В атмосфере, вдохновляющей на творчество
Культура

В атмосфере, вдохновляющей на творчество

12 октября 2021 года в 13:07

В начале октября завершился VI международный фестиваль документального кино «Евразия.DOC», торжественно открывшийся несколькими днями ранее в Смоленске. Несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку, организаторам удалось провести все мероприятия на высоком уровне и с активным участием кинематографистов и зрителей…

Смоленск – Минск

Фестиваль открылся в Смоленске, а объявление победителей и вручение наград прошло в Минске. И между этими событиями – бурная жизнь: показы фильмов, мастер-классы, круглые столы, открытые дискуссии, встречи со зрителями… В этом году мероприятия распределили между двумя городами практически поровну.

– Мы каждый год проводим мероприятия в Смоленске и Минске, – говорит программный директор фестиваля Валерий Шеховцов. – Так сложилось исторически. И для нас Смоленск – Минск – это некий мост между братскими странами: общенческий, человеческий. К тому же мы должны были как-то обозначить свою евразийскость – хотя бы в двух странах. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем проводить фестивальные мероприятия и в Казахстане, и в других государствах.

Стоит отметить, что «Смоленская газета», являясь информационным партнёром фестиваля «Евразия.DOC», ежегодно рассказывала о нём своим читателям. Но только о происходящем в Смоленске. В этом году, благодаря организаторам и национальному пресс-центру Республики Беларусь, нам удалось увидеть картину полностью. И, что не менее важно, почувствовать себя не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником событий. И этот материал – результат пяти дней активного общения с кинематографистами разных стран, членами жюри и даже героями фильмов…

В ретроспективе

Для начала – немного истории.

Первый фестиваль «Евразия.DOC» прошёл в июне 2016 года. Он сразу стал международным, поскольку привлёк внимание кинематографистов со всего мира. Тогда была чётко очерчена конкретная тема конкурсных работ: история современных «цветных» революций.

Второй фестиваль тоже не вышел за рамки политической публицистики. А вот в программе третьего уже появились фильмы-портреты о людях, чья позиция во многом формирует общественно-политическую жизнь стран СНГ. Некоторых героев этих фильмов организаторы пригласили на фестивальные мероприятия, и зрители смогли познакомиться с ними лично. С тех пор подобные встречи стали традиционными.

Значительная часть конкурсных картин четвёртого и пятого фестивалей была посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Основной лейтмотив этих работ – сохранение общей для всех постсоветских стран исторической памяти о Великой Победе, противодействие участившимся попыткам переписывания истории.

Военная тема не потеряла своей актуальности и на нынешнем фестивале. Тем белее что в 2021 году исполнилось 80 лет со дня начала Великой Отечественной и 75 со дня завершения Нюрнбергского процесса.

И, к сожалению, второй год подряд по-прежнему актуальной остаётся тема пандемии.

– Из-за пандемии были опасения, что мы можем не выдержать формат ежегодного, – признаётся Валерий Шеховцов. – Но всё обошлось. Хотя в прошлом году большую часть мероприятий пришлось проводить в Смоленске, поскольку были трудности с приездом в Минск участников из других стран. Однако белорусский зритель без фестивальных просмотров не остался. Осенью прошлого года все фильмы-лауреаты были показаны в Минске, Гомеле, Гродно, Бобруйске и других городах.


Общая тема

Примечательно, что на VI фестиваль «Евразия.DOC» пришло рекордное число заявок: 196 фильмов из 21 страны.

– В последние годы мы вышли на стабильную отметку в 150 заявок, что довольно много для относительно молодого проекта, – замечает Валерий Шеховцов. – В этом году из-за последствий пандемии я ожидал, что цифра будет значительно меньше: дотянем до сотни – уже хорошо. А тут рекорд, и это говорит о том, что фестиваль развивается. Да, у нас уже есть традиционные участники, которые из года в год присылают нам свои работы. Но при этом появляются и новые лица, что очень радостно.

В короткую программу фестиваля вошло 30 фильмов из десяти стран: России, Беларуси, Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Латвии и Сербии. Все они были показаны зрителям в Смоленске и Минске.

– По традиции мы стремимся привезти в Смоленск работы наших белорусских кинематографистов, – поясняет исполнительный директор фестиваля Андрей Кривошеев. – Мне приятно, что сразу три белорусские ленты были отобраны для показа здесь. Они касаются очень болезненной для белорусов и смолян темы начала Великой Отечественной войны. Для нас это особые по трагизму и переживаниям события: подвиг пограничников, первыми принявших бой, подвиг женщин и девочек, сражавшихся наравне с мужчинами. И также мне очень приятно, что в этом году российские документалисты попытались взглянуть на события Великой Отечественной глазами белорусов. Я имею в виду шикарную работу ТРК «Мир» «Фабзайцы» – о подростках, приехавших из Белоруссии в Ленинград учиться в школах ФЗО и попавших в блокаду. Ещё один фильм – «Даследчыки» – о ребятах, которые исследуют историю лагеря смерти. Ещё есть работы, что по-настоящему объединяют белорусско-российское союзное прочтение Великой Отечественной войны. И фильм «Ржев. 500 дней в огне» – замечательная картина, которая воплотила в себе глубокий интеграционный смысл и искренний пафос патриотизма.

Реконструкция событий

Фильм «Нюрнбергский процесс. Без права на помилование», снятый украинскими кинематографистами, приурочен к юбилею окончания Международного военного трибунала, вынесшего приговор нацизму.

– Эта тема всегда была мне интересна, – говорит автор сценария Ян Иванишин. – И, как ни странно, большинству она до сих пор неизвестна. Многие знают, о чём речь, но даже не догадываются, как всё было на самом деле. Когда я начал исследовать эту тему, то понял, что очень многое скрывалось. Так что нам прежде всего хотелось рассказать людям о том, чего они не знают.

– Где вы брали информацию?

– Литература, интернет, книги, воспоминания очевидцев, исследования историков… Всё собиралось буквально по крупицам. Фильм с постановками, с некой исторической реконструкцией, которой мы постарались показать атмосферу, царившую на процессе. Мы нашли интересные факты из разных воспоминаний: кто как себя вёл, как приговорённые ждали казни, как главный обвиняемый смеялся над обвинителем из США и тот в ярости швырял документы. Такие моменты особенно важны для зрителей.

– Для вас самого было много открытий при работе над сценарием?

– Да. Например, такой факт. Когда процесс открывался, то первой была речь обвинителя от США. Речь, написанная просто идеально во всех смыслах: и юридически, и риторически. Но выступавший с ней американец так и не смог переломить ситуацию, и Геринг откровенно смеялся над ним. И только когда на трибуну вышел Роман Руденко, главный обвинитель от СССР, Герингу стало не до смеха: он буквально глотал слова и не знал, что сказать.

– Здесь, на фестивале, был премьерный показ фильма?

– На большом экране – да. А он с успехом прошёл в эфире канала «Интер», что для многих было удивительно. Потому что мы делали его в ковидный год и нам говорили, что сейчас это никого не интересует, у людей другие заботы. Но дальше был просто фурор: как только мы разместили фильм в интернете, за месяц с небольшим он набрал больше миллиона просмотров, что для темы Нюрнбергского процесса вообще нереально. А когда наши аналитики озвучили возраст аудитории, мы удивились ещё больше, потому что это 24–36 лет. То есть наш фильм интересен и молодёжи.

– Тема исчерпана?

– Нет, конечно. У меня после фильма осталось одно: не всё сказано. Мы выбирали только то, о чём стоило рассказать сразу. Возможно, кого-то наша работа вдохновит продолжить исследования дальше…

Человек с Земли

– Когда весной наша команда обсуждала фестиваль, выбирая знаковые темы этого года – юбилейные даты, картина вырисовывалась мрачноватая, – признаётся руководитель Международного медиа-клуба «Формат А3» Галина Сапожникова. – Всё трагическое: начало войны, завершение Нюрнбергского процесса, развал Советского Союза. И единственная радостная дата – 60 лет первого полёта человека в космос. Конечно же, она связана со Смоленской землёй, а значит, сама судьба ведёт ваш город только к светлому будущему и все вы везунчики, счастливчики и удачники!

Космическая тема была представлена на фестивале двумя фильмами: «Спасение в космосе» и «Человек с Земли». Первый – об уникальной российской системе аварийного спасения, которая способна сохранить жизнь космонавтов на всех этапах пути с Земли до орбиты. Второй – о замечательном человеке, работавшем над первым в мире луноходом, автоматической межпланетной станцией «Вега-1», которая исследовала комету Галлея, и аппаратом, совершившим посадку на Венеру и Марс. Оба фильма были показаны в Смоленске. А главный герой второй картины стал главным сюрпризом церемонии открытия фестиваля.

– Я согласился участвовать в съёмках, чтобы люди знали, как осваивался космос, – рассказывает герой фильма «Человек с Земли» Руслан Комаев. – Потому что наша работа не была публичной, о ней мало кто знал. Мы даже своим близким не могли рассказать всей правды о наших разработках. И очень многие, кто участвовал в создании космической отрасли, изобретал уникальные беспилотники, так и ушли из жизни, не известные почти никому. Впервые в мире наш космический аппарат сел на Марс, впервые с его помощью были выполнены съёмки поверхности Венеры – и таких фактов в истории НПО имени Лавочкина, где я проработал 46 лет, было много.

Вопрос жизни и смерти

– Наш фестиваль ценен ещё и тем, что в рамках открытых показов и очень откровенных дискуссий поднимаются вопросы, которые связаны с нашей общей историей, с нашим общим и, к сожалению, проблемным настоящим, с нашим общим и, надеюсь, бесконфликтным будущим, – говорит Андрей Кривощеев. – В нынешней программе есть две работы, которые, на мой взгляд, можно назвать фильмами-провокациями, фильмами-вызовами. Они показывают – причём порой очень буквально и натуралистично – жизнь и смерть. Надеюсь, и смоляне, и белорусы оценили эти ленты азербайджанских и армянских авторов. Очень сильные работы с чрезвычайно драматической правдой жизни и, увы, смерти.

Одна из таких работ – фильм «9-й этаж» молодого режиссёра из Армении Мане Багдасарян (творческий псевдоним – Манне).

– Это документальный фильм о медицине, – поясняет Манне. – Но если брать шире, это фильм о жизни. О том, что смысл жизни в самой жизни – вот что главное.

Я работала над этим фильмом больше года. Как сценарист, режиссёр и оператор. Его первый показ был в Армении, а сегодня в Минске была международная премьера.

– Насколько я знаю, это не первое ваше участие в фестивале «Евразия.DOC»…

– Мне нравится этот фестиваль. В нём есть особая атмосфера, которая отличает его от других. Здесь можно чему-то научиться, можно смотреть хорошие фильмы и вдохновляться. Меня лично этот фестиваль всегда вдохновляет на новые работы. Сейчас я здесь, а уже думаю о новом фильме.

У меня есть две награды от «Евразии.DOC» – за картины «Адаптация» и «Чайка». Такое признание – хороший стимул работать дальше.

– Хронометраж картины 20 минут – это документальная короткометражка?

– Все мои фильмы примерно в таком формате. Думаю, что люди сейчас не особенно любят длинные фильмы. Тем более что в документальном кино вообще трудно сделать что-то интересное для массового зрителя. А поскольку мои фильмы экспериментальные, то я предпочитаю делать их короткими. Лучше быть кратким, но интересным.

– Фестиваль называется «Евразия.DOC». Понятно, что Европу на постсоветском пространстве представляют Россия, Беларусь, Украина и страны Балтии, Азию – среднеазиатские республики. А страны Кавказа – это Европа или Азия?

– Это всё вместе: и Европа, и Азия – некий микс, потому что у нас есть все культуры.

– Темы, за которые вы берётесь, как правило, социальные?

– Да, но у них обязательно есть более глубокие подтексты. Для меня важен человек – гораздо больше, чем тема. Особенно, когда, на первый взгляд, это самый обычный человек…

Первый гран-при

Ежегодно «Евразия.DOC» определяет четыре фильма-победителя. Все четыре абсолютно равнозначны – без распределения по местам. Это традиция.

Фильмами-победителями шестого фестиваля стали: «Когда тает снег» Алексея Головкова (Россия), «Спасение в космосе» Романа Новолокина (Россия), «Ржев. 500 дней в огне» Романа Гангана (Россия) и «Боевой расчёт 41-го» Александра Игначкова (Беларусь).

– Ежегодно у нас проходят очень бурные дискуссии, – признаётся член жюри Николай Ефимович. – Потому что у каждого из нас есть своё представление, как та или иная тема должна выражаться языком документального кино. Много споров ещё на этапе отбора, потому что фильмы очень разные. Есть довольно простые по форме, хотя это не означает, что они менее интересны. А есть сделанные на очень высоком уровне, с потрясающей операторской работой, которая просто завораживает. Но работа жюри в том и состоит, чтобы по существу и по достоинству определить финалистов и победителей. И чем всегда отличался «Евразия.DOC», так это своим подходом: уважить, заметить, оценить на высоком уровне некий посыл – что не всегда характерно для профессиональных фестивалей.

Нововведение нынешнего года – учреждение гран-при. Кстати, по словам председателя жюри Виталия Третьякова, его присуждение – не обязательное условие. Но всё сложилось, и впервые в истории фестиваля гран-при был удостоен фильм «Реанимация» режиссёров Станислава Ставинова и Андрея Тимощенко (Россия).

– Жюри приняло это решение единодушно, – говорит Валерий Шеховцов. – Сначала у нас были некие опасения, что мы не увидим такого фильма, который будет лидером даже на фоне традиционных четырёх победителей. Но картина «Реанимация» стала именно такой – ни у кого не было сомнений. И очень трогательно получилось, что приз получил герой фильма – детский врач-реаниматолог. Очень открытый и светлый человек, который стал любимцем участников фестиваля.

Коротко и ясно

Если жюри основного конкурса довольно быстро определилось с фаворитами, то бурные споры по поводу работ молодых авторов «Евразия.DOC: 4 минуты» продолжались почти до самой церемонии награждения.

– Признаюсь честно, мы впервые попали в такую сложную ситуацию, – замечает Андрей Кривошеев. – Все прошлые годы нам было значительно проще, потому что фильм-победитель всегда существенно вырывался вперёд. А сейчас получился некий конфликт жанров. Здесь мы увидели и глубокое документальное кино – то самое созерцательное, аналитическое. Есть и теледокументалистика, и современный клиповый взгляд для новых медиа.

В итоге всё решил чисто математический подсчёт баллов по каждому из критериев. И в четвёрке лучших молодёжных короткометражек разница между первым и вторых метом составила лишь 1 балл.

– Хочу заметить, что снять кино в четыре минуты и уложить туда все смыслы – задача довольно сложная, – считает член жюри молодёжного конкурса Евгений Супер. – А современные тенденции медиа-потребления таковы, что люди смотрят всё более короткий формат. За ним будущее. И в этом проявился профессионализм наших молодых участников.

Работа Елизаветы Авдейко «Голуби» оказалась неформатной для молодёжного конкурса. Это 20-минутный фильм. Но жюри заметило в нём взгляд настоящего документалиста: созерцание, сопереживание, глубину. И работа была отмечена специальным призом председателя жюри «Евразия.DOC: 4 минуты» Константина Сёмина.

– Герой моего фильма – дедушка из Казани, который организует выставки голубей для ребят из детских домов по всей России, – говорит Елизавета Авдейко. – Он не сразу согласился участвовать в съёмках, но потом как-то проникся моей идеей, и мне кажется, у нас получилось рассказать его историю. Вообще я привыкла находить какие-то новые смыслы через общение. Я снимаю людей, узнаю об их жизни что-то интересное, что заставляет задуматься и меня. Общаться с человеком – это как читать книгу, где на каждой странице ты находишь какие-то новые мысли. Это замечательный обмен информацией и жизненным опытом…

Личное мнение

Асия Байгожина, член жюри (Казахстан):

– Фестиваль «Евразия.DOC» хорош тем, что год от года расширяет границы. Спустя тридцать лет после подписания Беловежских соглашений наши страны как-то отдалились друг от друга, поэтому обязательно должны быть точки соприкосновения: исторические, художественные, культурные.

Я смотрю эти фильмы, и у меня возникает образ времени, нерв общества. Я понимаю, чем живут люди в других странах постсоветского пространства, и понимаю, что все мы по большому счёту совершенно одинаковые: у нас одни устремления, одни помыслы, одни проблемы.

Ещё этот фестиваль хорош тем, что появилась какая-то новая просвещенческо-образовательно-патриотическая направленность. Появились фильмы, где спокойно, без излишней патетики говорится о неизвестных страницах нашей общей истории.

Космос, война, Победа – это темы, которые объединяют всё постсоветское пространство. И то, что о них говорят без пафоса, без навязывания своего мнения, для меня стало очень интересным и радостным событием.

Пожалуй, мне немного не хватило полемических фильмов. Таких, где ты не согласен с автором, но понимаешь, что это его точка зрения, и можешь поспорить.

Владимир Мамонтов, член жюри (Россия):

– Главная изюминка этого фестиваля – разнообразие фильмов. В программе этого годы представлено самое разное кино: и по жанрам, и по художественным достоинствам, и по каким-то авторским подходам. Есть и репортажи, и некие поэтические размышления, и документалистика настроения. Но всё-таки наиболее интересны фильмы, в которых явственно виден человек, его дело, его отношение к жизни и миру. Эти работы, в основном, и получили награды.

На мой взгляд, фестиваль из года в год набирает обороты. Первый был остро политическим, а потом у него появились художественность и объём. У людей появляется интерес посмотреть что-то подлинное, и многие фильмы здесь именно такие.

Валерий Шеховцов, программный директор фестиваля (Россия):

– Я пришёл к выводу, что смоляне – особые люди: вдумчивые, спокойные, созерцательные, созидательные. Здесь не чувствуешь никакой агрессии – только приветливость, открытость и внимательность. Ваш город стал для меня практически родным, потому что, кроме шести лет проведения фестиваля, я снимал здесь фильм о Смоленске с Игорем Петренко в качестве ведущего.

Я, конечно, был поражён той красотой и невероятными историческими смыслами, которые сошлись на этой земле. И после московской суеты, когда вырываешься в Смоленск, ты чувствуешь на самом деле настоящих людей. Поэтому считаю, что документальное кино – как раз тот жанр, который подходит смолянам в силу их внутренней образованности и цельности.

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Тайны японской Атлантиды
Балет, драмы, комедии и сказки