Церковь – прежде всего люди
Продолжение.
Начало в номере от 23 августа
«Смоленская газета» публикует продолжение интервью с насельником Спасо-Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска иеромонахом Лукой (Лисовским). Разговор, вышедший в эфире радиостанции «Смоленская Весна», состоялся в рамках информационно-просветительского проекта «Семейный альбом». В первой части беседы речь шла о пути в Церковь через моральный выбор, отношении верующих родителей к выбору их детей. Сегодня мы говорим о монашеской жизни – её распорядке и труде городских монахов.
Решение должно быть осознанным
– Отец Лука, вы сделали свой моральный выбор и вернулись в Церковь. А о монашестве вы задумались тогда же или сначала пришли в семинарию?
– Вы знаете, это было как-то одновременно. Мне тогда было 24 года, я уже был школьным учителем и предполагал, что есть вероятность того, что я женюсь – у меня были целомудренные отношения с замечательной девушкой.
О семинарии я задумывался в первую очередь. Очень осторожно: обычно в семинарию поступают после школы, а мне тогда было двадцать восемь лет, я уже выпустил учеников из школы. Как это ни смешно, когда я поступил в семинарию, за одной партой учился со своим выпускником. Был даже момент, когда мы друг другу в чём-то помогали: я за него сделаю латынь, он за меня сделает ещё что-то – просто ради экономии времени.
Сложно было отважиться на это, но здесь, честно говоря, меня поддержала мама. Бабушка отнеслась к этому очень-очень осторожно, а вот мама поддержала беспрекословно.
Идеи о монашестве пришли, когда мне было за тридцать: нужен был лично прожитый опыт, то есть, это не было необдуманным решением. Бывает такое, особенно у молодых христиан, которые воспламеняются верой и думают: «Всё, буду небо рвать руками, всё у меня получится, семья мне только помешает». Потом приходит реальная жизнь, реальное искушение, реальное испытание, и человек может совершить ошибку. Но ошибкой будет как раз становиться монахом, как, впрочем, и жениться в состоянии влюблённости. Состояние влюблённости должно пройти, должна начать рождаться любовь, и только тогда можно принимать настоящее решение.
– У монахов есть обратный путь?
– По-честному, нет. Это как и в браке: теоретически, конечно, всегда есть развод, можно уйти, можно перестать быть монахом. Есть, к сожалению, случаи, когда люди отказываются от монашества и женятся. Так же, как и люди, пятнадцать лет назад клявшиеся друг другу в вечной любви, в нерасторжимости брака, потом отвратительно разводятся. Это говорит только о том, что что-то пошло не так, кто-то предал любовь. Но если в браке виноват один из супругов или оба виноваты, то в случае монашества виноват только монах. Бог никогда не предаёт человека. Человек может согрешить против верности, против любви к Богу, и тогда уже закрадывается червоточина. По сути дела, монашеские обеты так же вечны и непреложны, как и обеты венчания.
Общаться с людьми нужно везде
– Как проходит ваш день?
– Моя утренняя молитва начинается в полседьмого утра. Потом богослужения у нас в храме – братский молебен, когда мы молимся монашеской братией. Потом полунощница, часы, Литургия и до вечернего богослужения – свободное время. Если появляется свободное время, то оно, как и в семейной жизни, для совместного проведения. Казалось бы, как это – совместно провести время с Богом? Молитва – это разговор, общение. Но помимо молитвы можно ещё что-то делать вместе: любое дело Божие есть укрепление веры и созидание Церкви. Церковь – не только здание, хотя мы и называем здание церковью. Церковь – прежде всего община, это люди, которые собраны вместе во имя Иисуса Христа. Это определение христианской Церкви, которое дал Сам Господь.
Этот процесс собирания очень долгий и сложный. С людьми надо много общаться, нужно определить степень их воцерковления. Кто-то стал христианином совсем недавно, кто-то давно, но по-прежнему остаётся на младенческом уровне, кто-то сильно вырос, но основы тоже нужно пересмотреть. Это как десятиклассник, который с пятого класса учит английский язык, вроде бы что-то и знает, какие-то фильмы смотрит на английском, но не может читать, потому что в основе не выучены, например, транскрипции. Что-то приходится пересматривать, перезакладывать основы, а это всегда очень больно. Бабушка что-то сказала пятилетнему ребёнку, потому что ему так было легче понять, но очень плохо, когда тебе сорок пять, а ты всё ещё воспринимаешь эту информацию от бабушки как истину из истин и делаешь это откровение от бабушки догматической истиной Святых отцов и учителей Церкви. Это вредит вере, и здесь даже необходимо перезакладывать основы.
Поэтому встречи с людьми – либо личные, либо коллективные, причём коллективные лучше, потому что это всегда укрепление церковности, – по сути дела, и занимают всё время до вечерни и после неё.
Например, в классных комнатах храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Это замечательный комплекс, там есть верхний храм и нижний храм и очень много помещений, где удобно встречаться с людьми, заниматься, вместе читать Евангелие и вместе его обсуждать. Там встречаются и совсем маленькие дети, и подростки, и взрослые люди.
Бывает, необходимо встретиться за пределами храма, например, в здании на улице Урицкого располагаются помещения епархиального отдела по социальному служению, где и также проходят встречи православной молодежи. Здесь же Молодёжный отдел Смоленской епархии проводит репетиции Сретенского бала, проводятся евангельские беседы.
Зачем так делать, почему нельзя встретиться в Церкви? Дело в том, что в нашем обществе существует масса мифов и легенд о священниках, что это какие-то нечеловеческие существа – либо в хорошем смысле, либо в плохом, хотя эти оба смысла плохие. Считать священника каким-то иным существом, у которого свои каналы связи с небесами, – всегда превратное восприятие религии. Понятное дело, что пресвитеры поставлены как старшие для организации молитвенного пространства, просвещения и научения, но в первую очередь это проповедь Евангелия всем ищущим Христа и Бога.
Продолжение в следующих номерах
Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»
Юрий Семченков