Анатолий Козиков: голос без фальши
В историческом музее Смоленска открылась выставка Анатолия Козикова «Я пою своим голосом», приуроченная к 90-летию со дня рождения художника. В экспозиции – работы, написанные им в разные годы. Так что внимательный зритель может проследить, как менялась манера письма и палитра живописца. И как при этом всегда оставались неизменными искренняя нежность и тонкий лиризм, которыми пропитано буквально каждое произведение художника…
В своей манере
Большинство работ, представленных в экспозиции, – из коллекции Смоленского музея-заповедника. Она довольно большая, а главное – разнообразная, поэтому даёт представление о главных этапах творческого пути художника.
«Нам повезло, что в музее столько прекрасных работ этого замечательного художника, – говорит и.о. директора Смоленского музея заповедника Тамара Орлова. – Их хватает на полноценную выставку на любой нашей площадке. Анатолий Илларионович ушёл довольно рано, однако успел в своей творческой жизни много, и его дар тонкого лирического живописца ярко проявился во всех работах. К сожалению, в последнее время нам редко приходится видеть такую искреннюю живопись».
Инициатором проведения выставки стала дочь художника Вера, которая решила продолжить традицию отмечать таким образом юбилеи отца.
«После смерти папы мама каждый его юбилей отмечала персональной выставкой, – поясняет Вера Козикова. – Я решила эту традицию продолжить. Выставка получилась особенной, потому что здесь в основном музейные работы, дополненные несколькими этюдами. Она камерная, но настолько ёмкая, что даёт представление обо всём творчестве художника. Конечно, он всегда оставался прежде всего пейзажистом, но писал и в других жанрах. Например, очень любил натюрморт, особенно случайный, не постановочный. Как «Натюрморт с рябинкой», который плавно переходит в пейзаж за окном».
Были у Анатолия Козикова и портреты. Один из них – Сергея Конёнкова – открывает экспозицию. Очень эмоциональная работа, на которой не просто скульптор – бородатый чародей из народных сказок, познавший тайну дерева и камня…
А название «Я пою своим голосом» – слова самого Анатолия Илларионовича. Когда готовилась одна из его прижизненных юбилейных выставок, художник, оглядев критическим взглядом экспозицию, сказал: «Наконец я пою своим голосом». И этот голос, звучащий негромкой лирической нотой, уже не спутаешь ни с каким другим…
Родом из детства
Анатолий Козиков родился 25 марта 1931 года в деревне Боровики, недалеко от Талашкино. Семья жила в небольшом доме на берегу Днепра. И неброская красота этого места позже станет лейтмотивом многих его работ.
Рисовать мальчик любил с детства. Родители эту тягу сына к искусству замечали, но особенного значения не придавали – не до того было, время тяжёлое.
После войны семья переехала в Смоленск. Анатолий поступает в ремесленное училище. И там его несомненные творческие способности неожиданно замечают. Результатом становится вызов из Московского художественного училища.
Впрочем, учиться в столице, несмотря на прекрасно сданные вступительные экзамены, Анатолию Козикову так и не довелось. Там не было общежития для иногородних, и он поехал учиться в Ригу. Позже, уже по окончании Рижского художественного, Козиков поступает на третий курс училища в Ельце, где его педагогом и руководителем дипломной работы становится сам Виктор Сорокин.
А потом Анатолий Илларионович возвращается в Смоленск, где вместе со своим братом Константином работает в производственных мастерских Художественного фонда.
В творческий союз Анатолий Козиков вступает в 1965 году. К этому времени в Смоленске уже появилась группа молодых столичных художников, приехавших в провинцию создавать худграф.
«Об Анатолии Козикове мы услышали почти сразу, как только приехали в Смоленск, – вспоминает заслуженный художник России Вера Самарина. – Нам сказали, что здесь есть такой живописец – совершенно потрясающий. И когда мы увидели его работы, поняли, что все восторги в его адрес абсолютно оправданы. Это был действительно замечательный художник и обаятельный человек».
В оттенках полутонов
Основной темой пейзажиста Козикова стала родная природа. Берёзки, озёра, холмы, перелески, где «краски не ярки и звуки не резки». Поэтому и палитра у него такая сдержанно приглушённая – в ней всё построено не на контрастах, а на игре света, полутонах, нюансах.
«Он очень любил природу – мог ходить на этюды пешком несколько километров, – говорит заслуженный художник России Евгений Дроздов. – В те годы личный автотранспорт был большой редкостью, и мы часто ездили на пленэры на старом автобусе – подальше от города, на природу. Молодёжь сразу за этюдники и пишет. А Козиков ходит – осматривается. Порой так и уезжал домой ни с чем. Говорил о природе как о женщине: «Сегодня не подпускает, а насиловать не могу». Вообще он считал, что к холсту надо подступать только тогда, когда тебя что-то зацепило, потрясло. А ещё – что нельзя продаваться, стоит писать от души. Это хорошо видно в его работах. Он был истинный живописец и добрейшей души человек».
«Отец часто брал меня с собой на этюды, – признаётся сын художника Александр Козиков. – Я смотрел, как он работает. Хотя отец очень не любил, когда его отвлекали – был очень чуткий человек, тонко чувствовал природу и хотел быть наедине с ней. Однако понимал, что мне нужен опыт, советы мастера, поэтому уделял мне внимание. И всё, чего я достиг в своём творчестве, – его школа. Он был настолько самобытным художником, что работать рядом с ним было счастьем. Он узнаваем и неповторим – собственно, к этому он всегда и стремился. Говорил, что художник должен петь своим голосом».
На эту выставку хочется прийти не однажды. Внимательно, без спешки осмотреть экспозицию, задерживаясь у особенно понравившихся работ. Камертоном творчества настраивая собственную душу на восприятие гармонии неярких красок и глубоких чувств…
Выставка будет работать до конца января 2022 года.
Личное мнение
Валерий Гращенков, заслуженный художник РФ, председатель Смоленского отделения Союза художников России:
«Анатолий Козиков был для Смоленска значимой фигурой. Это настоящий художник и живописец, очень тонко чувствующий цвет. Из безошибочного, вдохновенного подбора красок он создавал произведения искусства. Умел так подобрать оттенки, которые не только сочетаются между собой и безошибочно передают явление, увиденное в природе, но ещё и создают образ – то, что удивило самого художника.
Здесь собраны произведения очень сильного живописца, придерживающегося классического направления, когда все образы и решения – через удивительное сочетание полутонов. Это не столь активно бросается в глаза, но сразу западает в душу. Настолько, что хочется стоять и смотреть, как одно сочетается с другим и как вообще получился такой оттенок. Представьте, сколько нужно поучиться и потрудиться в жизни, чтобы иметь такую палитру и так искусно использовать её».
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова