То ли столяр, то ли блогер
В последнее время в наш обиход достаточно плотно вошло слово «крафтовый», которым обычно обозначается некий авторский и несерийный подход в производстве чего-либо. Повсеместно стали появляться мастера, способные изготовить нечто уникальное и индивидуальное, начиная от тортика и кожаного кошелька до столешницы из массива векового дуба. Как раз о последнем, а именно о работе с деревом, и пойдёт далее речь. Напомню, что наступивший 2022 год посвящён культурному наследию народов России, а плотницкое и столярное ремесло у нас в стране развивается с давних времён. Однако современный мастер по дереву – это уже нечто большее, чем человек, владеющий лишь ручным столярным инструментом и смекалкой. О том, что из себя представляет труд ремесленника XXI века и работа небольшого столярного производства, «Смоленской газете» рассказал Павел ПРОНИН – столяр, основатель мастерской Derevosmol, предприниматель и даже блогер.
Искусство – в воплощении идеи
– Можно ли сейчас, как в старинных сказках, сделать всё одним топором или парой стандартных инструментов?
– Безусловно, имея определённые навыки, можно обойтись и одним топором или стамеской. Но без современных технологий настоящая столярная мастерская существовать не может, если это не просто хобби у себя на балконе. Сейчас используется самый разнообразный электроинструмент и даже, например, ЧПУ-станки, программируемые при помощи компьютера, с высокоточной фрезой, которая вырезает нужную деталь. В его работе практически не может быть ошибок, если, конечно, человек не ошибётся в настройке.
– При таком обилии технологичных приспособлений и станков в чём же роль самого мастера? Где его искусство?
– Мастер в этом случае является воплотителем фантазий и идей – своих, ваших, чьих угодно. Я и мои коллеги по ремеслу, крафтовые мастера, – своего рода волшебники. Ко мне часто обращаются люди с одной лишь картинкой из интернета и своей идеей. Они не могут пойти с этим проектом, например, в мебельную мастерскую или магазин – там нет того, что нужно именно им. Я же берусь за подобные нестандартные задачи. И вот тут-то и начинается моё творчество, моё ремесло – придумать, как воплотить эту задумку в виде деревянного изделия. А когда получаешь удовольствие от своей работы, то становится особенно интересно и азартно искать пути решения творческой задачи, подбирать инструменты и методики работы с ними и материалом. И в процессе такого взаимодействия – меня как изготовителя и заказчика как некоего фантазёра – порой получаются шедевры. И отдельно приятно наблюдать реакцию людей на готовое изделие, ведь до этого они лишь примерно представляли, как это будет.
О дереве ценном и не очень
– А с чем тебе приятнее работать: с ценными породами дерева или с обычными хвойными? Или вообще – с фанерой?
– Ну, конечно же, с ценными и уникальными! Такими, как дуб, ясень, бук. У нас в России много ели и сосны – это удобная древесина, мягкая и недорогая, потому и популярная. Но мне как ремесленнику гораздо приятнее работать с ценной, особенно с экзотичной древесиной – например, некоторыми африканскими породами, которые отличаются уникальной фактурой и прочностью. Но и бюджет таких изделий, конечно, выше среднего, не для рядового заказчика. К слову, у меня однажды был заказ – изготовить поддон для душевой кабинки из морёного дуба.
А вот что касается фанеры, то вы её зря недооцениваете. Это отличный материал, который в большинстве случаев делается из берёзы, – фанера достаточно прочная. И я как столяр уже давно понял, что это очень хороший аналог всяких МДФ, ЛДСП и так далее. Ведь не зря их используют серийные производители – это более простые материалы. Они не требуют такого тщательного ухода, не так капризны к условиям хранения. Зачастую их самое главное – не мочить, и они будут себе спокойно храниться на складе. А вот с фанерой или массивом дерева так уже не получится – лелеешь каждую деревяшечку, стараешься держать подальше от влаги или отопления.
– Интернет полон картинок с самыми разнообразными предметами интерьера, сувенирами и различными приятными вещицами. С чем связан такой интерес у людей к деревянным изделиям? И почему появляется так много мастеров, готовых изготовить что-то особенное и уникальное?
– Трудно сказать, как обстоит дело в целом по рынку. Ведь я раньше активно не интересовался этим вопросом – ни как заказчик, ни как ремесленник. Но могу рассказать, как сам пришёл в эту сферу. Кто-то из знакомых, я уже не помню кто, попросил сделать ему несколько ящиков. Я решил, почему бы и нет, разве я не сделаю ящик у себя в гараже? Взял и сделал, получилось весьма неплохо. А потом мне сказали, что такие вещи ещё и продаются. Я заинтересовался, увидел, за сколько они продаются, и понял, что может выйти хороший стартап. Начал делать ящики и много чего ещё, так и пошло ремесло. И вот так вышло, что я до сих пор не знаю – это я нужен людям и заказчикам или они мне. Ведь если осмотреться, то никто не бегает по городу в поисках мастеров, да и я особо не пытаюсь найти покупателей и специально предложить что-то изготовить.
– Но почему при таком обилии материалов люди выбирают именно дерево? Во всяком случае, те, с кем ты имел дело?
– Ко мне обращаются довольно разные люди. Кто-то поддерживает тренд на экологию. Но это ведь не только модно, а ещё и приятно. Изделия из дерева тёплые, натуральные, вкусно пахнут. У них особая естественная, самобытная красота. Ведь не зря же многие производители отделочных материалов, таких как кафель, ламинат, пластик, придают им фактуру и цвет именно дерева. Да и люди, выбирая домой тот же линолеум, хотят подобрать что-то похожее на дерево. Натуральные дубовые полы не каждый может себе позволить, а уюта-то хочется. Это у нас, наверное, в крови: мы настолько связаны с природой и деревом, что даже в современной квартире не можем от него отказаться.
Старинные технологии и модные фишки
– Если вспоминать о наших корнях и традициях, связанных с деревом, сразу приходит на ум технология изготовления чего-либо без единого гвоздя, только с деревянными деталями. Зачастую это повод для гордости мастера. Как у тебя обстоят дела с таким подходом, часто ли от тебя просят подобной аутентичности?
– Как правило, происходит всё наоборот: это я предлагаю заказчику сделать всё без единого гвоздя. Во-первых, от этого получаю удовольствие я сам. А во-вторых, такая технология – использование только деревянных элементов – связана с особенностями поведения дерева. Его массив способен дышать, расширяться и сужаться, и если мы используем металл в виде гвоздей, саморезов или уголков, то неминуем конфликт. Металл гораздо менее изменчив и подвижен в плане своих физических характеристик. Например, мы сделали ящичек на пазо-шиповом или клеевом соединении и поставили его в ванную комнату. Если за ним какое-то время понаблюдать, то станет заметно, как он деформируется, рассыхается, а потом снова набирает влагу. А если он будет собран на саморезах или гвоздях, то из-за конфликта материалов дерево может потрескаться или даже лопнуть. Так что не зря технологии столько веков.
– И что самое нестандартно-интересное тебе приходилось делать?
– Вот не могу сказать, сложно выбрать – по той причине, что каждый заказ для меня как первый раз, даже если само по себе изделие делал и раньше. Хочется привнести что-то новое… Я считаю, что если нет интереса в саморазвитии при выполнении очередного заказа, получается какая-то серийность. Я ведь не занимаюсь конвейерным производством, когда можно нарезать заранее множество заготовок. Каждый заказ уникален и заставляет включить фантазию и смекалку, продумать, как и что в нём конструктивно решить, чтобы и красиво вышло, и в то же время эргономично. Но самая главная сложность в моей работе – это поведение дерева. Оно не всегда зависит от меня как мастера, потому что любая деревянная заготовка имеет свою историю. Само дерево определённым образом росло – в своих условиях, потом его как-то заготавливали, транспортировали, сушили. Всё это накладывает свой отпечаток. Потом из этого дерева производят, например, слэб – это такая продольная массивная доска из распиленного ствола, – и он оказывается у меня в мастерской. Приходит заказчик, смотрит на него, ему всё нравится, его всё устраивает. Начинается работа: пилим, шлифуем, придаём форму, уходим домой, возвращаемся наутро, а слэб треснул… Причиной тому – внутреннее напряжение внутри самих волокон. Возможно, дерево было недосушено или наоборот. Это создаёт сложности. Но! Благодаря современным технологиям мы можем подобные изъяны преподнести как особенности. Трещины на дереве – это тоже сейчас модно, так называемый стиль лофт (от англ. loft – чердак, мансарда).
– Но этот «лофт» будет конструктивно оправдан или ты и подобные мастера просто брак подают как модную фишку?
– А это уже каждый сам для себя решает. Я лично могу оставить треснутый кусок древесины в изделии, если он там гармонично смотрится и удаётся согласовать это с заказчиком. Более того, ко мне иногда обращаются люди с желанием видеть в изделии побольше трещин, чтобы оно смотрелось максимально естественно.
Мастерская и современные реалии
– С недавних пор возникают сложности с поставками различных материалов и расходников, особенно импортных. Как ты это ощущаешь?
– Мне пока не сложно, я не заметил какого-то дефицита. Может быть, потому что есть запасы в мастерской, может быть, потому что есть ещё запасы на складах. Ну а если уж совсем станет туго, то можем перейти и на олифу, варить костный клей – и вообще всё как в старину.
– Есть интерес сделать что-то подобное по канонам вековой давности?
– Разве что в качестве некоего эксперимента и баловства. Это уже как добывать огонь трением: попытаться-то можно, но не использовать же постоянно этот способ.
– Как мастерские, подобные твоей, функционируют в правовом поле – легально или «всерую»?
– Не могу говорить за своих коллег. Каждый принимает решение сам, как ему оформляться и работать – официально или «скрываться в тени». Но лично я благодаря инициативам со стороны государства оформился как самозанятый, и у меня всё прозрачно. И в этом вижу только сплошные плюсы: мне не надо оформляться как учредителю организации или как индивидуальному предпринимателю. Но как самозанятый я могу работать и с теми, и с другими. И в бизнес-среде это довольно часто практикуется – это особенно удобно в плане перевода оплаты, ведь некоторые организации не могут иметь дело с частником. А я могу спокойно получать деньги от юридического лица на счёт, платить налоги и не усложнять никому жизнь – удобно же.
– А что насчёт соцсетей, нужны ли они тебе?
– Я считаю, что без соцсетей современная столярная мастерская существовать не может, хотя некоторые мои коллеги доказывают обратное. Многие из них не ведут соцсети, и им вполне хватает сарафанного радио. Я бы так не смог, у меня основной поток заказчиков именно из соцсетей. Даже не знаю, в какой момент так сложилось, что я стал не только столяром, но ещё и блогером. Я очень активно веду свои соцсети – это нравится мне самому, и это интересно людям. Не секрет, что в последнее десятилетие люди привыкли экономить своё время и ресурсы, меньше читают, но зато более требовательны к красивому оформлению публикаций. И если, например, фото выглядит блёкло – на него не обратят внимания, пусть это даже будет шедевр с точки зрения композиции. А вот если сделать качественное и яркое фото, а ещё лучше – лаконичное и динамичное видео, в которое упакована нужная мысль, то человек наверняка не пройдёт мимо.
– Очевидно, что большинству граждан сейчас приходится больше задумываться о бюджете и экономить. А твои изделия – это всё-таки не товар первой необходимости. Замечаешь ли ты снижение спроса?
– На данный момент я не вижу дефицита внимания: люди как заказывали, так и заказывают. Единственное, что изменилось, – это, конечно, ценообразование. Подорожали материалы, да и мои издержки тоже подросли. И получается, что готовое изделие уже будет процентов на тридцать дороже, чем, скажем, три месяца назад. Нередко заказчики интересуются изделием, потом его ценой, а когда узнают – берут время подумать. Но не стоит забывать, что индивидуальный подход всегда подразумевает ценник чуть выше, чем при покупке заводского типового изделия. Если нет особых требований, то люди идут и покупают условную тумбочку в обычном мебельном магазине, благо выбор обширный. Но если нужны специфические размеры и дизайн, то без персонального подхода не обойтись. На больших производствах есть стандарты, связанные с габаритами тех же листов ДСП, ДВП и прочего. Есть выкройка и оптимизация производства с наименьшим количеством отходов, чтобы из стандартного листа материала сделать максимальное количество необходимых деталей. Соответственно, превышение габаритов изделия сразу же даёт перерасход материала, ведь обрезки далеко не всегда можно как-то с пользой применить для других изделий. Как следствие – повышение цены за одну единицу товара.
– А теперь на заметку всем домашним и балконным мастерам. Топ-3 электроинструмента для небольшой гаражной мастерской?
– Если говорить об уровне выше любительского, то на первом месте будет фрезер. Когда первый раз услышал, что фрезер – важнейший инструмент в мастерской, то лишь ухмыльнулся. Тогда у меня его не было, и я прекрасно без него обходился. Но зато когда он у меня появился – к слову, их сейчас уже четыре, – я сразу же убедился в его незаменимости. Также будет очень полезен распиловочный станок. И, пожалуй, фуганок либо рейсмус для выравнивания и точной калибровки деталей. Таков мой Топ-3, но нельзя быть настолько однозначным, потому что ни одна мастерская не может существовать без ручного инструмента – всяких стамесок, струбцин, линеек, карандашиков и кучи разных мелочей. Бывает, во время уборки в мастерской я просто недоумеваю, откуда у меня столько всего и когда я умудрился всё это приобрести. А ведь когда-то начинал с одного молотка, образно выражаясь.
***
Собственно, такой получился портрет современного мастера по дереву. Вроде бы и традиционное ремесло, но в то же время – технологично организованное и с прицелом на модные тенденции. Более того, аналогичный подход можно увидеть сейчас в самых разных направлениях небольшого производства штучного товара. Если разобрать весь путь на составляющие, то получается вполне стандартная картина. Вначале было хобби, интерес, тяга к ремеслу и просто желание что-то делать и инвестировать в себя. К этому добавилось упорство, смелость резко поменять стиль жизни, уволиться с основной работы и сделать ставку на любимое дело. Это, конечно, не призыв всё бросать и бежать делать мыло ручной работы или валять кукол из шерсти, а скорее ещё один пример того, что увлечение способно превратиться в бизнес.
Фото: из архива Павла ПРОНИНА
Максим КРАЙНОВ