Константин Ушинский: «Когда исчезает народный язык – народа нет более!»
Объявляя 2023 год Годом педагога и наставника, президент России Владимир Путин подчеркнул высочайшую общественную значимость профессии учителя и отметил, что он будет проводиться в год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики – Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1870 гг.).
О воспитании
Ушинского считают родоначальником русской научной педагогики, основанной на нравственном просвещении. Он начал учить детей на русском языке, а не на французском, как было принято у представителей высшего сословия.
Свою позицию Константин Дмитриевич сформулировал в статье «О необходимости сделать русские школы русскими». Тезисы её настолько актуальны в наши дни, что мы позволили себе привести несколько абзацев, выделив для этого приличный объём газетной площади.
«...Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит вовсе не в преимущественном изучении классических языков на Западе, как нас иные стараются уверить, а в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда, всего более и всего ближе знаком с своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится. Даже француз, поражающий вас полнейшим невежеством относительно всего, что лежит за пределами его «прекрасной Франции», выкажет вам замечательные познания во многом, что относится до его отечества…
…Ещё недавно мы старались во всём подражать иностранцам; теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования – черту уважения к своему отечеству; а мы её-то именно, её, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей родины. В последнее время мы довольно часто обвиняли иностранцев в том, что они плохо знают Россию, и действительно, они знают её очень плохо; но хорошо ли мы сами её знаем?..»
Учитель и учебники
В педагогической деятельности Константина Дмитриевича Ушинского был период, когда он занимал должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Сначала новый учитель характеризовался девушками как «злец»: отругал их за то, что облили его шляпу духами (такова была традиция). Но вскоре из «злеца» он стал кумиром. Как вспоминала одна из учениц, девочки сразу почувствовали в его личности «что-то сильное, крупное и оригинальное». Благодаря усилиям Ушинского в учреждении были изменены подходы к воспитанию и образованию: прекратилось разделение состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (мещанского сословия), введено преподавание учебных предметов на русском языке, девушки получили право проводить каникулы и праздники дома.
Константин Ушинский – автор хрестоматии по русскому языку «Детский мир», учебной книги «Родное слово» – общедоступного российского учебника для начального обучения детей, выдержавшего 187 переизданий, «Руководства к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей».
«Детский мир» Ушинского состоит из нескольких разделов: «Первое знакомство с детским миром», «Из природы», «Первое знакомство с родиной», «Из Русской истории», «Из географии», «Первые уроки логики». Константин Дмитриевич считал, что его книга должна давать учащимся элементарный набор знаний о природе, отечественной истории и географии. Он широко использовал методы поступательного изучения материала от простого к сложному, побуждал учащихся к мыслительной деятельности.
«В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся», – считал педагог.
О русском языке и нравственности
В век информационных технологий, SMS, MMS красота речи не то чтобы уходит на второй план, она скрывается за горизонтом. На повестке – скорость передачи информации и краткость сообщений. Язык отражает общественные процессы: снижение культуры речи, скудость душевных переживаний, формальный подход. Неграмотность уже не осуждаема. В определённых кругах и сообществах она становится нормой. Ушинский предупреждал об опасностях и последствиях: «Вымер язык в устах народа – вымер и народ».
«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!» – писал педагог в статье «Родное слово».
Уникальным качеством, присущим всему русскому народу, Ушинский считал патриотизм, на основе которого можно и нужно взращивать нравственность, указывая на это в статье «О нравственном элементе в русском воспитании»:
«Мы были бы очень близоруки, если бы подметили в характере нашего простого народа один только патриархальный оттенок. Нет, мы видим в нём много могучих задатков честной гражданственности, полной силы народности и бескорыстной человечности. Начало товарищества, проявляющееся в дружинах, в новгородских ватагах, малороссийском казачестве и нынешних артелях, не показывает ли, что высокое чувство дружбы глубоко коренится в славянской природе, в которой, вместе с тем, дивным образом соединяются патриархальная неподвижность с беззаветной удалью».
Любовь к Родине, по мнению Константина Дмитриевича, – чувство естественное:
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
***
Ушинскому удалось реформировать всю отечественную педагогику, разработать и внедрить системный подход к образованию. Многие наработки педагога применяются в системе современного образования.
Именем Константина Ушинского названа Научная педагогическая библиотека Российской академии образования, основной фонд которой насчитывает около 1,7 млн единиц хранения и включает литературу исторического, теоретического и практического характера по педагогике, образованию, психологии, дефектологии и смежным наукам на русском и ещё на 39 языках народов мира.
Людмила КУЛАГА