Вышивальные традиции Смоленской области

Фото: © предоставлено автором

Новости

Вышивальные традиции Смоленской области

18 сентября 2022 года в 16:16

Окончание. Начало – в номерах 35 от 31 августа и 36 от 7 сентября 2022 года

«Смоленская газета» завершает публикацию материала, подготовленного преподавателем Федоскинского филиала Высшей школы народных искусств (академии), кандидатом педагогических наук Людмилой Синицыной. Статья посвящена одному из самых красивых, древних, а потому интересных и для любителей, и для профессионалов виду народного художественного творчества – вышивке. В первых её частях рассказывалось о традициях вышивки и сохранении этого ремесла в мастерских Марии Тенишевой. Третья часть рассказывает о предприятиях, которые продолжают дело, начатое княгиней более века назад.

Послереволюционная артель

В послереволюционные годы, когда хозяйство страны только начинало восстанавливаться, многие рабочие руки находили себе применение в кустарных промыслах. Этому способствовали мероприятия, проведённые правительством. В 1919 году ВЦИК и СНК принимают декрет «О мерах содействия кустарной промышленности». В специальном перечне назывались основные виды изделий, характерные для кустарного производства. Среди массы разнообразной продукции упоминались изделия вышивального промысла. Органам власти предписывалось оказывать всяческое содействие кустарям и ремесленникам в деле организации трудовых производственных объединений и артелей, а также при заготовке и получении ими сырья.

В период 1920–1930-х годов в стране проводилось большое количество художественно-промышленных выставок, что, несомненно, стимулировало творческую деятельность мастеров, трудившихся на промыслах. Работы, представленные на этих выставках, отвечали духу времени. Образы красного воина-будённовца, изображения серпа и молота, красного знамени были лейтмотивом, перекликались с образами популярных массовых песен тех лет. Всё это показывало способность мастеров творчески откликаться на идейные запросы новой эпохи, что свидетельствовало о жизнеспособности народного искусства.

В конце 1920-х годов старые талашкинские мастерицы и местная молодёжь объединились в кооперативно-промысловую артель, названную «13 лет Октября». Центром артели, насчитывавшей около 400 вышивальщиц, стала деревня Гвоздово под Талашкином. Сразу же развернулась работа над созданием нового ассортимента. Сохраняя традиционные вышивальные приёмы, мастерицы наполняли свои изделия образами, рождёнными новой эпохой. В 1930–1940-е годы на вышивках талашкинских мастериц появились рубиновые звёзды Кремля, боевые танки, разноцветные искры победных салютов, гербы, ордена, медали, знамёна.

Смоляне на ВДНХ

В 1946 году руководство Смоленской области принимает решение собрать и изучить богатейший опыт смоленского кустарного художественного ремесла, а также восстановить в Талашкине ручное вышивальное производство, привлекая для этого старых мастериц, работавших ещё у Марии Клавдиевны Тенишевой.

Итогом многолетней работы промысла стала областная выставка художественной самодеятельности, устроенная осенью 1949 года в залах Смоленского областного музея. Среди изделий артели «13 лет Октября» внимание посетителей привлекли женские платья и блузки, мужские рубашки, полотенца, салфетки, украшенные ручной вышивкой. Установка на создание новых творческих работ выявила богатые декоративные возможности смоленской вышивальной традиции. Искусство ещё сохраняло коллективное начало. Увлечённость мастеров старшего и молодого поколения, огромная любовь к своему делу, заинтересованность в судьбе промысла стало основой его дальнейшего развития. История сохранила имена мастериц – участниц выставки 1949 года: Надежда Малахова, Ульяна Данилова, Мария Суркова, Мария Секретарева, Вера Калинникова, Лидия Белова, Татьяна Захаренкова, Мария Макарова, Валентина Шорникова, Татьяна Желенова, Евгения Сальникова, Татьяна Бесова, Мария и Евдокия Манины. В 1960–1961 годах изделия артели демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства СССР в Москве, и лучшие из них были отмечены наградами и дипломами.

В конце 1950-х годов перед художественными промыслами была поставлена задача создания вещей нового стилевого направления в соответствии с развитием декоративно-прикладного искусства того времени. Возглавил эту работу в масштабах страны научно-исследовательский институт художественной промышленности. В те годы утверждался новый взгляд на традицию, менялось отношение к эстетической роли орнамента, возрастала его эмоциональность. Огромную работу проводили сотрудники института, изучая местные художественные и технологические особенности вышивки. Все эти изменения повлекли за собой укрепление творческого актива промыслов, усиление роли художника. Со временем артель «13 лет Октября» была преобразована в Смоленское объединение художественных промыслов.

Новые имена в смоленской вышивке

В 1959 году в Смоленск по распределению приехала выпускница МХПУ имени Калинина Зинаида Федосеенкова. Она сразу была назначена главным художником промысла. Зинаида Григорьевна вспоминает, что большую помощь ей как молодому специалисту оказали сотрудники научно-исследовательского института художественной промышленности. Они приезжали на предприятие, проводили экспедиции по Смоленщине с целью изучения и внедрения в производство местных вышивальных традиций. Это было время, когда в объединении художественных промыслов вырабатывался свой художественный стиль. После долгих поисков было решено ведущим швом оставить многоцветную перевить как традиционную для региона. В 1960-х годах предприятие постоянно участвовало в художественных выставках и неоднократно отмечалось наградами.

С 1974 года на предприятии трудилась Галина Еркина (Микляева), тоже выпускница МХПУ имени Калинина. Она сразу заявила о себе как талантливом художнике и уже в 1978 году была награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР и дипломом второй степени. В 1982 году она стала лауреатом Всесоюзного смотра научно-технического творчества молодёжи в Москве. Лучшие её работы были выполнены в технике цветной перевити. Как художник, работавший на предприятии художественной вышивки, она предъявляла к своим работам множество требований. Во-первых, нужно выполнить эскиз, отвечающий всем технологическим условиям. Во-вторых, необходимо учитывать фактуру ткани будущего изделия, окончательный вариант колористического оформления. Темы её работ были посвящены историческим событиям Смоленской области. Это серия праздничных полотенец, в которых художницей фиксируются знаменательные даты жизни смолян. В колорите преобладали традиционные для смоленской вышивки цвета: сочетание белого и красного с небольшим добавлением синего и жёлтого цветов. Мотивы орнамента – геометрические: ромбы, кресты, розетки. Галина Владимировна умела организовать пространство полотенца, чётко построить рисунок – это результат большого опыта и творческого отношения к любимому делу. Диапазон её творчества был широк. Она создавала сценические костюмы для фольклорных коллективов Смоленской области, учитывая при этом местные особенности орнамента и кроя традиционного костюма. Много интересных эскизов вышивки разработано ею для современной одежды, предметов домашнего интерьера.

Фото: © предоставлено автором

Сплочённый коллектив

В 1991 году из состава Смоленского объединения художественных промыслов, в которое на тот момент входило два предприятия, выделилась как самостоятельное предприятие фабрика художественной вышивки. В 1999 году ТОО «Фабрика художественной вышивки» было реорганизовано в ЗАО «Смоленская вышивка», которому в 2013 году присвоили имя Марии Клавдиевны Тенишевой, в 2017 году предприятие преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.

На сегодняшний день ООО «Смоленская вышивка им. М.К. Тенишевой» – это сплочённый коллектив художников, швей, модельеров, мастеров-исполнителей вышивки, который не только поддерживает традиции смоленского рисунка и технику исполнения вышивки, но и создаёт новые образцы художественных изделий. Это единственное на Смоленщине предприятие, входящее в состав Ассоциации народно-художественных промыслов России. Оно выпускает широкий ассортимент изделий: скатерти, салфетки, столовые комплекты и кухонные наборы, подарочные, сувенирные и свадебные полотенца, фартуки. В основе выпуска продукции лежит, конечно же, вышивка. Искусные мастерицы, художники и мастера, работающие на предприятии, развивают особенности своих приёмов выполнения вышивок. Путём творческого варьирования они создают множество оригинальных образцов, сохраняя их традиционную основу.

Работа художника в условиях производства очень непростая. Часто экономические факторы диктуют свои, далёкие от творчества условия. И всё же, несмотря на это, главной задачей остаётся рукотворность изделий, воплощение в них традиций своей национальной культуры. В наше время, когда человека окружают предметы массового производства, изготовленные из синтетических материалов, изделия народных промыслов приобретают особую духовную и эстетическую ценность. Их сохранение – одна из важнейших задач нынешнего поколения.

Редакция благодарит научно-популярный журнал «Край Смоленский» за возможность публикации материала


Людмила СИНИЦЫНА

Украинские террористы увеличили интенсивность обстрела мирных жителей ДНР
За сутки COVID-19 охватил 20 территорий Смоленской области