Анри Матисс: «Краски должны будоражить чувства…»
Культура

Анри Матисс: «Краски должны будоражить чувства…»

20 марта 2021 года в 15:30

В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка литографий «Анри Матисс. Взгляд». В экспозиции представлены 120 оттисков с работ французского художника и философа, которые сопровождаются текстами из его статей, книг, писем и размышлений…

Взгляд изнутри

Анри Матисс в своём творчестве многогранен и разнообразен. Его работы невозможно охарактеризовать лишь в рамках какого-то конкретного направления, поскольку художник постоянно стремился выходить за любые ограничения. И эти 120 литографий, представленных на выставке, – лишь попытка показать основные направления его творческих поисков.

– Среди мастеров Западной Европы двадцатого столетия Анри Матисс занимает исключительное место как художник и мыслитель, – считают организаторы выставки. – Яркий, огромный талант художника во многом определил развитие современного изобразительного искусства почти во всех возможных его проявлениях. Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске, обобщив в своём творчестве духовное богатство и лучшие черты культуры прошлого, и новаторство современности. Замечательный живописец, рисовальщик и гравёр, иллюстратор и мастер оформления книг, монументалист-декоратор, театральный художник, скульптор, керамист, мастер гобелена и витража, создатель нового вида декоративного искусства – таким был широчайший творческий диапазон Матисса.

Интересный факт: Матисс вовсе не собирался быть художником, окончив юридическую школу и начав работать в адвокатской конторе. Тягу к творчеству в нём разбудила болезнь. Молодой человек долго восстанавливался после операции аппендицита, и мать, чтобы сыну не было скучно, подарила ему коробку с красками. Матисс начал рисовать и неожиданно обнаружил, что ему это нравится. Позже, вернувшись в адвокатское бюро, он уже не смог отказаться от рисования, посвящая ему любую свободную минутку: утром перед работой, в обеденный перерыв и по ночам. А потом и вовсе, несмотря на возражения отца, становится художником.

Название выставки «Взгляд» отсылает нас к книге «Взгляд из Москвы», написанию которой способствовала последняя возлюбленная художника – Лидия Делекторская. И, конечно, такая параллель не случайна. Это не только взгляд зрителя на работы художника, но и взгляд самого Анри Матисса на собственное творчество, благодаря которому он мог создавать свой мир, преображая действительность до неузнаваемости.

Среди прочего, он известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин» – таково было стойкое убеждение художника.

Глазами не увидеть

Визуально экспозиция разбита на три основных блока: портреты, интерьеры, декупажи.

Жанр портрета занимал особое место в творчестве художника на протяжении всей его жизни. Однако отправной точкой в создании всех его образов была отнюдь не внешняя точность, а отражение чувств, которые модель возбудила в авторе. Усиление передачи эмоции за счёт предельного упрощения форм.

«Как-то мне сказали, что я не вижу женщин такими, какими их изображаю. Я ответил: «Если бы я встретил такую женщину в жизни, то в ужасе убежал бы от неё». Но, во-первых, я создаю не женщину, а картину… Их формы не всегда совершенны, но всегда выразительны», – признавался Анри Матисс.

В этом жанре художник запечатлел и трёх самых главных женщин в его жизни: жену Амели, дочь Маргарет и последнюю возлюбленную Лидию Делекторскую.

«Мадам Матисс. Женщина в шляпе» была написана в 1905 году, когда Матисс решил использовать в своих работах только классические оттенки, а не смешивать цвета. Однако публика не оценила его новаторства, посчитав портрет оскорблением творчества. А случайное высказывание критика Луи Вокселя, назвавшего подобных живописцев дикими зверями, закрепилось как название нового течения – «фовизм».

«Портрет мадам Матисс. Зелёная линия» – ещё одна работа того же времени, где художник изобразил свою жену Амели. И этот портрет не вызвал восхищения публики, посчитавшей его слишком уродливым.

– Матисс отличался тем, что всегда писал душой, то есть писал то, что чувствовал, как понимал, как видел сам, – поясняют организаторы выставки. – Возможно, это виденье не всегда соответствовало привычным критериям, но от этого оно было не менее, а скорее более глубоким. Художник наслаждался игрой красок. Некоторые критики утверждают, что такое цветовое решение довольно смелое даже для полотен Матисса, однако именно эта насыщенность цветовой гаммы, сочетание, казалось бы, несочетаемых тонов позволили художнику отобразить истинный характер этой женщины.

Свет в окне

Интерьеры Матисса тесно связаны с образом окна. Это любимый мотив художника и единственная в его творчестве определённая форма в пространстве, с которой он производит многочисленные эксперименты.

– Окно давало художнику повод для осмысления вечных тем изобразительного искусства. Оно же являлось и проблемой для творческого вдохновения, требуя сочетать трёхмерный мир и плоскость холста. Его окно – это пространство в пространстве, мир в мире. Фактически же – портал, вход в другой мир.

Матисс создал целую серию удивительно красочных работ, где окно наряду с персонажами в интерьере занимает особое место. Этот мотив впервые появился у художника ещё в бытность его службы в конторе присяжного поверенного, и он возвращался к нему всякий раз, когда оказывался в безвыходном положении или интуитивно чувствовал нависшую угрозу.

Впервые Матисс написал открытую дверь, скорее напоминающую большое окно, летом 1896 года. В работе «Открытая дверь. Бретань» нет ни фигур, ни признаков натюрморта, ни намёка на пейзаж – лишь строгая геометрическая комбинация углов и прямых линий, окаймляющих распахнутую дверь, сквозь которую в тёмный коттедж вливается яркий солнечный свет.

Однако самое известное из «окон» – крохотное окно «Мастерской на чердаке». Работа 1903 года выдержана в мрачной серо-коричневой гамме, контрастирующей с потоком сияющего солнечного света.

А вот «Французское окно в Кольюре» Луи Арагон считал самой загадочной из картин Матисса. Художник создал её в сентябре 1914 года. Сюжет – открытое окно, но упрощённое до схематизма. Причём на этот раз автор сделал всё с точностью до наоборот: чёрную пустоту открытого окна обрамляли выбеленные солнцем деревянные ставни, написанные мазками нежно-голубого, серого и бирюзового.

Танец в стиле «джаз»

В последние годы жизни Матисс увлёкся искусством декупажа, создавая аппликации при помощи обыкновенной цветной бумаги и ножниц. По мнению критиков, они «производили потрясающий эффект симфонического цветового звучания, ритмической музыкальности линий и абсолютной композиционной гармонии».

В начале 1945 года он сказал дочери, что масляные краски и холст для него – пройденный этап. «Живопись для меня, похоже, закончилась… Я – за декоративное искусство, где могу использовать всё, чему научился за свою жизнь».

Матисс работал быстро и решительно, без всякого напряжения. Скользящие пальцы художника гипнотизировали наблюдавших за движением ножниц в его руках – недаром он любил сравнивать себя с акробатом или жонглёром. А ещё утверждал, что «это похоже на танец».

Серия цветных декупажей, переданных в литографиях, была объединена Матиссом в альбоме «Джаз». Все они посвящены цирку.

В одних случаях зрительные образы легко угадываются, в других намёк трудно понять без пояснительной надписи. Детское чистосердечие и радость смыкаются с глубокомыслием достигшего старости художника. Здесь царит полная откровенность, полная свобода воображения.

Серия открывается изображением клоуна на фоне чёрного пролёта. Он стоит, как бы зазывая людей, приглашая следовать за ним. Его фигура выделяется белизной, точно засыпанная белой пудрой. А красные пятна – намёк на румяна на щеках…

Воспользуемся же этим своеобразным авторским приглашением, чтобы перенестись в его мир гармонии, радостного покоя и счастья. Выставка «Анри Матисс. Взгляд» будет открыта до 18 апреля.

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

Алина Сорокина: «Тема семьи – самая основная»
В Смоленске отметили народный праздник «Сороки»