Константин Куликов: «Я художником родился…»
В Доме художника открылась персональная выставка скульптора Константина КУЛИКОВА, посвящённая 40-летию его творчества. Экспозиция визуально поделена на две части: в одном зале представлено его монументальное творчество, в другом – декоративные композиции из сварного металла. Правда, самих работ выставлено мало – в основном фотографии. Но и по ним можно проследить некие тематические предпочтения автора…
Доказано выставкой
– Работ много. И когда я задумывал эту выставку, в голове периодически возникал некий чиновничий голос: «А чем докажешь?» Доказываю выставкой, что все эти годы я работал, и сделал немало.
Нынешняя экспозиция получилась больше информативной, нежели художественной. Здесь много фотографий, на которых видно, где стоят мои работы. То есть это выставка не станковой скульптуры, а монументальных вещей, которые я делал для Смоленска и Смоленщины.
Вначале я волновался, а потом, когда всё уже было готово, даже самому стало интересно походить-посмотреть. Думаю, и людям это будет любопытно увидеть.
Вообще, каждую свою выставку я стараюсь сделать иной, отличной от предыдущих. Сам удивился, когда подсчитал, что здесь, на Смоленщине, уже прошло 18 моих персональных выставок. И все они были разными. На одной основной темой была женская натура, на другой – патриотические работы. Например, в прошлом году в Сычёвке я сделал выставку, посвящённую Великой Отечественной войне.
А работ в мастерской много. Есть живопись, графика, скульптура…
– Скульптура – это понятно. А вот про живопись и графику в вашем исполнении я даже не слышала…
– До неё просто пока не доходит. В этом году я всё собирался показать её в своём любимом городе Ельне, но как-то не сложилось: пандемия, самоизоляция, ограничения… Впрочем, я не оставил эту идею. И думаю, что первую подобную выставку я всё же сделаю там, в маленьком помещении, а потом уже покажу в Смоленске.
– Почему вы называете Ельню любимым городом?
– У меня там хороший памятник стоит, посвящённый женщине-солдатке. Я считаю, что эта тема незаслуженно забыта у нас – женщины во время Великой Отечественной и вообще женщины в стране. Хотя, по моему мнению, женщины – это основа основ, самое главное. Они творят настоящее. Мы, мужчины, всё куда-то в будущее глядим, а живём в уюте, который создают женщины.
– Эту скульптуру вы делали с конкретной модели?
– Нет, это собирательный образ. Лицо русской женщины довоенного времени, каким он мне запомнился из кинофильмов той поры.
Но вот что интересно: на открытии памятника в числе почётных гостей была одна пожилая женщина, вдова солдата, очень похожая на ту героиню, которую я изобразил.
Мысли в форме
– Константин, сорок лет творчества – дата серьёзная. Вы ведёте этот отсчёт с какой-то конкретной даты?
– Да. Сорок лет назад я окончил Владимирское художественное училище. Тогда же в его стенах состоялась и первая моя творческая выставка. Я представил там четыре портрета моих друзей-сокурсников и много декоративных вещей. Вот, собственно, оттуда я и меряю свой срок.
– Почему именно скульптура? Что было основной мотивацией при выборе специализации?
– А не было никакой мотивации – я скульптор с детства. Можно сказать, что я родился скульптором.
Помню, как мне маленькому подарили коробку с пластилином. И я лепил, не замечая времени. А потом после долгих мытарств – службы в армии и учёбы на кузнеца – я попал в училище, в мастерскую Льва Васильевича Кудряшова. И там я уже окончательно понял, что я скульптор и только скульптор. Вошёл в класс, где пахло пластилиновым воском, вспомнил свою детскую страсть и больше уже ей не изменял. Это то, без чего я просто не мыслю себя как художника.
– А какому виду скульптуры вы отдаёте предпочтение: станковой или фундаментальной?
– Для меня важна сама скульптура как средство, с помощью которого можно выразить своё отношение к действительности, поделиться своими мыслями и эмоциями.
Конечно, станковая скульптура немного проще – ошибки в ней не столь видны и не настолько значимы, как в монументальной. Последняя требует большей выверенности и более серьёзного отношения ко всему. Она же приносит нам хоть какие-то средства. Потому что станковая скульптура сейчас практически не продаётся. Государство не закупает эти произведения давным-давно, у частника тоже денег нет. А любая скульптура затратна. Например, чтобы сделать даже самую маленькую бронзовую работу, нужны десятки тысяч рублей.
Правильный настрой
– Да, последнее время – не лучшее для скульпторов…
– Собственно, хороших времён для нас никогда и не было. Государство – и не только наше – много средств на эту деятельность не выделяет. Хотя памятников ставится много. В той же Москве один за другим открывают. У нас в области есть завод художественного литья, и там без заказов не сидят.
На мой взгляд, мало декоративной скульптуры делается. А в Смоленске её вообще нет – просто не заказывают. При этом памятники известным личностям – тема востребованная.
– В этой связи можно упомянуть недавно открытый вами памятник фантасту Александру Беляеву…
– Это наше общее детище с моей супругой архитектором Натальей Куликовой. Вообще, все мои монументальные проекты я делал вместе с ней. Мы вместе уже 35 лет, и она мне помогает жить в прямом смысле.
А с памятником писателю-фантасту Александру Беляеву была целая история. Создавались какие-то инициативные группы, собирались деньги… Наконец процесс завершён: к нашей общей радости памятник открыт. И память писателя, неповторимого в творчестве, увековечена в городе, где он родился и жил.
– Кстати, у вас много работ – портретов известных личностей: княгиня Тенишева, фельдмаршал Кутузов, князь Ростислав, поэт Михаил Исаковский… Такие произведения требуют какого-то особого настроя?
– Безусловно. Предварительно приходится изучать соответствующий материал, находить информацию. И прежде чем подойти к технической стороне процесса, я полностью окунаюсь в историю своего героя.
А вообще, любая работа начинается с настроя. Я обязательно должен вжиться в образ, почувствовать его.
– Константин, за сорок лет вы уже ответили себе на вопрос, что для вас главное в творчестве?
– Нет. Творчество – это бесконечный поиск. И здесь есть определённая трудность, которая заключается в самом виде искусства – скульптуре. Здесь от творческой задумки до воплощения проходит очень много времени и надо сделать слишком много технического. Поэтому я называю скульптуру немножечко неповоротливой.
Мне всегда хочется лепить, чтобы сказать что-то новое. Но воплощение идей в материале очень сильно тормозит процесс. В результате, когда смотришь на своё творчество, всегда хочется что-то исправить, дополнить…
А вообще, у каждого художника, особенно в последнее время, периодически встаёт вопрос: зачем я всё это делаю? Я для себя ответил на него много лет назад. Затем, что я родился художником и по-другому не могу. Я делаю эти работы в первую очередь для себя. Потому что это мои мысли, моё видение состояния действительности, воплощённое в каких-то материалах. Потому что я без этого просто не могу жить…
Для справки
Константин Куликов родился в 1957 году в деревне Лаврово Владимирской области. Окончил художественно-графический факультет Витебского государственного педагогического института. В Смоленске с 1983 года.
Автор памятников князю Ростиславу в Рославле, «Матери-солдатке» в Ельне, «Погибшим односельчанам» в посёлке Ворга Ершичского района.
«Константин Куликов – скульптор яркий, самобытный. Его талант многогранен. Превратить бездушный, бесформенный камень, металл или глину в произведение искусства под силу только настоящему мастеру. Его трудолюбие и новаторство вызывают восхищение. В сильных руках скульптора рождаются как утончённые, преисполненные романтики композиции, так и работы, отличающиеся драматизмом» – так оценивают творчество скульптора критики.
Произведения Куликова входят в собрания музеев и галерей в Смоленске, Калининграде, Рославле, Ельне, Починке, Вильнюсе (Литва) и Орше (Беларусь).
Фото: Виктор МИНЧЕНКО
Ольга Суркова