Алина Сорокина: «Тема семьи – самая основная»
Ежегодно 27 марта отмечается Всемирный день театра – международный профессиональный праздник всех работников храма Мельпомены. Этот праздник традиционно проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
К праздничной дате режиссер Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова Алина Сорокина поставила новый спектакль «Тетки» по одноименной пьесе современного драматурга Александра Коровкина. В центре сюжета семья, живущая в старинном доме, расположенном в самом центре города на элитной земле. По жанру – это комедия положений.
«Пьесы Коровкина добрые»
Мы встретились с режиссером-постановщиком и поговорили о предстоящей премьере.
- Алина Николаевна, Вы выбрали для постановки комедию положений с детективным уклоном современного автора Александра Коровкина. Вы предпочитаете современных драматургов?
Я много читаю современную драматургию. И есть пьесы, которые меня цепляют по тем или иным причинам. Прочитав большое количество, начинаешь выделять тех авторов, которые хорошо владеют русским языком, кто держит интригу, у кого прописаны персонажи детально, то есть, есть материал, с которым было бы интересно работать. Основываться на тексте автора, раскрывать, вытаскивать, и строить из этого уже мир. Все это есть в пьесах Александра Коровкина.
- Чем конкретно Вам понравилась пьеса «Тетки»?
- Она мне понравилась тем, что, во-первых, у нее хороший литературный язык, во-вторых, здесь интересные персонажи, в-третьих, лихо закручена интрига, которая нарастает, как снежный ком.
И еще один важный момент в том, что, когда сейчас много различных негативных новостей, тревожных, мне хотелось, чтобы зрители, придя в зал в это время, могли как-то отвлечься от всех этих новостей и погрузиться в какой-то другой мир. Может быть, он не совсем реальный.
Пьесы Коровкина – добрые и притягательные.
«Пьеса должна зацепить»
- А как давно задумали эту постановку?
- Я прочитала эту пьесу в июне. Как раз мы только вышли из пандемии, и особенно остро хотелось чего-то смешного, и не просто смешного, а чтобы в этом смешном был смысл. В этой пьесе основа все-таки детективная. Там есть несколько конфликтных ситуаций, которые нужно решить. Герои будут выкручиваться и пытаться все поставить на свои места.
- Алина Николаевна, а как вообще рождается спектакль? Расскажите, пожалуйста, как работает театральная «кухня»?
- Когда берешь пьесу, прежде всего она должна зацепить, она должна понравиться и нужно найти все-таки то, про что будет эта пьеса. Нужно найти ответ на вопрос: что бы я хотела сказать этой пьесой зрителю, то есть, с какой мыслью он должен по идее уйти после спектакля из зрительного зала.
На следующем этапе я для себя решаю, что я с этим буду делать. Я должна понять, насколько это актуально для данного времени и для зрителя, насколько это укладывается на труппу. Проходит распределение ролей, и уже после того, как выходит приказ, мы собираемся все вместе и читаем. Прочитали и дальше начинаем репетиции на ногах. У меня, как правило, достаточно короткие «застольные» периоды, предпочитаю все сразу решать уже на месте, и там я даю актерам возможность творчества. Я знаю для себя, что я хочу видеть в каждой сцене, но я не придерживаюсь дрессировки.
«Я предлагаю актерам свободу»
- Вы предлагаете актерам творческую свободу?
- Да, я предлагаю актерам свободу, потому что таким образом мою идею можно ярче раскрасить. И тогда получается такое сотворчество.
- Вы, кажется, всегда работаете с балетмейстером Еленой Егоровой и художником-постановщиком Светланой Архиповой. И на этот раз Вы с ними в связке?
- Да. И в этот раз мы работаем вместе. Яркое цветовое решение, стильные костюмы, зажигательная хореография.
- Что-то новенькое будет, такое вот, чем удивите? Может быть какая-то неожиданная музыка?
- С Сергеем Хандриком мы всегда очень тщательно выбираем музыку. Вначале искали от чего можно оттолкнуться. Тема постепенно сама стала вырисовываться и привела к одному очень известному и очень всеми любимому танцу.
«Я абсолютно довольна и считаю, что я сделала правильный выбор»
- Кто из актеров будет играть в этом спектакле?
- В «Тетках» задействована заслуженная артистка России Ирина Голованова. С ней в репетиционном процессе мы ранее совместно не работали, то есть, чтобы от читки пьесы и до премьеры. Она работает в спектаклях «Хитроумная влюбленная» и «Таинственная история о двух половинах», но это были вводы. В первый раз проходим мы этот путь и с Верой Дуплий. Это две главные роли.
Также ранее я не работала с Николаем Солдаткиным, который пришел к нам в этом сезоне и хорошо вписался в труппу. Он работает в паре с Сергеем Бокаревым, который тоже играет Роберта – племянника двух главных героинь. Второй племянник – Эрик – Александр Кащаеев – с ним я много работала. Есть невеста Роберта – Инга, ее играет Марина Лукашова. Чиновник Бабакин – Александр Какшаров. Полицейский Кувыкин – Константин Юхневич.
- Алина Николаевна, а как подбираются актеры? Как режиссер видит в конкретном актере образ какого-то персонажа?
- Залога успеха – это, конечно же, – правильное распределение ролей. Если это происходит, то работать одно удовольствие.
Сейчас я абсолютно довольна и считаю, что сделала правильный выбор. Пьеса теплая и очень динамичная.
«Дом – это место, где тебя ждут»
- А по продолжительности каким будет новый спектакль?
Спектакль будет обязательно с антрактом, потому что в таком темпе существовать без передышки достаточно сложно. Думаю, что Роберт к концу спектакля будет просто выжат.
- Вы рассказывали, что каждым своим спектаклем что-то хотите сказать зрителям. Что этим спектаклем Вы скажете нашему смоленскому зрителю?
- Смоленскому зрителю я бы хотела сказать, что нет ничего важнее, чем семья. И семья – это не то место, где люди раздражаются, где люди не любят друг друга, где каждый старается решить свои проблемы. Мне хотелось, чтобы дом все-таки был тем местом, куда ты приходишь, чтобы можно было отдохнуть. Дом – это место, где тебя ждут, где тебя примут любым и будут любить за то, что ты просто есть. В этом и есть сила семьи.
И мне хотелось бы, чтобы люди уходили со спектакля с этой частичкой тепла.
«Любить и ценить свою профессию»
- Алина Николаевна, Вы готовите премьерный спектакль к 27 марта – ко Дню театра. Расскажите, пожалуйста, о том, что именно для Вас значит этот праздничный день?
- Для меня День театра всю жизнь был праздником, поскольку я воспитывалась в театральной семье. Поэтому для меня – это, наверное, один из самых любимых праздников.
- Чтобы вы пожелали своим коллегам и зрителям в свой профессиональный праздник?
- Я бы пожелала своим коллегам, прежде всего, любить и ценить свою профессию, потому что она, наверное, самая замечательная, и она дает очень много позитивных эмоций. Ты понимаешь, что работаешь не только для себя и на хлеб насущный зарабатываешь, но ты приносишь какое-то тепло людям. Для меня кажется это очень важным.
И в рамках данного спектакля хочу пожелать актерам и зрителям хороших семейных теплых отношений, которые очень важны.
Фото: из личного архива Алины Сорокиной
Ольга Курцева