Наш современник Николай Рыжков
Многим рославльчанам хорошо известно имя Николая Васильевича Рыжкова, в прошлом тренера, затем успешного спортивного функционера и народного депутата.
Недавно ему исполнилось 70 лет. Наш корреспондент встретился с Николаем Васильевичем и побеседовал с ним.
Спортсмен из семьи рабочих
– Уважаемый Николай Васильевич, поздравляем вас с юбилеем и желаем здоровья, долголетия, а также сохранения той неиссякаемой энергии, какая вам была присуща и ранее. А теперь расскажите нам немного о своём детстве и юности.
– Я родился 4 февраля 1953 года в Рославле в рабочей семье. Мой отец Василий Степанович, всю жизнь проработав столяром, был мастером на все руки, к примеру, мог сложить печь (а это совсем не простое дело). И мама, Анна Сергеевна, уже с 12 лет трудилась на стекольном заводе в посёлке Ворга. В годы войны она была связной партизанского отряда имени Сергея Лазо. Дважды, в 1941 и 1942 годах, её задерживали немцы. Маму содержали в рославльской тюрьме, где во время допросов пытали – натравливали на неё собаку-овчарку (следы от её укусов оставались на мамином теле до конца жизни). В первом случае молодую партизанку продержали в тюрьме два месяца, а во втором – полгода. К счастью, против мамы не нашлось улик, и оба раза её отпускали. После войны она была рабочей верёвочного цеха, когда-то существовавшего на Юр-горе. Затем от этого же предприятия работала надомницей – шила рукавицы, плела сетки. По вечерам мы с сестрой Тамарой помогали маме в изготовлении сеток.
Я рос живым и непоседливым, разводил породистых голубей, гонял их, с этой целью лазил по окрестным крышам и очень любил спорт. В сентябре 1967 года в школу № 6, где я учился, пришёл тренер из Рославльской спортивной школы, набиравший ребят в свою группу для занятий лыжными гонками. Это был Валерий Петрович Азаренков. Я оказался в числе тех, кто откликнулся на его призыв, и с той поры начал под его руководством регулярно тренироваться. Забегая вперёд, скажу, что В.П. Азаренков, к огромному сожалению, совсем недавно ушедший из жизни, стал для многих из нас, в том числе и для меня, не только чутким и мудрым наставником, но и старшим другом.
В то время в спортивной школе занимались сотни девчонок и мальчишек, массовость была поразительной. Летом и осенью мы бегали кроссы, выполняли имитационные и общефизические упражнения. Ну, а когда ложился снег, становились на лыжи. Соревновательный сезон длился с декабря и до середины марта. Гонки разного уровня в основном проводились по воскресеньям. Местом их проведения были деревни Красная горка или Астапковичи. Лучшим молодым лыжникам (призёрам первенства города) доводилось принимать участие в первенствах Смоленской области. Те же ребята, что попадали в сборную команду области, отправлялись отстаивать честь Смоленщины на зональные соревнования Министерства просвещения РСФСР. Нашу область традиционно включали в состав Северо-Западной зоны России, где выступали сборные команды Коми АССР, Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Московской, Ярославской и других областей. Конкуренция на подобных соревнованиях была очень высокой.
В 1960-е годы сборная Смоленской области по лыжным гонкам среди юношей и девушек почти целиком состояла из рославльчан, что являлось колоссальной заслугой наших тренеров, в первую очередь, В.А. Сухарева и В.П. Азаренкова. Мне также посчастливилось попасть в сборную команду нашей области и дважды принять участие в зональных соревнованиях. В январе 1969 года мы ездили в город Харовск Вологодской области, а в январе 1970 года – в посёлок Юкки Всеволожского района Ленинградской области.
Особенно мне запомнились соревнования под Ленинградом. Тогда наша подруга по команде Тамара Лекторова, кстати, тоже воспитанница Азаренкова, стала чемпионкой Северо-Западной зоны среди девушек на двух дистанциях. Неплохо наши девушки выступили и в эстафете, финишировав пятыми (сегодня это называется «попасть в цветы»). Этот успех развили ребята, занявшие 3-е место в мужской эстафетной гонке 4×5 км. Результаты в личных гонках у нас оказались скромнее, но и экипированы мы были по сравнению с лыжниками из Москвы, Ленинграда или северных областей значительно беднее. Наши соперники из этих регионов уже тогда выступали на высококачественных финских лыжах «Ярвинен», а мы – на отечественной «Карелии», по всем статьям уступавшей импортному инвентарю.
Тем не менее, окрылённый успехом я по окончании школы поступил в Смоленский государственный институт физической культуры на кафедру лыжного спорта.
Первый старт – первая победа
– Николай Васильевич, расскажите, что вновь привело вас в Рославль?
– В 1973 году, на заключительном этапе учёбы в институте, вместе с несколькими товарищами я проходил производственную практику на Рославльском заводе «Автозапчасть» (так раньше назывался автоагрегатный завод). Причём меня назначили старшим нашей студенческой группы. Руководителем же практики была инструктор спортивного комитета Рославльского горисполкома Галина Дмитриевна Шикова. Очевидно, нашу практику она сочла успешной, потому что руководство «Автозапчасти» предложило мне после окончания института вернуться на завод в качестве тренера по лыжным гонкам. Это предложение меня вполне устроило, и я, конечно же, принял его.
– Каковы были ваши первые шаги на поприще спортивного наставника?
– Окончив в 1974 году институт, с 15 июля того же года я приступил к работе на заводе «Автозапчасть» тренером-преподавателем по лыжным гонкам. Из работников завода мне пришлось набрать две группы желающих заниматься этим чрезвычайно трудоёмким видом спорта – одна из них была мужской, другая женской.
Очень приличные для первого сезона результаты не заставили себя долго ждать. Наша команда с первого захода выиграла свой основной старт – стала чемпионом Смоленской области среди крупных трудовых коллективов, численность которых превышала 5,5 тысячи человек (нашими соперниками были смоленские предприятия – авиационный завод, завод «Измеритель», производственное объединение «Искра», заводы Сафонова, Ярцева, других городов).
В то время очень трудно было приобрести любой спортивный инвентарь и форму – всё это нужно было «пробивать» и «доставать». Лыжники-гонщики «Автозапчасти» уже тогда во время соревнований выгодно выделялись своими настоящими (фабричного производства), а не самодельными гоночными костюмами – чёрными эластичными бриджами и фиолетовыми рубашками из того же материала с чёрными короткими воротниками-стойками и такой же застёжкой (сказывалась забота заводского руководства). Приобретались более-менее подходящие лыжи, палки и ботинки. Те спортсмены, что входили в сборную команду завода, по мере возможности и необходимости временно освобождались от работы (с сохранением среднего заработка) и отправлялись на тренировочные сборы, устраивавшиеся или в Колодне (лыжная база общества «Спартак» под Смоленском), или непосредственно в Рославле.
«О таком успехе я не мог и мечтать…»
– Николай Васильевич, вы известны как инициатор создания и строитель спортивной базы в районе деревни Прудок Шумячского района. Как к вам пришла такая мысль?
– Достижения первого спортивного сезона пришлись по вкусу руководству «Автозапчасти», и в мае 1975 года перед нами поставили задачу в следующем сезоне не только удержать достигнутые рубежи, но и поднять планку успехов ещё выше. Для этого нужно было, во-первых, сохранить команду, являвшуюся живым организмом, в котором происходили естественные изменения – кто-то ушёл (например, призвали в армию нашего лучшего гонщика Сергея Глебова), а кто-то пришёл...
Во-вторых, необходимо было найти другое, более подходящее место для тренировок (ведь на крупных соревнованиях нашим лыжникам приходилось выступать на трассах с весьма серьёзным перепадом высот). В мае 1975 года мы обсудили проблему новой лыжной трассы и пришли к мнению, что за пределами города нужно выбрать место с сильно пересечённым рельефом, где и построить дом-раздевалку. Нас поддержали председатель профкома завода Г.И. Попов, секретарь парткома А.В. Скриган и директор завода Э.Г. Репин, добавивший, что такой объект должен находиться не просто в лесу, а рядом с населённым пунктом, чтобы было кому охранять его.
Примерно через две недели меня вновь вызвал Репин и предложил изменить первоначальное решение в пользу строительства современного спортивно-оздоровительного комплекса круглогодичного использования. О подобном успехе я не смел и мечтать. Идеалом для меня всегда была уже упомянутая лыжная база в Колодне, а теперь и у нас появилась возможность создать у себя нечто подобное, если не лучше.
Из нескольких вариантов самым оптимальным был район деревни Прудок, поскольку там наличествовали и необходимый рельеф, и богатый лесной массив, и небольшая речушка. К тому же всё это было относительно недалеко от Рославля. Это место и было выбрано. Летом 1976 года началось освоение территории – ребятами-лыжниками производилась вырубка леса под будущее озеро, прокладывались будущие лыжные трассы. Однако к решительным действиям по возведению комплекса приступили позднее, после моего возвращения из армии, куда меня призвали осенью 1976 года.
Из тренеров – в строители
– Расскажите, с чего началось и как происходило строительство?
– Прослужив один год, в ноябре 1977 году я демобилизовался и практически сразу приступил к работе на заводе. В 1978 году с соответствующим письмом мы обратились к главе администрации Шумячского района Марии Васильевне Утенковой, которую просили выделить под спортивно-оздоровительный комплекс территорию. Мария Васильевна не сразу, но всё же удовлетворила нашу просьбу. Затем в институте «Смоленскгражданпроект» мы заказали проект комплекса. Не теряя времени, на выделенное нам место мы привезли пять вагончиков, в которых разместились столовая, материальный склад, сторожка, раздевалки и административное помещение. Летом 1978 года там же построили деревянный дом с двумя комнатами, где оборудовали раздевалки и хранилище лыж. Так у деревни Прудок появилась лыжная база. А 4 января 1979 года меня перевели на должность её директора.
Тем временем был подготовлен проект, и меня назначили начальником стройки. Заводское строительно-монтажное управление выделило нам двух каменщиков и двух монтажников. Остальных строителей пригласили со стороны. Всего набрали 25-30 рабочих.
Официально строительство комплекса в Прудке началось в июне 1982 года, а окончилось в ноябре 1988 года. За это время под моим руководством были возведены административно-медицинский корпус, четыре жилых двухэтажных корпуса со всеми удобствами, клуб-столовая на 360 мест, хозяйственный корпус, котельная, гараж на 5 боксов, судейский трёхэтажный корпус, лыжехранилище на 1000 пар лыж (для оказания услуг населению), дом-раздевалка, озеро площадью 10 гектаров, две русские бани, два стадиона – лыжный и футбольный, лыжные трассы, официально утверждённые в 1978 году лично председателем Госкомспорта СССР В.Г. Смирновым, лыжероллерная трасса протяжённостью 2100 метров, а также оборудованы зоны отдыха. Сдача и торжественное открытие учебно-спортивного оздоровительного центра «Прудок» состоялись 5 ноября 1988 года.
– Николай Васильевич, став строителем, вы перестали быть тренером или как-то совмещали эти ипостаси?
– Судите сами. Уйдя в армию, я не прекратил тренировочной работы с заводскими лыжниками. Самому старшему из них, Виктору Гринченкову (его, к сожалению, уже нет с нами), я ежемесячно отсылал планы тренировок, по которым мои питомцы могли самостоятельно готовиться к лыжному сезону. Вернувшись из армии, я застал заводскую команду, как мы говорим, «на ходу» и почти без изменений в составе. Не обошлось, конечно, без потерь, но новые таланты не заставили себя долго ждать и пришли к нам на завод, чтобы также стать классными лыжниками-гонщиками. Условия для этого у нас были одними из лучших в области и продолжали улучшаться.
К сожалению, с погружением в хозяйственные и строительные заботы я уже не в силах был вести ещё и тренировочный процесс. В связи с этим в 1979 году на базу в качестве тренера пришёл такой специалист, как Александр Павлович Поляков. И отныне наши лыжники готовились под его руководством. У них было несколько очень ярких выступлений. Так, например, на соревнованиях областного масштаба они неоднократно в командном зачёте побеждали первую команду Смоленского института физической культуры, что было несомненным достижением (где уж тут было соперничать с рославльчанами производственным коллективам области). Нередко нашим спортсменам приходилось отстаивать честь завода и города в непрофильных видах, например, в областных туристических слётах. На рубеже 1970–1980-х годов один из таких слётов состоялся в городе Гагарине. Помнится, там наша пятёрка участников за явным преимуществом выиграла сложнейшую полосу препятствий.
На самом высоком уровне
– Николай Васильевич, расскажите, пожалуйста, как функционировал спортивно-оздоровительный комплекс?
– Лыжные соревнования самого разного уровня стали проводиться на этом спортивном объекте задолго до его официального открытия. Так, самые первые соревнования – первенство завода по лыжным гонкам в зачёт заводской спартакиады – состоялись, по-моему, в 1979 году. Никаких специальных условий ещё не было создано. Но замечательная природа, обилие снега сделали своё дело – подняли настроение всем участникам, превратили соревнования в самый настоящий праздник.
В дальнейшем ежегодно комплекс «Прудок» принимал у себя соревнования заводского, городского, районного, областного, республиканского и всесоюзного масштаба. Мы не делали различий между простыми любителями и сильнейшими гонщиками страны. Всем были рады, всех принимали. В отдельные сезоны число соревнований доходило до 49. В разные годы у нас проводились первенства по лыжным гонкам центральных советов таких добровольных спортивных обществ, как «Труд», «Урожай», «Спартак», «Динамо». Из всей череды проведённых в Прудке соревнований по лыжам мне особенно запомнились первенство СССР среди сельской молодёжи (1983 год), Спартакиада СССР среди студентов (февраль 1991 год), первенство физкультурно-спортивного общества Профсоюзов России (1992 год), а также Кубок СССР по зимнему ориентированию (1992 год). Последнее соревнование мы провели настолько успешно, что в «Прудке» было запланировано провести Кубок мира по этому своеобразному виду спорта. И мы бы не подвели, но по не зависящим от нас обстоятельствам от этой возможности пришлось отказаться.
Хочется вспомнить и ещё одно соревнование – традиционный марафон (гонка на 50 километров для мужчин и на 20 километров для женщин) на приз газеты «Рославльская правда», который несколько лет ежегодно проводился на наших трассах. Его инициатором был ваш покорный слуга. Впервые гонка состоялась в 1981 году. Затем она была включена в областной календарь, а её победителям стали присваивать звание «Мастер спорта СССР». Поэтому участвовать в ней стремились и приезжали к нам спортсмены со всей страны.
Вообще проведение крупных соревнований – это большая работа многих людей и серьёзная ответственность. Необходимо было встретить сотни приезжающих гонщиков, на несколько дней поселить их (до того времени, пока комплекс не был сдан, спортсмены жили в Рославле в гостинице и общежитиях учебных заведений), наладить питание, доставить всех к месту старта, а после гонки отвезти обратно к местам проживания. А ещё нужно было на высоком уровне провести сами гонки.
Но проведение соревнований – это лишь часть той нагрузки, что ежегодно выпадала на долю УСОЦ «Прудок». Другую её часть составляла оздоровительная работа, к которой сотрудники центра приступили практически сразу после его торжественного открытия. 28 декабря 1988 года в «Прудок» доставили 300 детей, которые провели здесь на лоне природы свои зимние каникулы. После этого каждый год жилые корпуса центра заполнялись юными рославльчанами на периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул. В выходные же дни УСОЦ «Прудок» всецело отдавался на откуп взрослому населению нашего города. Желавшие отдохнуть покупали путёвки: работники РААЗ со скидкой (разницу доплачивал завод), остальные – за полную стоимость. Отдыхающие заезжали в центр в пятницу вечером (к ужину) и в течение двух следующих дней поправляли своё здоровье. К их услугам здесь были прокат спортивного инвентаря и прекрасная природа. Отъезд домой осуществлялся в воскресенье после обеда. Таким образом, отдыхающие находились в центре полные двое суток.
Народный депутат
– Николай Васильевич, как сложилась ваша судьба дальше?
– 11 февраля 1988 года профсоюзной конференцией завода я был избран председателем спортивного клуба «Торпедо». Этот спортклуб включал в себя лыжную базу в Прудке, строившийся в тот момент в Рославле поблизости от завода физкультурно-оздоровительный комплекс и коллектив тренеров-методистов. В то время страна переживала непростые времена, но мы продолжали жить, работать, как-то развиваться в новых экономических условиях, возникших после 1991 года. В 1995 году на Рославльском автоагрегатном заводе была создана сложная структура – учебный физкультурно-оздоровительный комплекс «Торпедо». Комплекс объединял в единый экономический организм УСОЦ «Прудок», ФОК, спортивный клуб, комплексную детско-юношескую спортивную школу «Торпедо», медико-физкультурный оздоровительный центр, торгово-коммерческий центр.
6 февраля 1995 года меня назначили директором комплекса. В этом же году мне присвоили звание «Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ».
Но я недолго оставался руководителем этой новой-старой структуры. В 1996 году меня уволили. Не слишком огорчившись, я обжаловал увольнение в судебном порядке и довольно легко добился восстановления. Но продолжать работу на мною же созданном комплексе мне уже не хотелось, и я перешёл на завод алмазных инструментов, где трудился, правда, с перерывами вплоть до выхода на пенсию. Ещё в советское время я трижды был народным депутатом. В постсоветские годы также избирался в местные органы власти, первый раз с 2011 по 2016 годы, второй раз – с 2016 по 2021 годы. Будучи народным депутатом, по мере сил старался решать проблемы своих избирателей-рославльчан. В настоящее время я пенсионер, но по-прежнему стараюсь реагировать на разные вызовы и проблемы, возникающие перед моими земляками.
– Николай Васильевич, спасибо за то, что согласились ответить на наши вопросы. Здоровья вам и благополучия. И, как говорится, в добрый час!
– В свою очередь, благодарю за внимание и, пользуясь случаем, обращаюсь к смолянам и рославльчанам, принимавшим участие в строительстве лыжной базы в Прудке. Если вам вспомнятся какие-либо малоизвестные подробности и детали этой стройки, свяжитесь, пожалуйста, со мной.
Сергей Дубовский