Счастье есть, но мы не всегда с ним контактируем
В рамках программы «Семейный совет», выходящей в эфире радиоканала «Смоленская весна», состоялся разговор о счастье. Гостем студии «Объединённой редакции» стала старший психолог благотворительного фонда «Дети наши» Татьяна Панкова, рассказавшая о том, что такое счастье, как меняется это ощущение с возрастом и может ли человек быть счастлив всегда.
– Во всех мировых религиях признаётся, что человек создан для счастья. Только вот пути достижения описаны по-разному. Чтобы нам поговорить на тему счастья, нужна какая-то отправная точка. Татьяна, есть ли в психологии универсальное определение, что такое счастье?
– И да, и нет. Счастье – это категория, которую изучают не только психологи. Она пришла к нам из философии, и, в общем-то, такого определения, на котором сошлись бы все, естественно, нет, как и во всех случаях, когда речь идёт о таком многогранном понятии. Поэтому мы можем побеседовать о разных школах, психологических и не только, которые говорят об определении счастья, можем прийти к какому-то базовому пониманию, что счастье – это ощущение полноты бытия, радости и удовлетворённости жизнью, лежащее в основе здорового эффективного функционирования личности. Это определение дают психологи, и таких определений может быть достаточно много. Мы можем сказать, что счастье – это очень субъективное переживание, благополучие личности, а вот дальше начинаются сплошные вопросы.
Каждый человек имеет своё понимание о том, что для него счастье. И здесь уже будет очень много противоречий, очень разных точек зрения. Я боюсь, что не могу озвучить какую-либо из них и сказать, что придерживаюсь именно такой точки зрения.
– Психологий же тоже много. Например, психологи очень долгое время изучали фрустрации, комплексы, неврозы, то есть состояния, когда человеку плохо. И только в 60-е годы они задумались о том, чтобы изучить состояние, когда человеку хорошо. Так появилась позитивная психология?
– Появилась гуманистическая психология, которая в основу поставила не получение удовольствия или удовлетворение базовых инстинктов, как это было ранее, а именно стремление человека к поиску какого-то смысла, личностной удовлетворённости. То есть соответствию представлений о том, как должно быть хорошо, тому, что происходит в мире, насколько человек как личность может влиять на какие-то процессы, насколько это совпадает с его внутренними убеждениями, насколько человек может проявляться в различных областях жизни. И всё это попало в поле зрения психологов: от этих процессов очень сильно зависит, насколько человек субъективно считает себя счастливым.
Есть ещё такой маленький нюанс: счастье – это всё-таки индивидуальная категория, хотя мы частенько говорим «счастливая семья», «счастливое общество», «счастливая страна». Это такое обобщение, которое не будет характеризовать категорию счастья. То есть про одного человека мы можем сказать, даже субъективно сам человек может сказать про себя – «я счастлив» или «я не счастлив». Мы можем сказать «благополучная семья», но, говоря «счастливая семья», можем быть не правы, ведь в какой-то момент времени кто-то из членов семьи может быть несчастлив, но при этом как семья они вполне благополучны. Говоря про общество, вряд ли мы найдём хотя бы одно общество или страну, где все испытывают совершенно одинаковые чувства.
Исследователи выяснили…
– Татьяна, с какого возраста мы вообще способны испытывать счастье? Когда младенца обнимает мама, ему тепло, он не голоден, ему сухо – это можно назвать первым счастьем или это всё-таки состояние безопасности, которое в это время можно сравнить со счастьем? Или, возможно, эти процессы запускаются гораздо раньше, когда ребёнок ещё в утробе матери?
– Здесь мы снова попадаем в ловушку субъективности счастья: оно для каждого своё. Для кого-то счастье – быть в близких отношениях с какими-то определёнными людьми, для кого-то – заниматься важным делом и достигать результатов, для кого-то – преодолевать новый вызов, а для других счастье – иметь много бытового комфорта, денег. Каждый для себя это определяет. А что для себя определяет младенец? Мы же не можем у него спросить. Но когда мы говорим про детство, младенчество, мы в первую очередь говорим о радости – это базовая эмоция, которая, естественно, входит в комплект счастья. Чувство удовольствия, эмоция радости – это то, что испытывает младенец.
Исследования показывают, что уже в утробе матери, когда мама разговаривает с ребёнком, есть реакция: оживление плода на материнский голос, узнавание встречи с мамой. И когда ребёнок рождается и малыш попадает на животик к матери, ощущает её запах – происходит узнавание, сильная реакция удовольствия, радости и, можем допустить, счастья. Но я не думаю, что младенец сможет нам это как-то подтвердить или опровергнуть.
Мы знаем ещё, что дети, особенно очень маленькие, разделяют чувства и эмоции, которые испытывают их родители. Иногда – к сожалению… Поэтому счастливая мама вполне может транслировать ребёнку своё состояние полной удовлетворённости происходящим. Мамы, как правило, преодолев роды и наконец-таки получив в руки своего младенца, испытывают состояние очень глубокого счастья.
– Это в том случае, если всё прошло благополучно?
– Здесь, кстати, интересно получается: состояние счастья не всегда связано с конкретными факторами благополучия, даже с состоянием здоровья. Нам это показывают люди, которые живут с большими ограничениями по здоровью, но при этом могут испытывать счастье, а иногда – даже сильнее, чем люди здоровые. Счастье мы испытываем скорее от встречи, от проживания близости, от проживания соединённости – это очень сильно заряженная эмоция, в которой много радости, удовольствия, и именно на этой эмоции строится базовая привязанность между мамой и ребёнком. То есть роды могли пройти как угодно, но встреча мамы с младенцем – этот первый контакт – почти всегда вызывает счастье.
– Статистические исследования говорят нам, что чем старше мы становимся, тем легче испытывать счастье. То есть с возрастом эта «опция» становится более доступной, мы реже обращаем внимание на какие-то мелочи, которые раньше могли омрачить наше существование, с возрастом мы способны дифференцировать и закидывать многое в корзину под названием «не так уж это и важно». Есть ли вообще периоды «взросления» счастья?
– Действительно, есть данные, которые говорят, что пожилые люди опознают своё состояние как счастье, но почему это происходит, мы не можем сказать точно. Например, я бы предположила, что у пожилых людей, возможно, просто больше времени, чтобы наблюдать за своим состоянием, у них есть навык подмечать, который мы развиваем в течение жизни. Чем старше человек, тем лучше он знает свои потребности, возможные способы получения радости и счастья – самоизучение уже произошло. Ребёнок же счастлив по умолчанию: если рядом его близкие, он достаточно защищён, у него не болит животик – он находится в состоянии радости, это практически его базовое состояние. Поэтому мы не можем сравнить детей с более старшими людьми.
Гонка за счастьем – стремление к горизонту
– Татьяна, а есть ли что-то, что может помешать нам чувствовать себя счастливыми? Можем ли мы сами или наше окружение негативно повлиять на этот процесс?
– К сожалению, сейчас счастье попало в зону внимания всевозможных специалистов, особенно маркетологов, и превратилось в настоящую проблему. Человек, хочет он того или нет, постоянно должен задумываться, счастлив он или несчастлив, а также о том, что сделает его счастливым.
Ещё есть постоянное навязывание категорий, стереотипов, которые обязательно должны сопутствовать счастью. Например, счастье – это быть в браке, иметь несколько детей и собаку, то есть иметь счастливую семью. А человек может не любить собак и быть психологически не готовым к детям. Чем мы моложе, тем менее устойчивы к определённым стереотипам – как всё должно быть устроено, чего нужно или не нужно хотеть, к чему необходимо стремиться. Навязывание стереотипов может сильно снизить внимание к собственным ощущениям и вызвать ненужную критичность.
Проживанию счастья также мешает состояние тревоги. Да, счастье характеризуется многими чувствами, эмоциями, но я ни разу не слышала, чтобы кто-то сказал: «Меня трясёт, я не знаю, что сейчас произойдёт, я боюсь, и в этот момент я счастлив».
Есть и такое интересное наблюдение, которое уже подтверждено достаточно серьёзными исследованиями: если человек поставил себе целью быть счастливым, шансов на победу мало – это как стремление к горизонту. То есть мы не можем преследовать это чувство, оно может нас сопровождать, и только. Получая профессию, начиная отношения, рожая детей для того, чтобы быть счастливым, мы можем быть разочарованы, потому что всё это по отдельности может принести счастье, а может и не принести. Но когда мы погружаемся в какой-то процесс, мы можем обнаружить, что мы счастливы в нём. Да, мы можем понять и то, что мы устали, голодны, например, как альпинист, который поднимается на вершину, – он, скорее всего, не удовлетворён физически, но он же счастлив! И многие из них говорят, что это состояние огромного восторга.
Счастье – это состояние, которое может нас посещать время от времени, а может быть с нами постоянно. Оно во многом зависит и от того, с каким настроением мы живём. Например, есть наблюдения, что оптимизм способствует более частому восприятию себя как счастливого, а с пессимизмом это уже сложнее. Есть люди, которые больше настроены на негативные эмоции, но, кстати, проживание таких эмоций никак не исключает счастья: мы можем и пугаться, и гневаться, но при этом быть базово счастливыми. Поэтому и рецепт счастья нельзя унаследовать генетически от семьи, зато можно ему научиться. В любом возрасте можно учиться, например, навыку замечать своё состояние и немного его регулировать: понимать, что меня радует, что приносит удовольствие. Эти моменты счастья проживают все, но не все могут понять, что это именно оно. А потом просто просматриваешь фотографии и вдруг понимаешь, что это был период счастья. Я думаю, что и сегодня возможно понять, что в вашей жизни присутствует счастье, просто надо учиться его замечать – не тревожно искать и думать, счастлив я или нет. Повторюсь, тревога очень сильно мешает состоянию счастья. Людям с тревожным состоянием или расстройством будет сложнее, но научиться замечать своё счастье возможно.
– У Туве Янссон в книге про муми-троллей есть такой народец – хатифнатты, очень мистический, таинственный. Это кочевой народ, который постоянно путешествовал с целью дойти до горизонта. До горизонта они не дошли, но есть ощущение, что в процессе они были счастливы. Цели могут быть разные, главное – по пути к ним заметить важное?
– Мы на самом деле можем быть счастливы как от достижения конкретных целей, так и от какого-то процесса, в том числе от процесса работы, занятия любимым делом, творчества. Кстати, творчество не всегда сопряжено с приятными переживаниями, но тем не менее оно делает людей счастливыми.
Иногда мы случайно понимаем, что нас что-то делает счастливыми, когда это «что-то» находится под угрозой – это могут быть отношения, например. Точно можно сказать, что счастье очень сильно связано с отношениями с другими людьми – мы очень социальные. Стремление быть в хороших, добрых отношениях с другими людьми является базовой мотивацией человека. Это базовый рецепт счастья – находиться в близости, быть понятым, услышанным, понимать других, воспринимать, постоянно обмениваться своими чувствами, мыслями, соучаствовать в судьбе другого человека.
– Когда мы помогаем другому человеку, это способствует выработке счастья?
– Конечно. Есть исследование, которое проводилось для выяснения параметров счастья. Буквально на третьем месте многие люди разных возрастов называли возможность оказать другому помощь – это делает их счастливыми и занимает большое место в рецепте счастья.
Для ребёнка очень важно быть угаданным
– Татьяна, вы старший психолог благотворительного фонда «Дети наши». Грядёт важный праздник – Новый год, время, когда внимание общественности к детям-сиротам увеличивается, многие хотят как-то осчастливить детей. Как этот всплеск внимания отражается на детях?
– Это наша постоянная боль, и не только фонд «Дети наши» говорит об этом. Все благотворительные организации, которые серьёзно занимаются проблемами детей-сирот и проблемой сиротства в стране, каждый ноябрь-декабрь начинают просветительскую деятельность на тему того, что не нужно заваливать детишек подарками в новогодние праздники. Я очень хорошо понимаю людей, которые это делают, – мы же понимаем, что счастьем нужно делиться, тогда оно приумножается. И, конечно, когда ты думаешь о детках, которые находятся вне семьи, в детском доме, естественный импульс – дать им что-то, купить конфет, например. В данном случае цель человека – сделать ребёнка чуточку счастливее, чуточку радостнее, но это сиюминутные чувства, которые достаточно быстро исчезают и ещё больше подчёркивают дефицит чувств, который есть у ребёнка.
Чувство радости очень сильно зависит от того, с кем эта радость разделена. Покупая пакетик конфет своему ребёнку, я совершенно точно знаю, что туда положить и что не надо. Я думаю, что каждая мама это знает. Покупая пакет конфет для ребёнка в детском доме, кто может это угадать? А для ребёнка очень важно быть угаданным… Как бы мы ни спорили о счастье, совершенно точно можно сказать, что самую большую радость нам приносят близкие, доверительные, надёжные отношения с другими людьми. Поэтому в рамках проекта «Будем вместе» мы призываем жителей Смоленска, всех, кто хочет действительно принести какую-то радость в жизнь ребёнка, живущего в детском доме, подходить к этому осознанно, становиться наставником, выстраивать доверительный контакт с ним и понимать, каким образом порадовать конкретного ребёнка. Это длинный путь, но это действительно то, что приведёт к цели. Если это не по силам, то, наверное, лучше присмотреться к благотворительным организациям, которые занимаются постоянной, комплексной помощью. Сотрудники таких организаций знают детей, которые находятся в подобных учреждениях, знают их потребности и могут с большей вероятностью угадать, что сейчас нужно ребёнку.
Особенно хочется сказать про весёлые праздники, которые многие люди стремятся устраивать в детских домах. Дети совершенно разные, их истории также абсолютно разные, но мы точно можем сказать, что каждый из них пережил травму разлуки с близкими. Она, как любая психологическая травма, мешает радоваться. И из того, что мы человека всё-таки обрадуем, насильно осчастливим, не следует, что травма у него пройдёт. Нет! Он начнёт её чувствовать ещё более остро. Люди очень часто, желая детям только добра, приезжают, чтобы их развлечь: привозят Деда Мороза и Снегурочку, аниматора, бегают, поют… То есть приезжают совершенно незнакомые радостные люди, обнимают, дарят подарки, прыгают с тобой час-два вокруг ёлки, обнимают ещё раз, уезжают. Занавес. Ребёнок остаётся наедине со своими чувствами – его внезапно переключили… А иногда у детей вообще нет желания веселиться, и тогда уже сотрудники детского дома говорят: «Ребята, ну к нам же гости приехали, люди же старались, деньги собрали, конфеты купили, приехали. Надо радоваться». То есть это уже вынужденное, вымученное веселье. А таких ёлок реально может быть пять-шесть в день и машинами апельсины. При этом реальная потребность ребёнка как не была удовлетворена, так и не будет. Её даже не увидел никто! Ребёнку очень много дали, но под горкой этих конфет он остаётся в своём дефиците. Это очень плохо.
Наша основная цель в работе с детьми-сиротами – помочь им адаптироваться к самостоятельной жизни уже после выхода из детского дома. Как ребёнок научится себя радовать, находясь в детском доме, когда регулярно, по графику приезжают люди, которые его радуют или пытаются радовать? Этот выпускник детского дома приходит к окружающим с совершенно чётким ожиданием, что они начнут его развлекать и радовать: они так редко это делали раньше, потому что я в детском доме был, а теперь всё – встречайте, я здесь. Естественно, у этих детей нет навыка поддерживать собственное настроение, позитивное отношение к жизни, нет навыка организовать себе праздник, подумать, что хорошо для близких, что хорошо для него самого. Но зато часто в жизненном опыте есть негативный пример родителей, следуя которому, дети попадают в группу риска.
В нашем проекте наставничества «Будем вместе» тоже есть много праздников, но нет практики, чтобы наставники приехали, всё организовали и всех развлекли. Это постепенное включение ребёнка в процесс: планирование, ожидание и предвкушение того, что будет встреча, которая называется «Один день будем вместе», когда наставник включает своего подопечного в то, что будет происходить. Возможно, происходит подготовка, если наставник с подопечным будут делать мастер-класс: они заранее просчитывают смету, продумывают, кто какие обязанности на себя берёт. Это, по сути, потрясающе приятная возня, которая учит тому, из чего состоит радость.
Счастье есть
– Я поискала в интернете, что такое «счастье», и посмотрела картинки на эту тему. На первом месте, если примерно разделить по группам, – картинки с пачками денег, при этом может быть надпись «Не в деньгах счастье» и всевозможные шутки к этой реплике. На втором месте – женщины с детьми. Третья группа – это женщины и мужчины в любовных отношениях. Если сделать обобщение по этим иллюстрациям, то получается житейское представление о счастье – деньги, семья, дети, любовь и здоровье. Это мои такие наблюдения. Удовлетворённость жизнью, то есть наличие денег, семьи, любимых рядом, полноценной социальной жизни, всё же не равно счастью, правильно?
– Нет, конечно, не равно. Я бы представила человека, который просто сидит и смотрит на море, – почему бы ему не быть счастливым в этот момент? Или художника, который рисует картину и уже поймал этот прекрасный поток. Мне кажется, очень много таких состояний, которые приносят нам счастье, и мы не можем сказать, кто счастливее в определённый момент – мама с малышом на руках или человек с пачками денег. Я не буду говорить, что деньги счастья не приносят или, наоборот, приносят, но связка «деньги –счастье» естественна. Мы уже говорили о том, что тревога мешает проживать состояние счастья, а состояние тревоги у нас часто возникает, когда не хватает ресурсов, когда нам постоянно нужно думать, где взять денег, чтобы заплатить за квартиру, купить покушать, покормить детей и так далее. И когда мы находимся в режиме постоянных ограничений, это серьёзно снижает нашу способность проживать счастье в данную минуту.
Мне лично кажется, но сейчас это моя фантазия, что человек постоянно счастлив. Счастье есть, но мы не всегда с ним контактируем. Иногда какие-то другие чувства просто мешают нам слышать это базовое состояние. Опять же, это моя фантазия, мне хочется, чтобы так было, поэтому я себе позволяю жить в таком мире.
***
Размышления и разговор о том, что такое счастье, мы продолжим в следующих публикациях. Если же кто-то из наших читателей хочет присоединиться к проекту наставничества и стать волонтёром-наставником для ребёнка, живущего в детском доме, можно позвонить в благотворительный фонд «Дети наши» по телефону (4812) 63-44-04 или написать на электронную почту nastavnik.detinashi@gmail.com.
Мила МАЛИКОВА, Мария ОБРАЗЦОВА