Город как человек и субъект исследований
Экскурсия в прошлое
Ежегодные летние экспедиции в разные регионы России – традиционный и очень важный элемент научной работы Академии универсального синтеза.
– Есть несколько направлений, по которым работают наши экспедиции, – поясняет кандидат искусствоведения Ольга ПАШИНИНА. – И одно из самых распространённых связано с исследованием города как живого существа. Это концепция Ивана Михайловича Гревса, русского историка рубежа девятнадцатого – двадцатого веков, друга Владимира Ивановича Вернадского. В своих краеведческих исследованиях он опирался на метод, который называл экскурсионным. Он считал, что для понимания любого места мало просто собрать какие-то сведения о нём – необходимо самому заглянуть в каждый уголок, пройти по улочкам, присмотреться к людям, пообщаться и тем самым вжиться в среду.
Сам Гревс говорил об этом так: «Город надо понять как нечто внутреннее, цельное, как особый субъект, собирательную личность, живое существо, в лицо которого мы должны вглядеться, понять его душу, познать и восстановить биографию». Отсюда и желание участников экспедиции докопаться до самой сути, чтобы как можно полнее восстановить даже не историю – биографию Смоленска.
– Гревс ввёл такое понятие, как «душа города», – продолжает Ольга Пашинина. – Это некий сгусток энергий душ всех, кто здесь жил. Особенно тех подвижников, которые сделали что-то для развития общества. И мы обязательно изучаем всех великих людей города. И учимся у них. Мы считаем очень важным, когда человек оставляет после себя след, заботясь прежде всего о благе других.
– Прослеживается очень чёткая взаимосвязь между телом города, его психикой, ментальностью и человеком, который может здесь реализовать себя, – дополняет архитектор Ирина КУЗМИНСКАЯ. – Потому что задача не в том, чтобы просто стать выдающейся личностью, а сделать так, чтобы произошла подвижка всего эволюционного процесса. Ведь в конечном итоге мы рассматриваем город и как часть человека-страны и даже планетарной структуры. В истории много примеров, когда в провинции рождались великие люди, но быстро вырастали из своего города и уезжали в столицы, развиваясь уже там и становясь частью страны и мира.
Интересно, что, придерживаясь научной точки зрения, участники экспедиции не боятся выдвигать самые смелые гипотезы. В том числе и относительно древней истории Смоленска, поскольку очевидно, что его биография началась задолго до первого упоминания в летописи.
В здоровом теле…
– Много информации даёт уже само место, где в древности был основан город, – считает Ольга Пашинина. – Там всегда есть материальная основа – как сейчас говорят, экономико-географическое положение. Но когда речь идёт о древних племенах, не стоит забывать, что у них было мифологическое сознание и они жили в тесном контакте с природой. У них материальное с духовным всегда были связаны. И холмы, на которых стоит Смоленск, безусловно, тоже оказали влияние на формирование его воинского духа.
– У меня такое ощущение, что все города, которые находятся на холмистой местности, предполагают сильное стремление к духовности, которая стоит над определённым пластом сознания, – включается в разговор Галина ПОЗДНЯКОВА, педагог и физиолог, кандидат биологических наук. – И холмы разного уровня – как этапы в развитии, в которых он обязательно достигал вершины. У таких городов очень развита ментальность.
Если говорить непосредственно о Смоленске, то гости, хотя и увидели в нём традиционный образ города-воина, смогли добавить несколько новых штрихов.
– Здесь очень силён материнский принцип, который даёт глубину, корни, основательность, силу, – поясняет Ольга Пашинина. – И на эту глубину накладывается высота ландшафта, что даёт огромную силу духа. Да, город-воин, но развитый не только физически, у него и психическая сфера необычайно сильна – то, что раскрывается искусствами. И, конечно, здесь очень серьёзная ментальная компонента – мы почувствовали это уже при первом телефонном общении с сотрудниками музея. В общем, получается образ такого уникального человека, сильного и душой, и телом.
И родился этот город-человек, по мнению участников экспедиции, не позже VI века. Поскольку к моменту первого упоминания в летописи в 863 году это уже был «град велик и мног людьми», на что по темпам развития того времени явно ушло не одно столетие.
Загадки кривичей
Интересовал Смоленск участников экспедиции и как древний центр культуры кривичей.
– Мы изучаем миграцию племён кривичей, – говорит Ольга Пашинина. – В прошлом году были в Пскове, теперь в Смоленске. Ведь это наши предки, которые позже стали частью русского этноса. А очень часто приходится сталкиваться с каким-то непонятным отношением к дохристианской истории. Как будто в те времена у нас ничего не было – ни культуры, ни письменности. И получается, что у нас нет корней. И нам важно хотя бы нащупать эти корни.
– У нас была очень интересная встреча с Галиной Ивановной Гирвиц, – замечает Ирина Кузминская. – Она занимается славянскими орнаментами и показывала нам различные варианты древних узоров в вышивке и ткачестве. Особенно много начертаний солярного знака, который, как она объяснила, является не просто оберегом – с его помощью зашифрованы определённые смыслы. И в них такая глубина – просто космос.
– Причём здесь этот свастический знак имеет более усложнённую форму, – дополняет Татьяна ПЛЕШАКОВА, врач, педагог и художник. – У него уже не традиционные четыре ножки, а восемь и даже больше. Такой элемент называется «кривоножка». Да и вся вышивка ориентирована по диагонали с отсутствием прямых линий и классического квадрата, что тоже может укладываться в понятие «кривой». Как знать, не отсюда ли и название «кривичи»?
– А мне более логичной кажется другая версия происхождения слова «кривичи», – признаётся Ольга Пашинина. – Мы знаем, что у балтов жрецы назывались «криве». И, допустим, пришёл некий союз племён с разветвлённой жреческой властью, что было особым признаком этого народа. Не один криве, а много – целая иерархия. Поэтому их и стали называть кривичами – как мы зовём немцами германцев, хотя сами себя они так не называют. То есть это не самоназвание, а некий взгляд со стороны – название, закрепившееся, например, у тех же балтов.
Есть у участников экспедиции и своя версия по поводу образования Гнёздово.
– Нам показался несколько преувеличенным акцент на скандинавских деталях, – говорит Ольга Пашинина. – Эта тема настолько доминирует во всех экскурсиях, что создаётся впечатление, будто здесь было исключительно скандинавское. Однако речь однозначно идёт о полиэтническом поселении со всеми признаками ассимиляции, поскольку в курганах находятся как скандинавские артефакты, так и кривичские, и балтские. Мы предполагаем, что сюда для защиты водного торгового пути была призвана некая варяжская дружина, потому что на тот момент они обладали более совершенным военным устройством. При этом скандинавы не сыграли большой роли в культурном развитии этого места, они не принесли сюда ни своей гидронимики, ни религии – всё так и оставалось славянским.
Впрочем, всё это пока не более чем гипотезы, которые рано или поздно будут доказаны или опровергнуты. Да и весь материал, собранный во время экспедиции в Смоленск, требует более глубокого изучения и осмысления. Но информация, которой со мной любезно поделились, безусловно, интересна и вполне может стать поводом для дальнейшего обсуждения и более глубоких изысканий…
Справка «СГ»
Академия универсального синтеза – это Ассоциация научно-философских исследований и практической реализации проектов по интеграции и синтезу физических практик, духовных учений, науки, культуры и философии.
В основе программ, разрабатываемых академией, лежит принцип универсального образования как развития человека во всех цивилизационных направлениях. Оно осуществляется через изучение философских систем, основных видов искусств, основ научного знания, психологии, духовно-религиозных и этических традиций человечества от древности до наших дней, мировых физических практик на основе единой истины, независимой от вероисповедания, национальной, расовой принадлежности и социального функционирования.
Ольга Суркова