организацию, ведь в финансовом управлении, к которому относился аппарат главного контролёра-ревизора, были только ревизоры. В новой организации нужно было создавать бухгалтерию, найти кадровика, юриста и в то же время сохранить контролёров-ревизоров. Трудностей было очень много: начиная от составления сметы и штатного расписания и заканчивая вопросом размещения сотрудников вновь созданной организации в городе и контролёров-ревизоров в районных отделах КРУ. Но мы всё преодолели, и с 1 января 1998 года контрольно-ревизионное управление в Смоленской области было полностью сформировано и приступило к проведению ревизий и проверок.
– Жизнь не стоит на месте, и вот КРУ Минфина России в Смоленской области опять реорганизовывается и становится Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Смоленской области...
– Да, действительно. Это было очень трудное время. Конечно, в этот раз у нас уже была и бухгалтерия, и юрист, но самое тяжёлое – это то, что пришлось сокращать людей. Я ездила в каждый район, разговаривала с главами муниципальных образований, старалась, чтобы ни один человек из сокращаемых сотрудников не остался без работы.
Следующим переломным моментом в жизни финансового контроля стало упразднение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в 2016 году и передача всех контрольных функций Федеральному казначейству. Как и раньше, я постаралась сохранить всех контролёров-ревизоров. Спасибо за то, как нас приняли в Управлении Федерального казначейства по Смоленской области, за искреннюю поддержку и помощь, за теплое отношение, а также за профессионализм всех сотрудников, которые были задействованы в становлении контрольно-ревизионного блока в УФК по Смоленской области.
Работу ревизора нужно любить!
– Наталья Николаевна, скажите несколько слов нашим контролёрам-ревизорам...
– Быть контролёром очень трудно и ответственно. Знать только теорию зачастую недостаточно. Я всегда учила ревизоров: «Прежде всего должен быть анализ. Смотрите и думайте, ищите причины и делайте выводы, проявляйте внимание к мелочам, из них может сложиться большее. Стремитесь к знаниям. Ревизор должен учиться и совершенствоваться постоянно». Ещё желаю больше уверенности в своих силах, желаю любить работу ревизора – без этого невозможно вырасти в профессии! Ну и, конечно, здоровья, чтобы сил хватило выдержать и пережить все трудности и невзгоды.
– Огромное спасибо, Наталья Николаевна, за интересную беседу, за мудрые советы. Мы от всей души поздравляем вас с предстоящим юбилеем – столетием со дня создания контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации. Вы – настоящий профессионал своего дела – всегда были и остаётесь нашим наставником. Спасибо вам большое от всех нас!
Марина ФЕТИСЕНКОВА, заместитель начальника организационно-аналитического отдела УФК по Смоленской области