Цветы для Семёна Петровича Писарева
10 июля исполнилось 135 лет со дня открытия в Смоленске первого муниципального музея. Инициатором его создания был настоящий подвижник – преподаватель мужской гимназии Семён Петрович Писарев. Именно поэтому областное краеведческое общество и музей-заповедник решили, что юбилейная дата – прекрасный повод почтить память этого замечательного человека…
У Свирского храма
Семён Петрович Писарев был похоронен у Свирского храма. Как написал в некрологе историк Лавр Лавровский, «на старом кладбище прямо против входа в церковь, среди дорогих ему могил жены и старшего сына». Однако во время Великой Отечественной надгробный памятник был разрушен, и долгое время никто не мог определить точное место погребения. Поэтому, когда в 2016 году по инициативе Смоленского краеведческого общества устанавливали памятник-кенотаф, руководствовались скорее интуицией.
– Место для памятника мы выбирали вместе со священниками, – рассказывает заместитель председателя Смоленского краеведческого общества Надежда ДЕВЕРИЛИНА. – И оказалось, что мы интуитивно угадали, поскольку позже нашлись документы, подтверждающие, что могила была напротив главного входа в храм. Так что кенотаф установлен практически на месте реального захоронения Писарева, его жены и сына.
Именно у этого памятника и собрались 10 июля краеведы, работники музея и другие представители общественности Смоленска, чтобы почтить память Семёна Петровича Писарева.
Настоятель церкви Архангела Михаила (Свирской) отец Павел (Петровский) и председатель Смоленского краеведческого общества отец РАФАИЛ (ИВОЧКИН) отслужили молебен. Собравшиеся возложили цветы к памятнику и, конечно, вспомнили добрым словом Семёна Петровича Писарева.
– Мы благодарны Семёну Петровичу за организацию первого в Смоленске историко-археологического музея, – сказала заместитель директора Смоленского музея-заповедника Анастасия ТИХОНОВА. – До сих пор наш музей-заповедник хранит предметы, собранные когда-то Писаревым. Конечно, сегодня наши фонды значительно больше и насчитывают 780 тысяч единиц хранения. Мы продолжаем дело, начатое Семёном Петровичем Писаревым.
– Интересно, что Писарев был представителем духовного сословия, старостой Свирской церкви, а открыл первый в Смоленске общедоступный музей, – заметил отец Рафаил. – То есть он смог совместить науку и духовность и направить их на благо общества.
– И, помимо всего прочего, он был инициатором и организатором празднования 700-летия церкви Архангела Михаила, – отметила Надежда Деверилина. – В следующем году этому храму исполняется 830 лет. Тоже есть повод подумать о том, как можно отметить эту дату…
Из священников в учителя
Семён Петрович Писарев не был смолянином по рождению, однако, цитируя всё того же Лавра Лавровского, «почти тридцать лет прожил он в Смоленске, заменившем ему родину, и все эти лучшие годы своей жизни он отдал неустанному служению на разнообразных поприщах и везде оставил после себя видные и плодотворные следы своей деятельности».
Родился он в 1846 году в семье дьякона Иоанно-Предтеченской церкви в Нижнем Новгороде. Рано потерял отца и был взят на воспитание своим дедом, сельским священником. Окончил Нижегородское духовное училище, откуда без экзамена перешёл в Нижегородскую семинарию. Однако когда семинарское начальство предложило Писареву продолжить образование за казённый счёт в Казанской духовной академии, он решительно отказался, сказав, что будет поступать в Казанский университет.
Несмотря на протест деда, видевшего своего внука священником, юноша всё-таки уезжает в Казань и поступает в университет. Уже после первого курса он устраивается на каникулах давать уроки в богатый помещичий дом. Там встречает свою будущую жену, работающую гувернанткой. Поженившись, молодые решают учиться в Москве, и со второго курса Семён Петрович – уже студент филологического факультета Московского университета.
По окончании университета в 1875 году Писарев приезжает в Смоленск – преподавать русский язык и словесность в классической гимназии, где «старался внушить своим ученикам, что его предмет не есть только известный ряд форм русской речи, но что это нечто органически-живое целое, выросшее из древнейших основ общего языка арийских народов».
Здесь, в Смоленске, молодой преподаватель увлёкся историей и археологией, которым посвящал всё свободное время. «Ознакомившись со скудными местными источниками, Семён Петрович решил по возможности расширить свои сведения новыми данными, которые можно было извлечь из немых памятников смоленской старины. И вот начинает он расспрашивать старожилов и черпать у них многие характерные черты смоленского старинного быта, важные для истории самого города, начинает присматриваться к старинным заброшенным урочищам, копается в давно заброшенных развалинах некогда бывших построек и открывает первые памятники смоленской археологии».
Музейные хлопоты
Тогда же у Писарева и возникает идея открыть в Смоленске историко-археологический музей, создание которого он инициировал в 1887 году, став гласным городской думы и получив поддержку властей.
Музей открылся год спустя, 28 июня (10 июля) 1888 года, в специально отведённом для этого помещении в подвальном этаже здания городской думы. Церемония была приурочена ко времени пребывания в Смоленске великого князя Владимира Александровича и его супруги Марии Павловны. И Семён Петрович Писарев стал первым заведующим музеем, пребывая на этой должности до самой своей кончины в 1904 году.
Основу экспозиции составила уникальная коллекция керамики и образцов строительных материалов, собранная Писаревым во время раскопок на местах когда-то существовавших в городе храмов. Позже музейные фонды пополнились коллекциями археологии, нумизматики, древних рукописей, одежды и оружия. Примечательно, что, экономя средства на приобретение новых экспонатов, заведующий нередко сам занимался уборкой помещений и растопкой печей.
Для посетителей музей был открыт два раза в неделю, по средам и воскресеньям, «с 12-ти до 3-х пополудни». Билет стоил 10 копеек, преподаватели и учащиеся могли приходить бесплатно.
Верным соратником Семёна Петровича стал лаборант-консервант (или хранитель – как называлась эта должность позднее) Василий Иванович Грачёв – выпускник реального училища, активный пропагандист историко-краеведческих знаний. Вместе они разработали «Правила Музея», регламентирующие его деятельность, составили «Программу для собирания древностей в Смоленский историко-археологический музей».
Дела церковные
Многое связывало Писарева и с храмом Михаила Архангела. Проживавший в пределах Свирской слободы, он особенно интересовался историей бывшей придворной церкви Смоленских князей. Кроме того, в поле его зрения попадают и развалины знаменитого Борисоглебского монастыря на Смядыни. Причём он не только сам занимается их исследованием, но и привлекает к этому делу известного московского археолога графа Уварова.
В 1894 году Писарев выпускает книгу «Княжеская местность и храм князей в Смоленске», которая выходит в свет как раз накануне празднования 700-летнего юбилея Свирской церкви. Спустя пять лет он же издаёт и справочник «Памятная книжка г. Смоленска» – своеобразный путеводитель для туристов, желающих ознакомиться с памятниками старины.
Много добрых дел на счету Семёна Петровича и в качестве старосты Свирской церкви, а позже и представителя церковно-приходского попечительства. Он «живо интересовался бытом своих соприхожан и близко входил в их нужды». Более всего его огорчали ссоры – настолько, «что он сам отправлялся в дома ссорящихся и своими убеждениями нередко успевал их примирить».
Практически все прихожане Свирского храма знали и уважали Семёна Петровича Писарева. Не случайно на его отпевании, несмотря на плохую погоду, церковь была «битком наполнена». Впрочем, «среди молящихся можно было видеть не только многочисленных прихожан Свирского прихода, но также представителей учебных заведений Смоленска: классической гимназии, реального училища, духовной семинарии и сослуживцев покойного по инспекции народных училищ Смоленской губернии».
Писарев умер накануне Пасхи, поэтому обычный «чин погребения мирских человек» в этот день заменили пасхальные песнопения…
Ольга Суркова