Музыкальные родники Cмоленщины
В родовом имении русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского Твердуново Вяземского и Дуброво Тёмкинского районов прошло мероприятие, посвящённое его творчеству, – «Музыкальные родники Смоленщины». Организаторами выступили краеведческие клубы «Феникс» (г. Смоленск), «Краевед» (г. Вязьма), Вяземская районная библиотека и администрация Тёмкинского района.
Родился будущий композитор в Тульской губернии, но значительную роль в его судьбе сыграла Смоленщина. Здесь в Вяземском уезде, в деревне Твердуново, было имение матери, куда привезли маленького Сашу, нескольких месяцев от роду. В детстве будущий композитор провёл в усадьбе немного времени, но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества. В свою знаменитую оперу «Русалка» Александр Сергеевич включил несколько народных смоленских мелодий. Помимо «Русалки» народные мотивы Смоленщины композитор использовал и для своих популярных песен «Душечка-девица» и «Лихорадушка».
Ранним летним утром во дворе Детской школы искусств имени А.С. Даргомыжского города Вязьмы у памятника великому русскому композитору, который был установлен в 2013 году по инициативе члена Союза краеведов России вязьмича Алексея Николаевича Пугачёва, собрались почитатели гения русской музыки. Они возложили цветы к подножию памятника.
Твердуново… Название бывшего родового имения Александра Сергеевича Даргомыжского напоминает нам указатель, установленный на дороге Тёмкино – Вязьма. В сельце Твердуново был расположен господский дом, окружённый постройками, где, по всей видимости, поселилась молодая семья Даргомыжских – Мария Борисовна (в девичестве Козловская) и Сергей Николаевич. Только летом 1812 года, из-за оккупации Смоленской губернии наполеоновской армией, родители будущего композитора были вынуждены уехать в Тульскую губернию. Там они поселились в имении брата отца, Василия Алексеевича Ладыженского, в 100 км юго-западнее Тулы. Там же и появился на свет будущий композитор Александр Даргомыжский. После изгнания французских войск за пределы России и спустя несколько месяцев после рождения ребёнка семья вернулась в родовое имение матери. Здесь, на живописных холмистых берегах реки Жижала, притока реки Угра, и провёл он первые три с половиной года своей жизни.
В мае 1816 года отец получает назначение в комиссию по расследованию злоупотреблений при использовании правительственного пособия разорённой Смоленской губернии, и семья переезжает в город Смоленск. Усердие и исполнительность Сергея Николаевича оценили – его назначают на службу правителя канцелярии Государственного коммерческого банка. И мальчик вместе с родителями переезжает в Санкт-Петербург. Здесь пятилетний Александр начал получать музыкальное образование, и у юного музыканта появляется интерес к сочинительству. В девятилетнем возрасте им уже был написан ряд фортепианных сочинений, романсов.
В 1827 году четырнадцатилетним юношей, следуя по стопам отцам, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро продвигался по карьерной лестнице. Для занятий музыкой оставалось мало свободного времени. В этот период редко посещал и оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов. В то же время происходит встреча двух основоположников русской музыкальной классики – Александра Сергеевича Даргомыжского и Михаила Ивановича Глинки. Как впоследствии вспоминал в своей автобиографии Даргомыжский, виделись они по три-четыре раза в неделю, а спустя месяца два были на «ты». Много играли в четыре руки, разбирали симфонии Бетховена и увертюры Мендельсона в партитурах. Одинаковое образование и любовь к музыке сблизили их, и в течение 22 лет они были в самых дружеских отношениях.
Александр Сергеевич очень часто приезжал в своё имение, особенно в конце 40-х – середине 50-х годов XIX столетия. В эти годы он работал над оперой «Русалка». Одним из важных мотивов этих поездок было стремление глубже познакомиться со смоленским фольклором. В одном из писем он писал, что трудится над своей «Русалкой» и чем больше изучает народные музыкальные элементы, тем больше открывает в них разнообразных сторон. В одном из преданий о великом земляке говорится, что приезжавший из столицы в Твердуново барин приглашал к себе в усадьбу крепостных и слушал крестьянские песни, смотрел пляски, игры, хороводы, гадания. Один из жителей деревни Дуброво – Александр Иванович Якушенков – рассказывал, что его бабушка Антонина Николаевна Якушенкова вспоминала о том, как во время пребывания в усадьбе Твердуново А.С. Даргомыжский, выходя на улицу и прохаживаясь по имению, играл на жалейке или рожке. Звуки его мелодий были слышны владельцам соседнего имения Журавлиха на противоположном берегу реки Жижала.
В июне 1861 года Александр Сергеевич Даргомыжский вновь приезжает из Санкт-Петербурга в Твердуново и первым в Смоленской губернии освобождает крестьян от крепостной зависимости, причём на самых выгодных для них условиях. Он оставил за ними всю землю, которую обрабатывали в дореформенное время, что в полтора раза превышало установленную царским положением норму. При этом Даргомыжский за пользование лишней землёй с крестьян не увеличил норму собираемого оброка. На таких же условиях Александр Сергеевич сохранил землю за крестьянами и в соседнем селе Дуброво (Тёмкинского района), простив им при этом причитавшиеся по положению более 4 тысяч рублей долга. В дальнейшем село Дуброво наследовали племянницы Александра Сергеевича Даргомыжского Кошкарёвы.
В настоящее время на месте бывшей усадьбы ещё можно увидеть остатки фундамента господского дома, заросший пруд, остатки парка и сада. По инициативе Алексея Пугачёва здесь установлен памятный знак.
По материалам портала «Уездные вести»
Галина ВАСИЛЬЕВА, газета «Заря» (Тёмкинский район)