Мозаика лоскутного творчества
Культура

Мозаика лоскутного творчества

12 января 2021 года в 14:00

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка декоративно-прикладного творчества «Страницы лоскутного альбома». В экспозиции представлены работы участниц московского клуба «Лоскутова», а также известных мастериц Галины Красниковой, Ларисы Лукьяновой и Веры Щербаковой…

Идеи для творчества

Открывать выставку в Смоленске приехали руководитель клуба «Лоскутова» Наталья СЕРАФИМОВА и художник Лариса ЛУКЬЯНОВА. Кстати, идея показать «Страницы лоскутного альбома» у нас принадлежит как раз этим двум женщинам.

– Идея выставки родилась случайно, – признаётся Наталья Серафимова. – Надеюсь, она привлечёт внимание местных рукодельниц, которые хотят получить какие-то идеи для творчества, пополнить свой багаж новыми приёмами. Тем более что выставка будет интересна всем. Работа с цветом даёт настроение, помогает погрузиться в мечту, остаться наедине с мыслями. Мы все радуемся жизни и заряжаем пространство положительной энергией – так в мире становится немного больше добра, тепла и света.

Удивительные работы, представленные в экспозиции, и впрямь оставляют впечатление яркого фейерверка из цвета и эмоций. Радужные квилты, собранные из множества маленьких элементов. Картины, «написанные» тканью. Великолепные панно, напоминающие роскошные гобелены в царских апартаментах. Одежда, способная украсить любую модницу…

У каждой из мастериц – свой стиль и предпочтения. Это легко читается в их работах, каждая из которых уникальна. Галина Красникова владеет десятками текстильных техник, выбрав основным направлением в творчестве арт-квилт. Её работы, очень изящные, эстетские, выполненные с ювелирной аккуратностью, широко известны далеко за пределами страны. Вера Щербакова любит экспериментировать и использовать в своём творчестве кроме текстильных лоскутков тесьму, пуговицы, металл и даже компьютерные диски. Лариса Лукьянова «пишет» тканью коллажи и шьёт дизайнерскую одежду, в которой можно ходить не только по подиуму.

Картины тканью

Лариса Лукьянова – выпускница худграфа Смоленского пединститута, и потому быть здесь ей особенно приятно.

– Мы предполагали, что открытие выставки пройдёт немного в ином формате, планировали дефиле. Но ситуация поменялась, и нам пришлось живой показ заменить слайдами презентации. А моя одежда, которая представлена здесь на манекенах, – из разных коллекций, чтобы можно было рассказать о разных приёмах работы с текстилем и разных техниках.

– Помимо одежды здесь представлены и ваши коллажи, которые издали я приняла за живописные картины…

– Это и есть картины, только вместо красок я использую текстиль. Основа, как у любого живописца, – холст на подрамнике. На нём я собираю композицию из лоскутков и тканей различной фактуры. А поверх ещё выстёгиваю вручную – это добавляет работе воздуха, она получается похожей на полотна импрессионистов.

Помимо тканей я использую авторскую бумагу, кружево, салфетки, винтажные элементы – всё, что кажется мне интересным.

– Карандашные наброски для своих работ вы тоже делаете?

Обязательно. А если это большая работа, делаю и подмалёвок, чтобы композиционно разложить ткани. Сначала цветовые пятна, а потом идёт деталировка.

Кстати, эти коллажи – результат коронавируса. Я создала их благодаря самоизоляции, поскольку смогла выпрыгнуть из череды выставок и заняться творчеством. Появилось время, и я, сидя дома, работала, работала, работала…

– Лариса, а почему текстиль? Откуда столь необычный для художника выбор?

– Текстиль – очень интересный материал, его возможности в творческом плане просто безграничны.

Конечно, я открыла это для себя не сразу. Так часто бывает: мы не придаём особого значения тому, что доступно, к чему привыкли. Поскольку моя мама всегда шила, у меня никогда не было вещей, купленных в магазине. И я сама шью – для меня это так же естественно, как готовить обед или завтрак. И в какой-то момент я просто поняла, что тканью можно пользоваться и для создания картин.

В нас сильны шаблоны, но если от них отойти, то получаются вот такие открытия. Это мой путь в творчестве, и я с удовольствием иду по нему. И буду рада, если он вдохновит и других…

Лоскутное братство

Наталья Серафимова, руководитель клуба «Лоскутова», – идейный вдохновитель и технический дизайнер большинства коллективных работ. Каждая из них задумывается как проект, в котором одновременно заняты несколько человек, выполняющих каждый свою часть.

– Вот звезда из восьми лучей. В ней каждый делал свой лучик. Вот этот – мой, мне нравится работа посложнее. А маленькие цветочки по центру на нашем языке называются «йо-йо». Это своеобразная визитная карточка клуба. Их делала наша старейшая участница, которой уже 81 год.

Клуб «Лоскутова» возник в 2001 году из выпускников курса Лилианы Совцовой «Лоскутное шитьё». Она же стала и первым его руководителем. Да и авторство в названии принадлежит тоже мастерицы, предложившей объединить в нём слова «лоскутное товарищество».

– Наш клуб особенный, потому что Лилиана Совцова – очень творческий человек. Она буквально заразила нас лоскутным шитьём. И две работы на этой выставке – «Звёздный хоровод» и «Звёздные перекрёстки» – выполнены ещё под руководством мастера.

С 2003 года клуб «Лоскутова» принимает активное участие в творческой жизни России и зарубежья. Его участники – дипломанты и призёры многочисленных фестивалей, конкурсов и выставок. Своим мастерством и творческими находками они с удовольствием делятся с коллегами.

– Творчество не только тренирует руки и будоражит мысль, но и лечит душу. Оно приводит в медитативное состояние, переключает, восстанавливает и даёт заряд на перспективу.

В общем, имеет смысл собирать хорошую компанию из родных и друзей и отправляться на выставку «Страницы лоскутного альбома». Тем более что вход на неё свободный…

Для справки

Лоскутное шитьё (или пэчворк в английском варианте) – вид рукоделия, в котором по принципу мозаики из кусочков ткани сшивается цельное изделие. Современные мастера в этой технике выполняют также объёмно-пространственные композиции.

Интересно, что сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани издревле существовала у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи примерно в 980 году до нашей эры. В одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. А в 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный в X веке из множества кусочков одежд паломников.

На Руси издавна практиковалось бережное отношение к ткани – как произведённой дома, так и покупной. Однако шитьё из лоскутов получило широкое применение лишь во второй половине XIX века – с появлением в продаже заграничного ситца. А своего пика этот вид рукоделия достиг в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных тканей и появились швейные машины.

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. Однако после Октябрьской революции этот вид творчества не вошёл в перечень поддерживаемых государством. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи.

Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах, тогда же началось и его изучение. Лоскутное шитьё стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром ДПИ.

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

Смолян приглашают на выставку, посвящённую теме Великой Отечественной войны
Смолян приглашают на открытие выставки художника Александра Романова