Двухсотлетние законы Америки: кто и зачем хочет их изменения
Как известно уже много лет, в Соединенных Штатах Америки есть законы, наверное, на все случаи жизни, и многие из них не менялись на протяжении почти всей истории государства, несмотря на то, что в современных условиях часть из них носит уже совершенно комичный характер.
Многие из таких законов высмеивал еще Михаил Задорнов, а потом к сатирику добавилась и сила Интернета, благодаря которому мы, например, узнали, что в некоторые штаты нельзя входить с уткой на голове, в некоторых – нельзя храпеть, если спальня не закрыта наглухо, или корчить рожи собакам. Несмотря на очевидную несуразицу, законы эти не отменяются, хотя вряд ли их кто-то соблюдает в наши дни.
Есть в США и законы, которые определяют порядок действий и права высших должностных лиц в тех или иных ситуациях и которые за более чем 200 лет применялись всего несколько раз. Об одном из них американцы напомнили миру вчера, когда «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью о том, что сформированный после событий 6 января 2021 года комитет Палаты представителей рассматривает возможность изменений в закон, действующий аж с 1807 года. В русском языке он известен как «Закон о восстании» – он уже больше двухсот лет регулирует применение войск Национальной гвардии внутри страны для подавления восстаний. Отметим, за эти двести лет его применяли менее десяти раз – последним к нему прибегал Джордж Буш-старший, а всего лишь о возможности применить Нацгвардию говорил в 2020 году Дональд Трамп. Тогда, напомним, по Америке прокатилась волна протестов против убийства полицейскими чернокожего Джорджа Флойда, на поверку оказавшегося далеко не таким невинным, каким его затем представили общественности.
Чем же вызван интерес американских законодателей к документу, который используется президентами в крайних случаях? Согласно публикации «Нью-Йорк Таймс», разговор об этом зашел в рамках расследования событий, предшествовавших 6 января 2021 года, когда сторонники президента Трампа захватили Капитолий, уверенные в том, что Байден выиграл выборы нечестно, и призывали главу государства использовать военных для сохранения своего поста. Члены Палаты представителей, в частности, говорят о том, что Трамп рассматривал названную выше возможность, однако доказательства этому до сих пор нет. Тем не менее, участников тех событий – среди них были и американцы, пользующиеся уважением у своих сограждан, например, бывшие военные, уже более года преследуют ФБР и прочие спецслужбы, обвиняя их в попытке захвата власти.
Но если обратиться к событиям последнего времени, можно прийти к немного другому выводу, хотя и экс-президент Трамп, до сих пор заявляющий о том, что победу на выборах у него украли, к этому выводу косвенно имеет отношение. Начало специальной военной операции Вооруженных сил РФ на Украине окончательно развязало руки администрации Джо Байдена, который не раз угрожал России жесткими санкциями. Появился повод, и давно заготовленные пакеты ограничений, запрещений, заморозок средств и так далее посыпались один за одним. Однако санкции в современных условиях оказались палкой даже не о двух концах и затронули не только Россию, но и все страны, которые их вводили. США оказались в их числе: рост цен на продукты питания, топливо стал слишком заметен для простых американцев, которые начали громко высказывать свое недовольство – благо современные технологии позволяют делать это быстро и – на весь мир. Подлил масла в огонь и Дональд Трамп, напомнивший, что он-то предупреждал американцев о том, что при Байдене они увидят многократный рост цен на бензин. Однако Трамп напомнил и напомнил, обозначив таким образом свое возможное участие в следующих выборах президента, а вот недовольство жителей США растет с каждым днем – слишком они привыкли к комфорту автомобилей и прочим благам цивилизации.
И как раз в этот момент американские парламентарии, среди которых сейчас большинство составляют однопартийцы Джо Байдена, заговорили об изменениях в закон о восстании. С кем же они, в итоге, собираются бороться? С будущим возвращением к власти Трампа, которого заранее хотят ограничить в возможностях использования им президентских полномочий? Или все-таки с жителями США, которые, как оказалось, не так уж и сильно поддерживают власть демократической партии и действия, предпринимаемые Вашингтоном по отношению к остальному миру? Готов ли Байден, уже сделавший несколько шагов, которые привели к резкому падению одобрения его деятельности, к новым шагам, которые вряд ли добавят ему популярности, так нужной и ему, и всей Демократической партии в преддверии грядущих уже этой осенью выборов? И если да, то к чему именно он готов? Как говорится, время покажет…
Фото: pixabay.com
Николай Максимов