Как был взят город Гжатск

Фото: © waralbum.ru

Новости

Как был взят город Гжатск

6 апреля 2023 года в 14:03
Со 2 по 31 марта 1943 года войска Западного (командующий – генерал-полковник В.Д. Соколовский) и Калининского (командующий – генерал-полковник М.А. Пуркаев) фронтов провели Ржевско-Вяземскую наступательную операцию, в ходе которой был ликвидирован Ржевско-Вяземский выступ – гитлеровские войска старались удержать его как плацдарм для нового наступления на Москву.

В ходе наступления Красной Армии от врага была освобождена значительная часть территории Смоленской области, в том числе – Гжатск, Сычёвка, Тёмкино, Вязьма, Угра, Холм-Жирковский и Новодугино. В 20-х числах марта 1943 года советские войска вплотную приблизились к Сафонову и Дорогобужу. До освобождения этих населённых пунктов, как и всей территории Смоленщины, оставалось еще несколько месяцев.

Фото: © pamyat-naroda.ru

Вместе с частями Красной Армии в города и сёла нашей области входили и корреспонденты газет, благодаря труду и подвигу которых мы знаем, как освобождалась наша земля. Сегодня и в нескольких следующих номерах «Смоленская газета» публикует материалы, вышедшие в марте 43-го в газете «Красная Звезда» – в то время центральном печатном органе Народного комиссариата обороны Советского Союза.

Как был взят город Гжатск

Город Гжатск играл чрезвычайно большую роль в системе немецкой обороны. Он стоит на железнодорожной магистрали, является важным узлом шоссейных и грунтовых дорог. Кроме того, у немцев район Гжатска долгое время был крайней восточной точкой их расположения на данном участке фронта. Этим районом, превращённым в крупную армейскую базу, немцы особенно дорожили, расценивая его как трамплин для прыжка вперёд.

Неприятель более года сооружал вокруг Гжатска многочисленные доты и дзоты, устраивал противотанковые рвы и эскарпы, проволочные заграждения, устанавливал бесчисленные минные поля. Основные линии немецких укреплений были отодвинуты от города на 8–10 километров и, располагаясь на выгодных рубежах наподобие подковы, закрывали доступ к нему с севера, востока и юга. На концах этой подковы находились два мощных узла сопротивления, состоящих из деревень и высот, которые были превращены немцами в опорные пункты.

Густая сеть дотов и дзотов, создававших большую плотность огня на любом участке обороны, чрезвычайно затрудняла манёвр наступающих войск. Достаточно сказать, что в некоторых ответственных местах немцы построили от 40 до 60 дзотов и дотов на один квадратный километр. Все эти сооружения были соединены между собой траншеями и ходами сообщения, которые нередко были перекрыты бревенчатыми накатами. Многие участки обороны имели до 2000 метров траншей и ходов сообщения, что позволяло немцам быстро и скрытно сосредоточивать живую силу там, где это требовалось в данный момент, и внезапно переходить в контратаки. В общем, немецкая оборона была построена здесь прочно и продумана до мельчайших деталей. Даже отдельные огневые ячейки имели ручные пулемёты, поставленные на треноги. Многие такие гнёзда обивались гофрированными листами стали.

Немцы неоднократно делали попытки атаковать наши войска, опираясь на гжатский плацдарм, но все эти попытки не имели успеха. Наши части неизменно отбивали атаки врага, наносили ему тяжёлые потери и отбрасывали в исходное положение. В ходе прошлых боёв под Гжатском была перемолота не одна немецкая дивизия.

С падением Ржева район Гжатска приобрёл для немцев несколько иное значение. Они стали рассматривать этот оборонительный участок как бронированный заслон, прикрываясь которым, они, видимо, рассчитывали приостановить продвижение наших войск со стороны Ржева.

Частям N соединения было приказано наступать в направлении на Гжатск. Вскоре комбинированным ударом всех родов войск оборона немцев была прорвана. Противник, опасаясь обходов, откатился почти к стенам города. Но тут, опираясь на новую линию укреплений, возведённых заранее, и введя в бой дополнительные силы, немцы усилили своё сопротивление. Проведённая разведка боем установила, что лобовая атака невыгодна, и тогда наши части, не давая врагу передышки, стали обходить город с юга и северо-востока. Потребовалось ликвидировать узлы сопротивления, прикрывающие фланги города. Умелое взаимодействие, планирование наступления по времени и рубежам – всё это позволило быстро разрешить эту трудную тактическую задачу.

Особенно упорно сопротивлялись немцы севернее города, где одному стрелковому батальону наступающих пришлось вести бой в чрезвычайно сложных условиях. Продвижению батальона мешал сильный опорный пункт немцев, расположенный на возвышенности. Местность вокруг была открытая, и противник простреливал её пулемётным и миномётным огнём. Тогда на помощь пехотинцам пришли танки. Обойдя опорный пункт с тыла, они внезапно ворвались в него и стали уничтожать огневые точки врага. Среди немцев началась паника. Этим воспользовалась наступающая пехота, которая в свою очередь нанесла врагу удар с фронта. Через некоторое время почти весь немецкий гарнизон, представлявший собой усиленную роту пехотного полка, оказался истреблённым. Командир этой роты лейтенант Вольдемар Хопеннар вместе с 25 уцелевшими солдатами, видя бесцельность дальнейшего сопротивления, сдался в плен. На поле боя осталось около 140 немецких трупов.

Весьма настойчиво удерживали немцы рокадную дорогу, являвшуюся естественным рубежом обороны. Эта дорога служила надёжным укрытием для немецких солдат, а наши танковые атаки были затруднены. Чтобы прорваться вперёд, требовалось овладеть переездом, который обороняло до роты немцев и ещё танки, врытые полукругом в землю. Под прикрытием темноты наши пехотинцы незаметно сблизились с врагом и внезапно атаковали его с нескольких направлений. Гитлеровцы были перебиты, и переезд оказался в наших руках. Здесь красноармейцы захватили семь танков, пулемёты, автоматы, много боеприпасов.

Успешно развивалось наступление южнее города. N часть форсировала реку Гжать и стала обтекать город с юга. Возле одной деревни, защищавшей подступы к городу, разгорелся жаркий бой. Умелым фланговым манёвром этот укреплённый пункт был обойдён. Стремясь преградить путь прорвавшимся подразделениям наступающих, немцы поспешили поставить артиллерийский и миномётный заградительный огонь. Однако наши бойцы уже вплотную подошли к укреплённой деревне и через некоторое время проникли в неё. В короткой, но ожесточённой рукопашной схватке гарнизон деревни был разгромлен. Лишь одиночным немецким солдатам удалось спастись бегством.

Темп наступления наших войск всё нарастал. В это время на соседнем участке, к северо-западу от Гжатска, наши части успешно развивали наступление вдоль железной дороги Ржев – Вязьма. Продвинувшись дальше на юг, они могли поставить под угрозу пути отхода группировке немцев, оборонявшей Гжатск. Стремясь приостановить наступление наших войск в этом секторе, немцы вынуждены были бросить туда часть сил. Но это не снизило натиска наступающих. Преодолевая многочисленные препятствия, они смело шли вперёд и взламывали оборону противника. Серьёзных успехов добилась при этом N часть. Нанеся немцам энергичный удар, она овладела важным в тактическом отношении населённым пунктом и захватила в нём, кроме других трофеев, много танков, подготовленных немцами к ремонту.

Поскольку немцам пришлось оттянуть часть своих сил от Гжатска, наши войска, наступающие здесь, усилили свой нажим. Тогда немцы сделали последнюю попытку отстоять свои позиции. Они бросили в бой два свежих стрелковых батальона. Однако этот манёвр оказался запоздалым и не дал успеха неприятелю.

Ночью начались решительные атаки. К этому времени нашей артиллерии удалось подавить шестиствольные минометы и артиллерийские батареи немцев. К трём часам ночи наступающие ворвались с востока на окраины города и приступили к ликвидации очагов вражеского сопротивления и огневых точек, укрывшихся в развалинах домов. Наши орудия, стрелявшие прямой наводкой, разбили эти укрепления, и сопротивлявшиеся вражеские солдаты были уничтожены. Некоторые немцы разбегались и прятались в огородах и на чердаках, и их вылавливали поодиночке.

К 7 часам Гжатск был очищен от гитлеровцев. На этом участке боёв было уничтожено более полка немецкой пехоты. На подступах к городу и в самом городе валяются сотни вражеских трупов. Захвачены трофеи.

Фото: © waralbum.ru

Советские солдаты проходят по одной из улиц освобождённого Гжатска

Гжатск почти полностью уничтожен немцами, которые действовали здесь, как профессиональные громилы. Когда наши бойцы подступали к городу, ещё издали было заметно, как дымятся остовы домов, а ночью над городом полыхало зарево и сильные взрывы потрясали воздух. Груды развалин видны теперь там, где раньше красовались многоэтажные каменные дола. Немцы не пожалели динамита. Они взорвали школу-десятилетку, собор, все лучшие здания города. Остальные дома гитлеровцы просто сжигали.

Отступая под ударами наших войск, немцы взрывали и сжигали всё, что могли. Почти не сохранилось деревень на протяжении тех десятков километров, которые пройдены нашими войсками с начала наступления. Собственно говоря, почти не осталось и населения в деревнях: все жители угнаны на каторжные работы в Германию или в глубокий тыл.
Лишь изредка встречаются населённые пункты, не пострадавшие от гитлеровцев. Эти сёла удалось спасти от сожжения, благодаря стремительности наступления и умелому манёвру наших войск, ставивших под угрозу вражеские фланги и тыл. В этих случаях немцы бросали всё в целости, спасаясь от окружения. Так, N гвардейская часть, совершив форсированный марш, внезапно вышла на фланг отходившего неприятеля. Это вынудило немцев оставить в целости несколько сёл и деревень.

Заняв после двукратного штурма город Гжатск, наши войска продвигаются дальше на запад и наносят противнику новые удары.

Майор П. Слесарев, майор Я. Милецкий, действующая армия, 6 марта, по телеграфу.

Газета «Красная звезда», № 55 от 7 марта 1943 г.


В Минобороны РФ рассказали о ходе СВО на Донецком и Авдеевском направлениях
Смоленская область в 2023 году получит опережающее финансирование