Возвращение в вечный город С.
Новости

Возвращение в вечный город С.

5 июня 2022 года в 13:10

Акция «Ночь музеев – 2022» в Художественной галерее началась с торжественного открытия выставки «Город С. Возвращение», посвящённой 100-летию со дня рождения художника Владимира Ружо. В экспозиции – живописные и графические работы, в которых легко узнаваемы фрагменты Смоленска 50–60-х годов прошлого века…

В пространстве и времени

В произведениях Владимира Ружо важную роль играет не только пространство, но и время, что позволяет наиболее полно ощутить неповторимую атмосферу Смоленска середины прошлого века, когда город был частью огромной страны, живущей категориями великих свершений и побед.

– Конец пятидесятых и шестидесятые годы – особенный период, когда наш город уже оправился от ран, нанесённых войной, – заметила в своём выступлении на открытии выставки заместитель директора Смоленского музея-заповедника Анастасия ТИХОНОВА. – Когда он на глазах рос и преображался и при этом сохранял связь со своим древним и героическим прошлым. Всё это хорошо видно в произведениях Владимира Ружо, которые интересны не только с точки зрения их неоспоримых художественных достоинств, но и в историческом плане.

Сам Владимир Ружо сказал когда-то так: «Смоленск дорог мне как смолянину. Вдвойне дорог мне как художнику. Где ещё найдёшь такой великолепный холмистый ландшафт, который так и просится на холст или бумагу, это обилие ракурсов, бесконечное разнообразие видов, открывающихся с разных точек города? Это счастье – жить и работать здесь… Убеждён, что нам надо шире пропагандировать наш замечательный город средствами изобразительного искусства, показывать людям – и самим смолянам, и гостям из других мест страны – его величие и неповторимую красоту».

Конечно, эта выставка – лишь малая часть большого творческого наследия художника, талант и трудолюбие которого позволили ему даже без академического образования стать признанным мастером. Владимир Иосифович работал не только как живописец и график, в том числе и книжный, он известен как остроумный карикатурист, занимался созданием диафильмов. И Смоленск – далеко не единственная тема в его творчестве, хотя, безусловно, самая главная.

«Ружо внёс большой вклад в изобразительное искусство Смоленщины, создал огромное количество живописных и графических образов родного города, – говорится в аннотации к выставке. – Он любил свой город, взволнованно рисовал образы возрождённого из руин и пепла Смоленска, создавал лирические пейзажи смоленской природы. Ружо в полной мере можно назвать летописцем и певцом нашего города. Глядя на Смоленск с любовью, неустанно восхищаясь им, он открывает увиденную красоту зрителю».

В экспозиции выставки – около тридцати работ из фондов Смоленского музея-заповедника и из коллекции семьи художника.

Становление мастера

Владимир Ружо родился 1 июля 1922 года в Смоленске. До тринадцати лет воспитывался в детском доме, затем подростка устроили учеником повара в ресторан железнодорожного вокзала. Однако уже тогда была сильна его тяга к рисованию. После работы на кухне он бежал в изостудию Дворца пионеров, где занимался у известного смоленского художника и педагога Фёдора Фёдоровича Лабренца.

Позже Владимир Ружо стал активно сотрудничать с газетой «Юный пионер», выполняя по заданию редакции рисунки городских достопримечательностей. Уже в марте 1941 года он стал членом Смоленского отделения «Всекохудожник».
Потом – война, которую он прошёл лётчиком. Демобилизовавшись в 1947 году, Ружо вернулся в родной Смоленск, возобновив и свою творческую работу.

– С этого времени начинается его становление как мастера, – считает заведующая Художественной галереей Дарья ИВАНОВА. – Он вступает в Смоленское товарищество художников, занимается самообразованием, учится у коллег по искусству, в группах домов творчества Художественного фонда, пишет этюды с натуры, экспериментирует с разными техническими приёмами, сотрудничает с областными газетами, работает над диафильмами, участвует в оформлении постановок театра кукол… Большая страница творчества Владимира Ружо – книжная графика. Им оформлены десятки изданий, в числе которых – произведения Николая Рыленкова.

Уже через год после возвращения в Смоленск, в 1948-м, Владимир Ружо впервые участвует в областной выставке. Позже их будет немало в его творческой биографии. В том числе и пять персональных: в 1959, 1965, 1968, 1972 и 1982 годах.
В 1975 году Владимир Ружо тяжело заболел и сам заниматься творчеством уже не мог. Но продолжал вместе с женой приходить на все проходящие в городе выставки, внимательно отслеживая тенденции развития искусства.

В мае 1998 года Владимир Иосифович Ружо ушёл из жизни, оставив после себя великолепные работы, в которых не только мастерски переданы приметы уже ушедшей эпохи, но и запечатлена история бесконечной любви художника к своему городу.

В динамике

– Владимир Ружо первым из смоленских художников занялся офортом, – говорит заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Причём он делал работы такого грандиозного размера, за которые вообще мало кто брался, потому что это очень сложно. Вы представьте, как метровый металлический лист погрузить в кювету, залить кислотой и дышать над этим. К тому же он занимался акватинтой, а это ещё более сложная техника. Она выполняется буквально на одном дыхании: чуть передержал или недодержал, и ничего не получится. Владимир Ружо это хорошо чувствовал.

Великолепную серию крупноформатных офортов «По Смоленску» художник создаёт в 60-х годах. «Вечный город», «Кремль Смоленский», «Смоленск строится», «Мост строится»… В этих работах автор не только восхищается великолепием архитектурных достопримечательностей минувших веков, но и приветствует радостные приметы нового времени.

– Офорты этой серии необычно разнообразны по композиционным решениям и графическим приёмам, – продолжает Дарья Иванова. – В одних глубокое травление цинка выявляет живописную бархатистость поверхности листа, в других подвижность и твёрдость линии создаёт прочную и конструктивную основу всей композиции. В руках художника холодная плоскость металла превращается в живой и трепетный мир самых тончайших оттенков человеческих переживаний.

Городским пейзажам Ружо чужда статичность. И замершие памятники старины в них всегда соседствуют с пёстрым многолюдьем площадей, стремительным бегом транспорта или строящимися объектами. В этом движении, динамизме, экспрессии слышится учащённое биение пульса вечно юного города, современные ритмы его кипучей жизни.

– Графика Владимира Ружо – очень мужская, выполненная напористо, с определённым настроением, – считает народный художник России, действительный член Академии художеств Геннадий НАМЕРОВСКИЙ. – Офорт сам по себе техника трудоёмкая, а такого огромного размера – вообще невероятно сложная в исполнении. Но то, что мы здесь видим, – великолепные работы, просто потрясающие. Здесь чётко выверен любой штрих – и в композиционном решении, и в тональном отношении.

Панорамный взгляд

Одна из центральных работ экспозиции – живописное полотно «Панорама Смоленска». Эту композицию сам художник повторял неоднократно в разные годы. Один из вариантов Владимир Ружо подарил когда-то Юрию Гагарину.

Рассказывают, что когда в феврале 1962 года первый космонавт приехал в Смоленск, экскурсию по картинной галерее ему провели три мастера: Пётр Ионов, Альберт Сергеев и Владимир Ружо. Как позже вспоминал последний, Юрий Алексеевич останавливался буквально у каждой работы, внимательно её рассматривая. Особенно его впечатлила «Панорама Смоленска», что и подвигло автора сделать ему позже такой подарок.

Ещё один вариант – огромное семиметровое полотно – долгие годы украшал фойе кинотеатра «Октябрь». Многие называли эту работу визитной карточкой Смоленска. Однако в 90-е, когда «Октябрь» перестал быть кинотеатром, картину сняли, и дальнейшая её судьба до сих пор неизвестна.

– В коллекции музея, может быть, не так много работ Владимира Ружо, но они все программные, – отметила директор Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – К сожалению, мы редко их показываем, хотя та же «Панорама Смоленска» заслуживает того, чтобы ввести её в основную экспозицию Художественной галереи, – думаю, мы этот вопрос обязательно рассмотрим. Владимир Ружо – изысканный мастер. Отличительная черта его живописных работ – какое-то жемчужное сверкание. А если говорить о графике, то это необыкновенная тонировка от бархатного глухого чёрного до жемчужно-серебристого, как в живописи.

– Я думаю, людям ещё долго будет интересно творчество отца, – заметил Владимир РУЖО-сын. – Особенно тем, кто любит Смоленск. Кто понимает значимость Смоленска как визуальной составляющей нашей огромной страны. Удивительный город – другого такого нет. И отцом двигало стремление как-то это запечатлеть, зафиксировать, сохранить не только для современников, но и для следующих поколений…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга СУРКОВА

Смоляне представили рок-оперу в Санкт-Петербурге
Министерство обороны России показало работу установок «Пион» в боевых условиях