«Переправа»
В Смоленске прошёл шестой межрегиональный фестиваль-конкурс бардовской песни, поэзии и прозы малых форм «Переправа». Конкурс проводился в Смоленском областном центре народного творчества, а завершился успешным гала-концертом в Смоленской филармонии.
Межрегиональный фестиваль-конкурс бардовской песни, поэзии и прозы малых форм «Переправа» проводится с 2017 года. Целями фестиваля-конкурса стали: популяризация авторской (бардовской) песни, поэзии и прозы малых форм; выявление талантливых авторов и исполнителей, содействие творческому росту; развитие контактов между творческими объединениями любителей авторской песни различных регионов России, укрепление связи и преемственности поколений.
Один из лауреатов конкурса смоленский поэт и автор-исполнитель песен Юрий МОСКАЛЁВ поделился с нами своими впечатлениями и мыслями.
В творчестве – как в спорте
– Юрий, ты поэт и автор песен с многолетним опытом, лауреат нескольких песенных и поэтических фестивалей. Почему ты решил принять участие в этом смоленском конкурсе?
– Во-первых, я никогда не участвовал в конкурсе «Переправа». Кроме того, я уже давно не принимал участие в музыкально-поэтических фестивалях (последний раз это было в Балаклаве в 2013 году), и мне захотелось снова почувствовать, как говорится, этот конкурсный нерв. Надо сказать, что, когда выходил на сцену перед жюри, волновался, как начинающий. Во время игры на гитаре даже пальцы не слушались при переборе струн, поэтому перешёл на простой бой и игру щипками в тех местах, где планировал играть перебором.
Конечно, меня оценивали не по исполнительскому мастерству, а по моей музыке и поэзии, но автору всегда хочется, чтобы его произведения были представлены в хорошем исполнении.
В очередной раз убедился, что форма исполнителя не поддерживается сама по себе. Необходим, как в спорте, регулярный тренинг, а также надо часто выступать. И того, и другого мне в последние годы недостаёт. Раньше я много выступал и был в тонусе артиста. Например, во время Пробега Дружбы по маршруту Москва – Китай, который продолжался три месяца и маршрут которого пролегал через сотни городов, городков и посёлков, я почти каждый день пел под гитару при встречах с людьми на митингах во славу мира и спорта. И при возвращении в Смоленск из Читы я останавливался в каждом областном центре Сибири и Урала, давал концерты, организованные местными активистами Бега Дружбы и любителями бега. Сейчас же я живу оседло в Смоленске, ухаживая за 90-летней мамой, которая стала несамостоятельной, и почти не выступаю. Так что участие в конкурсе слегка оживило меня как певца, поющего под гитару, и я очень благодарен Алексею Витакову, который не теряет вдохновения, продолжает из года в год проводить этот конкурс в Смоленске, тем самым мотивируя нас, местных авторов, оставаться в творческом тонусе.
«Каждый город здесь – звезда»
– Ты упоминаешь Балаклаву. Что это за фестиваль?
– Балаклава – это город на юго-западном побережье Крыма, очень красивое место. Фестиваль там проходил ещё до начала специальной военной операции, а потому жюри состояло не только из местных бардов, но и приехавших из ряда крупных украинских городов. Я спел две свои песни, одна из которых – «Крым» с жизнерадостным текстом: «Каждый город здесь – звезда, Все суда плывут сюда, А зима здесь – как весна, а весна, как рай, красна!..»
Меня за эту песню и как гостя из России отметили дипломом «За любовь к Крыму» и подарками.
А первый мой песенный конкурс – Казанский фестиваль авторской песни, который проходил тогда в местечке с названием Айша. В то время я познакомился с известным казанским активистом бардовского движения Владимиром Муравьёвым (он дружил с самим Юрием Визбором). Выступал я и на таких знаменитых фестивалях авторской песни, как владивостокский «Приморские струны» (с его организатором Сергеем Булгаковым мы потом даже давали совместный концерт для детей в одном из образовательных центров Владивостока) и Грушинский фестиваль. Запомнился мне фестиваль «Морской узел» в Новороссийске. Тогда мне диплом за песню «Чёрное море» вручал сам Георгий Гаранян, который был председателем жюри. Помню, тогда нам, молодым участникам концерта, Гаранян сказал примерно следующее: «У меня много призов и грамот за музыкальные достижения… Но, поверьте, ваши молодость, энергия, здоровье и задор намного ценнее всех этих моих наград...»
О прозе, политике и… ЖКХ
– На «Переправе» выступали и авторы рассказов?
– Да. Мне особенно понравилось выступление известного смоленского журналиста, поэта и прозаика Владимира Королёва (представлявшего Союз писателей России и ЛИТО «Родник» им. Ю.В. Пашкова), который, хотя уже не молод, не теряет юношеского энтузиазма и интереса к творческой жизни, являясь хорошим примером для склонных к унынию, несмотря на то что намного моложе его.
Лично мне писать прозу не хочется. Это слишком хлопотный и неблагодарный труд, где очень много деталей, на внимание к которым мне не хватает времени. Правда, в этом году я опубликовал в московском литературно-философском интернет-журнале «Топос» свою экспериментальную повесть «Реинкарнации Рууда». Я посчитал важным художественно выразить идею, что сущностная природа человека воплощается на Земле снова и снова, чтобы развиваться. Я не знаю ни одного известного художественного произведения в западной и нашей литературе, которое бы рассматривало судьбу человека не в рамках одной жизни, а на протяжении многих жизней. Как мне кажется, мне удалась эта повесть, в которой главный герой вспоминает все узловые моменты своей долгой земной эволюции от жизни в теле медведя до инкарнации святого современного человека. Но вряд ли я продолжу серьёзно писать прозу в дальнейшем.
– Как ты относишься к тому, что творческие люди нередко входят в политику с критическими речами в адрес тех или иных общественных процессов и событий?
– Знаете, у меня нет политических убеждений. Как поэт, то есть как человек, медитирующий порой часами над тем или иным словом или сочетанием слов, могу сказать, что я невосприимчив к разного рода политологическим терминам, как «капитализм», «социализм», «демократизм», «анархизм», «коммунизм», «феминизм» и т. п. Зачем усложнять естественную картину мира, в которой весьма ясно проявлены любовь, дружба, радость, красота, вера, надежда, сострадание, покой, сила воли, мужество, созидание… Если мы видим какой-то недостаток или, больше того, проявление зла – зависти, например, злобы, жестокого преступления и т. п., – то это означает, что надо больше ценить добро. Оставаясь спокойными, здравомыслящими, доброжелательными, чистосердечными людьми при всех самых, так сказать, ураганных событиях, мы, по-моему, приносим обществу больше пользы, чем вовлекаясь в споры и конфликты.
Конечно, сидеть сложа руки, даже в йогической мудре, не поможет, если, скажем, хочешь, чтобы твоя лестничная площадка была отремонтированной. Но проблемы легче решаются, когда мы сохраняем внутренний покой и гармонично общаемся с людьми.
Сейчас многие стали читать духовно-философские книги. Это правильно, но ещё лучше, когда мы стараемся жить в согласии с этими истинами. Например, в Нагорной проповеди Христа говорится: «Не судите, да не судимы будете» (Матф. 7,1). И в современных книгах мы можем прочитать суждения в том же духе. Вот слова (которые я воспринял для себя как мою личную жизненную позицию) почитаемого мною индийского философа и деятеля искусств Шри Чинмоя: «Даже по рассеянности мы не должны критиковать других… Коллективный прогресс проистекает из прогресса личного. Если я стану совершенным, если вы станете совершенным, если каждый станет совершенным, в социальных переменах не будет необходимости, вот увидите. Но если пытаться совершенствовать общество, в котором всё ещё полно несовершенных людей, мы потерпим досадное поражение».
Так что я не осуждаю тех, кто идёт в конфликтную атмосферу политики, но сам я предпочитаю видеть красоту мира и проявлять её через своё творчество, а также быть просто практичным человеком, не ожидающим, что кто-то другой бесплатно пришьёт тебе оторвавшуюся от твоего пиджака пуговицу.
– То есть ты из тех, кто сам ремонтирует и убирает свою лестничную площадку?
– Если управляющая компания не реагирует на наши письма, я предлагаю соседям скинуться на то, что нам нужно. Например, два года назад мы с соседями застелили красивый прочный линолеум на лестничной площадке, украсили её стену ламинированным панно с японской живописью: лодка, плывущая на восход. И лично я довольно регулярно мою эту площадку (меньше минуты занимает пройтись по ней шваброй). Конечно, желательно, чтобы жилищное управление работало лучше. Но, как я понимаю, у них свои трудности из-за задолженности жильцов и тому подобного. Я подрабатывал дворником в домоуправлении в начале 2000-х и видел все трудности ЖКХ. Кстати, тогда я и сочинил песню «Гимн дворнику», за которую мне сейчас вручили диплом лауреата на этом конкурсе «Переправа».
Фото: Смоленский областной центр народного творчества
Михаил РОДНЕНКОВ