Исчезающий рай
Продолжение. Начало в № 20 от 27 июля 2022 года
Музей на родине «русского Моцарта», как называют композитора Глинку, – явление уникальное не только в наших губернских реалиях, но и в масштабах России. Да, наверное, и мира. Создавался он трудами и душевными стараниями не одного поколения музейных работников, краеведов, потомков композитора. История эта сама по себе, как и музей-усадьба, уникальна и достойна отдельного повествования.
С 1982 года Новоспасское стало полноценным музеем-усадьбой. То, как возрождался родной дом композитора, и то, как он, возрождённый, жил все прошедшие четыре десятилетия, – это тема рассказа об очень достойных людях, на которых держалась и пока продолжает держаться наша русская провинциальная культура.
Подвижники, о которых не вспомнили
«Музей есть не только собрание вещей, а собор лиц», – утверждал великий русский философ и мыслитель Николай Фёдорович Фёдоров. И эти слова, если говорить о Новоспасском, безусловно, прежде всего относятся к Александру Илларионовичу и Тамаре Кузьминичне Швайкиным.
Увы, когда отмечалось сорокалетие создания музея-усадьбы композитора, в репортажах смоленских СМИ об этом событии их имена не прозвучали вообще. А ведь именно трудами этих людей усадьба в Новоспасском во многом и стала истинным родником национальной музейной культуры.
Разговаривал о них со многими людьми из тех, кто в разные годы был причастен к музею-усадьбе М.И. Глинки. И все, как один, говорили, что это были настоящие русские интеллигенты, подвижники, труженики и хранители отечественной истории и культуры.
Новоспасское – их судьба
«Новоспасское стало их судьбой» – так назвала свой документальный очерк о семье Швайкиных, опубликованный в ельнинской газете «Знамя» в 2020 году, нынешняя заведующая музеем-усадьбой М.И. Глинки в Новоспасском Татьяна Михайловна ЧИБИСОВА.
– Александр Илларионович Швайкин родился 8 сентября 1928 года в городе Красный Краснинского района Смоленской области. Его отец был юристом, работал в органах суда и прокуратуры, член партии с 1919 года. Мать – Ефросинья Никаноровна Швайкина – заслуженный учитель РСФСР, женщина с активной жизненной позицией, депутат Краснинского совета депутатов трудящихся, член райкома профсоюза, была награждена орденом Ленина и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», тоже член партии, – рассказывает Т.М. Чибисова. – В октябре 1941 года Александр Илларионович был эвакуирован с матерью в Удмуртскую АССР. Там продолжал учёбу и по окончании семи классов стал работать заведующим избой-читальней. В конце декабря 1943 года они с матерью вернулись в Смоленскую область, в город Гжатск (ныне – город Гагарин), где в это время в прокуратуре работал отец. Учился в Гжатском сельскохозяйственном техникуме и Гжатской средней школе. В 1948 году переехал в город Красный в связи с изменением места жительства родителей.
Окончив десятый класс Краснинской средней школы рабочей молодёжи, Александр Илларионович поступил в Смоленский учительский институт. По окончании его с отличием был направлен учителем географии в Краснинскую среднюю школу.
Здесь Александр Илларионович и познакомился со своей будущей женой Тамарой Кузьминичной Королёвой. Выпускница Смоленского государственного педагогического института имени Карла Маркса, равно наделённая красотой и умом, юная Тамара не могла не обратить на себя внимание Александра Илларионовича. Несмотря на разницу в возрасте, этих людей многое связывало. Так же, как и Александр Илларионович, Тамара Кузьминична родилась в городе Красном. Её отец Кузьма Алексеевич был партийным работником. В 1941 году был арестован полицаями на глазах жены и малолетней дочери, позже был расстрелян. Долгие годы семья ничего не знала о его судьбе. Арест отца, страшные годы войны и полуголодного детства навсегда врезались в память девочки.
Мама Тамары Кузьминичны, Лукерья Ивановна, – женщина самобытного ума и неутомимая труженица. После ареста и расстрела мужа осталась верной своей любви до конца, всю себя она посвятила воспитанию дочери. Всегда была рядом с её семьёй, помогала вести хозяйство, без которого прожить в деревне было нельзя, помогала воспитывать свою внучку, а потом и правнука. Долгие годы Лукерья Ивановна проработала в музее-усадьбе М.И. Глинки музейным смотрителем. В книге отзывов за 1985 год сохранились записи посетителей с благодарностью Лукерье Ивановне, где особо отмечаются приветливость и самобытность этой женщины. Как и Александр Илларионович, Тамара Кузьминична выбрала педагогическое поприще. Так же, как и Александр Илларионович, она после окончания института вернулась в родной город.
Одинаковые взгляды на жизнь, увлечение литературой и историей, тяга к путешествиям и надежда на счастливое совместное будущее на долгие годы сплотили Александра Илларионовича и Тамару Кузьминичну. Создав семью в августе 1959 года, они уже не расставались ни на минуту. Первое совместное назначение в Гжатскую школу-интернат, первый семейный переезд станут для этой пары началом большой и счастливой жизни, которую они посвятят большому и важному делу – сохранению наследия композитора М.И. Глинки.
– Первая встреча с Новоспасским состоялась у супругов Швайкиных в августе 1961 года, когда Александр Илларионович получил назначение на должность директора Новоспасской восьмилетней школы, а Тамара Кузьминична – место учителя русского языка и литературы, – продолжает свой рассказ Т.М. Чибисова. – Вот как описывает эту встречу сама Тамара Кузьминична Королёва: «Здесь всё выглядело первозданным, нетронутым. За внушительным забором с кирпичными столбиками – величественные дубы и вязы, летящего над парком аиста мы восприняли как символ добра и спокойствия. Наши первые впечатления: восторг от причастности к заповедному месту и чувство жалости, даже невольной вины за его заброшенность и неухоженность». С этого момента судьба накрепко свяжет Тамару Кузьминичну и Александра Илларионовича с заповедным местом.
До переезда в Новоспасское Швайкины жили в районном городке, где деревенский и городской уклады жизни как бы перемешались, слились воедино. Однако в Новоспасском приезжие учителя сразу обрели ранг «горожан» – вот и разберись, как к тебе относятся люди, то ли по-доброму, то ли отчуждённо? Дом приехавших учителей вызвал на селе большое любопытство. К Швайкиным присматривались, судили об их работе и жизни так и этак. Кому-то они приглянулись сразу, но кое-кто не спешил принимать приезжих сердцем. Швайкины жили всеми заботами села, ставшего для них родным, к ним обращались за советами, книгами. Время двигалось неторопливо, разнообразя жизнь радостями и огорчениями, малыми и большими событиями. Не без участия Александра Илларионовича в Новоспасском открылась новая средняя школа, рядом с которой возник вишнёвый сад, потянулись к небу дубки, посаженные новоспасскими школьниками, вдоль течения ручья зазеленели молодые ёлочки.
Увлечение, ставшее делом жизни
Новоспасское всегда притягивало людей, неравнодушных и увлекающихся жизнью и творчеством М.И. Глинки. Их поиски часто заканчивались в школе, где ещё до приезда Швайкиных силами учеников и учителей был создан школьный музей композитора. Скромный по объёму собранного материала, он не мог всецело удовлетворить запросы гостей Новоспасского. Тамара Кузьминична и Александр Илларионович хорошо это понимали и практически сразу занялись изучением жизни и творчества композитора. Они были убеждены, что нельзя жить на родине гениального композитора и ничего не делать по пропаганде созданной им музыки, по увековечению его памяти. Местные школьники, знавшие от родителей, бабушек и дедушек много легенд, былей и небылиц о своём знаменитом земляке, желая ещё как можно больше узнать о нём, активно включились в увлекательную собирательскую работу, которую возглавили любимые учителя. Собирая сведения о роде Глинок, учителя Швайкины и их ученики наладили переписку с музеями, библиотеками и архивами Смоленска, Москвы и Ленинграда. В апреле 1970 года из Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина на адрес Новоспасской школы пришло письмо:
«Дорогие ребята! В государственном Центральном музее имени А.А. Бахрушина хранятся материалы по истории русского и советского театра. Мы посылаем вам фотографии сцен из опер М.И. Глинки, поставленных на сцене Большого театра, кроме того вам будет интересно увидеть фотографию первого исполнителя роли Ивана Сусанина О.А. Петрова. Желаем вам успехов в создании школьного музея».
Это письмо, а также поддержка Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ныне Российский национальный музей музыки), Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина и других культурных центров окрылила исследователей и вселила надежду и веру в то, что создание школьного музея – это первый шаг к воссозданию усадьбы, где родился композитор.
О скрипаче-самоучке и письмах по всему Союзу
Большую помощь Тамара Кузьминична и Александр Илларионович получили от старожилов Новоспасского и окрестных деревень. Например, Фёдор Михайлович Сорокин, крестьянин села Новоспасское, хорошо владел столярным ремеслом и помогал А.И. Швайкину мастерить витрины и стеллажи для школьного музея, за работой много беседовали о старине. Кроме этого, Фёдор Михайлович был скрипачом-самоучкой. На скрипке собственного изготовления виртуозно исполнял «Камаринскую» Глинки, народные песни и наигрыши. После смерти Ф.М. Сорокина скрипку хранила его семья.
В музее сохранилось письмо, которое А.И. Швайкин адресовал жене Фёдора Михайловича Александре Сергеевне с просьбой передать реликвию в Новоспасское. Однако нам не известно, какой ответ он получил. Скорее всего, отказ, так как продолжение эта история получила только 15 февраля 2008 года, когда внук Ф.М. Сорокина – Андрей Леонидович передал раритет в музей-усадьбу М.И. Глинки на вечное хранение. К сожалению, Александр Илларионович не дожил до этого торжественного события, но именно ему мы обязаны тем, что скрипка местного музыкального самородка, а также многие другие мемориальные и аналоговые вещи хранятся сегодня в музее-усадьбе М.И. Глинки.
На протяжении многих лет по всему Советскому Союзу разлетались письма за подписью Александра Илларионовича Швайкина, сначала директора сельской школы, затем научного сотрудника ещё строящегося музея, а потом и первого заведующего единственным в мире музеем-усадьбой М.И. Глинки. Со времени появления первых записей о композиторе в дневнике А.И. Швайкина до назначения его директором музея-усадьбы пройдёт без малого 20 лет.
Вопрос государственного значения
Смоленщина никогда не забывала о своём великом земляке. Весь путь от поступления первых мемориальных вещей в Смоленский областной краеведческий музей до открытия музея-усадьбы М.И. Глинки в Новоспасском подробно осветила в своей статье «Возрождение «земного рая» М.И. Глинки» Надежда Евстафиевна ВОЛОСЕНКОВА, заслуженный работник культуры, много лет возглавлявшая Смоленский государственный музей-заповедник.
Вот что она пишет: «В 60-е годы XX века научные сотрудники областного краеведческого музея продолжали выявление архивных материалов, относящихся к М.И. Глинке и его семье. В 1962 году фонды музея пополнились мемориальными предметами композитора, которые были переданы научно-исследовательским институтом театра и музыки в городе Ленинграде. Одновременно учителя Новоспасской школы А.И. Швайкин и Т.К. Королёва собирали материал для школьного музея».
И дальше: «Ситуация кардинально изменилась в 1969 году, после того как 25 сентября последовало поручение Совмина РСФСР № 12782-422 «О мероприятиях по восстановлению родовой усадьбы М.И. Глинки». В соответствии с этим документом в 1970 году начаты исследовательские работы в усадьбе для составления проектной документации».
– Иван Ефимович Клименко, первый секретарь Смоленского обкома КПСС, в своей статье «Возрождение Новоспасского» называет Александра Илларионовича и Тамару Кузьминичну «людьми пытливого ума и широкого культурного кругозора» и считает большой удачей встречу с ними в Новоспасском: «Труды замечательных энтузиастов из Новоспасской школы оказались для нас бесценным кладом, в котором мы могли найти исчерпывающие ответы на очень многие вставшие вопросы». Руководители Смоленской области, работники организаций, ведущих строительство музейных объектов, все сотрудники нашего музея-заповедника были объединены общей мыслью о том, что мы воссоздаём первый и единственный в Советском Союзе музей М.И. Глинки, полагая, что подобный мемориал является делом не только Смоленщины, – рассказывает Н.Е. Волосенкова.
«Был. Смотрел. Надо брать»
– В это время, когда вопрос о создании музея-усадьбы композитора вышел на государственный уровень, Александр Илларионович и Тамара Кузьминична Швайкины принимают предложение руководства перейти на работу в качестве научных сотрудников в Смоленский государственный музей-заповедник, это подтверждают записи в их трудовых книжках, – продолжает рассказ о семье Швайкиных Т.М. Чибисова. – Приказ № 114 по Смоленскому музею-заповеднику от 30 августа 1979 года содержит следующее примечание: «Вменить в обязанности т. Швайкину А.И. ведение научно-исследовательской работы по созданию экспозиции в мемориальном Доме-усадьбе М.И. Глинки в с. Новоспасском. Считать Швайкина А.И. материально ответственным лицом».
У супругов Швайкиных, мало искушённых в музейных тонкостях, начинается новый жизненный этап, связанный с многочисленными поездками по стране в поисках мебели, музыкальных инструментов, посуды и многого другого. Сохранились многочисленные записи Александра Илларионовича с адресами владельцев и списками хранившихся у них предметов. Пометки Александра Илларионовича на них коротки и лаконичны: «Был. Смотрел. Надо брать».
Каждый предмет, найденный и приобретённый с помощью Александра Илларионовича, имеет свою увлекательную, а часто и рискованную историю поиска, обнаружения и, наконец, приобретения и доставки. Сколько тревог и переживаний, по словам Тамары Кузьминичны, доставляли поездки на дальние расстояния с огромными по тем временам денежными суммами! Часто владельцы предметов ни за какие деньги не хотели расставаться с ними, и тогда Александр Илларионович пускал в ход свой неистощимый талант убеждения. С доводами умного, интеллигентного и хорошо образованного человека нельзя было не согласиться.
«Не перечислить всех добрых помощников, которые отзывались из разных уголков Советского Союза, присылали нужные материалы», – вспоминала Т.К. Швайкина. Иногда оригинальные вещи обнаруживались случайно в соседних деревнях. Так, шмаковские колхозники рассказали, что, по свидетельству стариков, в доме Ольги Федотьевны Ивановой жили последние потомки рода Глинок. Приехав туда, Александр Илларионович увидел в доме Ольги Федотьевны старинный буфет, чёрный от времени, на котором удалось обнаружить стилизованный герб шмаковского рода Глинок».
О находках и разочарованиях
Случались и разочарования, когда обнаруженный предмет вдруг ускользал из рук, ниточка поиска обрывалась в тот момент, когда никто уже не сомневался, что удача близка. Одну из таких историй описывает в своей статье «Глинковская история» о супругах Швайкиных Владимир Смирнов. В ней речь идёт о поисках рояля фирмы «Тишнер», когда Тамаре Кузьминичне и Александру Илларионовичу удалось найти «дремучего старика» настройщика, вспомнившего, что 50 лет назад он настраивал подобный инструмент в одном из детских садов Новосибирской области. На посланное письмо в Новосибирский областной отдел народного образования ответа не получили. Ниточка оборвалась, а в рабочем блокноте А.И. Швайкина появилась запись: «Написать письма в Новосибирск в детские сады, попросить помощи в поисках инструмента».
Рабочий блокнот Александра Илларионовича является бесценным документом, который свидетельствует о его многочисленной и многогранной работе. Рядом с адресами хранителей мебели – адреса потомков Глинок: «Держать постоянную связь с лицами, имеющими отношение к семье Глинок. Выяснить, имеются ли у них документы, вещи или другие предметы, принадлежавшие семье».
Здесь же пометки с датами полученных первых ответов. С помощью родственников Глинок экспозицию, библиотеку и архив музея удалось дополнить бесценными документами, фотографиями, рисунками, мемориальными предметами. Ниже – как памятка: «Иметь тесные деловые контакты для решения практических задач (получение консультаций, копий и т. д.)». Адреса реставрационных мастерских, фабрик по изготовлению обоев и тканей, работы по созданию охранной зоны, список деревьев и кустарников для восстановления усадебного парка. Всего не перечесть! И это только блокнот за один год, – с восторгом и почтением говорит нынешняя заведующая музеем-усадьбой М.И. Глинки в Новоспасском Т.М. Чибисова. – А сколько идей, мыслей и предложений было внесено Александром Илларионовичем на заседаниях областного и музейного руководства, сколько писем и обращений в профильные музеи и другие учреждения культуры! Почти на всех записях пометки: «Срочно, пока не поздно, нужно успеть».
Смерть на посту
К сожалению, судьба отмерила Александру Илларионовичу небольшой срок на посту заведующего музеем-усадьбой М.И. Глинки, но его вклад в создание становления музея как культурно-просветительского центра Смоленщины бесценен.
Именно – на посту, а не на должности, потому как каждый день его работы в музее-усадьбе был подлинным служением ради сохранения памяти о нашем великом земляке – родоначальнике русской классической музыки. Он и умер фактически на работе, не дожив нескольких месяцев до своего шестидесятилетия: 5 июня 1988 года, когда в Новоспасском проходили мероприятия очередного фестиваля имени М.И. Глинки, пришёл в обед домой немного отдохнуть. И – отказало сердце…
Похоронили Александра Илларионовича в ограде Тихвинской церкви в селе Новоспасское, рядом с могилами родителей М.И. Глинки.
Беззаветное служение культуре Отечества
– После ухода из жизни Александра Илларионовича его вдова Тамара Кузьминична осталась верной выбранному пути. Она стала наставником для многих сотрудников, работавших и ныне работающих в музее, – свидетельствует нынешний директор музея-усадьбы Глинки в Новоспасском Т.М. Чибисова. – Её педагогический талант пригодился и на музейном поприще. За время работы в музее она стала признанным авторитетом в области Глинкинианы. На протяжении почти тридцати лет Тамара Кузьминична занималась составлением генеалогического древа рода Глинок, и благодаря её неустанному и кропотливому труду древо пополнилось десятками персоналий. Ежегодно она выступала на научно-практических конференциях с докладами по глинкинской тематике в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Ельне. Её доклады печатались в «Новоспасском сборнике». Тамара Кузьминична – автор многих публикаций о композиторе и окружении в разных изданиях, автор буклета «Новоспасское – родина М.И. Глинки», соавтор книги «…Я открою Вам сердце моё», консультант книги «Ваши тёплые молитвы принесли мне счастье», вышедших в издательстве «Смядынь».
За достигнутые успехи в музейной работе в 2000 году Указом Президента РФ Т.К. Королёва была удостоена звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Благодаря неутомимой деятельности Т.К. Королёвой о музее-усадьбе М.И. Глинки знают во многих уголках России и за рубежом, музей обрёл десятки друзей и активных помощников. Добрые традиции, заведённые Тамарой Кузьминичной, и сейчас бережно сохраняются в музее. Скончалась Тамара Кузьминична 20 мая 2020 года.
Судьба этих замечательных людей, неразрывно связанная с судьбой Новоспасского, есть и будет примером беззаветного служения Отечеству, – завершает свой рассказ о семье Швайкиных заведующая музеем-усадьбой М.И. Глинки в Новоспасском Т.М. Чибисова.
Жизнь есть подвижничество
О Швайкиных как уникальных подвижниках музейного дела говорят все, кто их знал.
«Жизнь Александра Илларионовича и Тамары Кузьминичны Швайкиных – это пример беззаветного служения музейному делу. Они были настоящими русскими интеллигентами: скромными, отзывчивыми, по-настоящему влюблёнными в дело, которому служили. На людях, подобных им, и по сей день держатся музеи в провинции.
По-настоящему интеллигентный человек не может быть агрессивным. Александр Илларионович концентрировал в себе именно это качество. Когда я его в первый раз увидела, меня поразила его манера держаться: очень спокойный голос, прекрасная грамотная речь, умение слышать своего собеседника. Когда создавался музей, было много эмоциональных моментов, но он никогда, даже в самых жарких дискуссиях, не повышал голос. Если высказывал возражение, то это всегда было в очень достойной и спокойной манере. И, безусловно, очень глубокие знания, настоящее знание и понимание эпохи, в которую жил М.И. Глинка. Очень! И даже сам его вид – человек как будто из XIX века, а ведь это очень важно для музея, для его атмосферы.
А Тамара Кузьминична была очень яркая женщина. Великолепно, как и Александр Илларионович, вела экскурсии, умела зажигать посетителей, приводила такие нюансы из жизни Михаила Ивановича Глинки, что они просто не могли остаться равнодушными. Очень умело вплетала свой рассказ о композиторе именно в дух дома того времени. И посетители оказывались заворожёнными, им действительно казалось, что сейчас к ним выйдет из соседней комнаты усадьбы сам композитор. Это очень большое искусство, оно не каждому дано.
Это была поистине уникальная семья. Они в таком тандеме, объединённые общим интересом, и создали тот дух дома-музея Глинки, который, хочется надеяться, будет сохраняться сотрудниками музея в Новоспасском ещё многие годы», – говорит бывший директор Смоленского областного государственного музея-заповедника Надежда Евстафиевна ВОЛОСЕНКОВА.
«Смолянам было трудно смириться с безвозвратностью потери родного гнезда Глинки. И вот в Новоспасской школе под руководством директора Ю.М. Болдырева начали собирать материалы о жизни композитора. В 1961 году в школу пришли увлечённые люди: новый директор Александр Илларионович Швайкин и его жена, учительница русского языка и литературы Тамара Кузьминична Королёва. Александр Илларионович метался по архивам и музеям страны, искал документы, набирался опыта, обретал новых друзей. Во многом ему помогли сотрудники Московского театрального музея имени А.А. Бахрушина, Центрального государственного музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге и других. Растущую коллекцию пополняли родственники композитора, потомки его сестёр – М.И. Стунеевой, О.И. Измайловой, дяди – Ивана Андреевича Глинки.
В 1976 году первый секретарь Смоленского обкома КПСС И.Е. Клименко, который много сделал для развития культуры в области, предложил А.И. Швайкину и Т.К. Королёвой взяться за организацию музея-усадьбы в Новоспасском. Возглавить его было предложено Александру Илларионовичу.
С Александром Илларионовичем мне, к сожалению, практически не довелось общаться, а вот с Тамарой Кузьминичной нас связывала многолетняя и самая нежная дружба, взаимопонимание и сердечное расположение. Она действительно была душой музея-усадьбы в Новоспасском и наставником фактически всех его сотрудников. Вела она и большую работу по составлению родословной семьи Глинок. У нас с ней по этой теме есть даже совместные публикации. С ней можно было обо всём поговорить: и о личном, и об общественном, и о перспективах – помечтать о развитии музея. Они с Александром Илларионовичем всегда радовались, когда у меня были какие-то находки, связанные с Михаилом Ивановичем Глинкой. Они для меня были, можно сказать, как своя семья», – рассказала журналист, краевед, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заместитель председателя Смоленского областного краеведческого общества, автор многих публикаций и книг о М.И. Глинке Надежда Владимировна ДЕВЕРИЛИНА.
С возрождением дома-усадьбы композитора, с его жизнью за минувшие четыре десятилетия связано немало увлекательнейших былей и легенд. Но это уже тема для продолжения статьи.
Продолжение читайте в следующем номере «Смоленской газеты»
Фото: smolensk-museum.ru, vk.com, zn-smol.ru
Игорь Красновский