Под крышами Монмартра
Культура

Под крышами Монмартра

3 декабря 2020 года в 09:19

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка «Блюз над Парижем». В экспозиции представлена печатная графика трёх известных художников: Пьера Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и Андре Массона. Мастера, работавшие в абсолютно разных манерах, и всё, что их объединяет, – искусство и Париж. Город творческой свободы, где раскрылся их талант. Город, всегда привлекавший художников-бунтарей. Город, где на узких улочках Монмартра и Монпарнаса много лет звучит особая музыка, которую слышат лишь те, кто способен повторить её на холстах и бумаге…

Все дороги ведут в Париж

«Блюз над Парижем» – это выставочный проект московской компании «АРТГИТ», которая давно и активно сотрудничает с КВЦ. Его привлекательность – в том, что в одном экспозиционном пространстве размещены работы трёх больших мастеров XIX–XX веков, выполненные в технике офорта, литографии и гелиогравюры.

– Выставка очень интересная, – замечает заслуженный художник России Нина АГЕЕВА. – Три великих художника и такие разные. Ренуар, чьи литографии и офорты несут на себе печать художника-живописца: они мягкие, воздушные, поэтические. И вдруг – Пикассо с его невероятным темпераментом и непосредственностью восприятия. Меня поражает чистота и точность линий в его работах. Тем более что речь идёт о рисунке, где всё, включая композицию, решается сразу, без эскизов. Массон – уже совершенно другой: в его работах можно увидеть изящную графическую линию, но уже без темперамента Пикассо.

Париж вынесен в название выставки неслучайно. Все три художника в разное время там жили и, инфицированные его особой эстетикой, решались на самые смелые эксперименты. Да и сама экспозиция – как раз результат такого эксперимента, поскольку все трое стали известными благодаря своей живописи, а здесь представлены как графики.

– Графика – удивительная вещь, – замечает заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – Она камерная, тихая. Её надо внимательно рассматривать, и тогда можно увидеть, какие штрихи у Пикассо, как плавно переходят оттенки цвета у Ренуара. Мне из этих троих художников ближе Пикассо. Когда я вижу его формальные натюрморты или эти графические работы, где столько придумано, столько сложностей, фактур, переходов – это приводит меня в восторг. Ренуар делает всё более натурально. Он не использует все возможности техники. И у него получается такая тихая пастораль, красивая открытка, а у Пикассо – страсть, темперамент…

Изображать лучшее

Экспозицию открывают литографии Пьера Огюста Ренуара – одного из основных представителей импрессионизма. Солнечный художник, приверженец радостных и визуально красивых полотен. Его работы наполнены особым внутренним светом настолько, что невольно передают его зрителю, становясь для того источником позитивных мыслей и чувств. «В мире столько всего неприятного и докучного, что ещё и писать это – лишняя трата времени. Моя задача – изобразить лучшие стороны мира» – так когда-то обозначил своё творческое кредо сам Ренуар.

Его родители переехали в Париж, когда мальчику было всего три года. И он рос под влиянием особой эстетики этого города. Дар художника проявился у Огюста ещё в детстве. Когда ему исполнилось тринадцать, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. А по вечерам посещал школу живописи.

Потом была Школа изящных искусств при Академии живописи, где Ренуар знакомится с молодыми художниками, с которыми в 1872 году создаёт «Анонимное кооперативное товарищество». Первая выставка товарищества закончилась провалом, а их самих стали называть импрессионистами. Это слово вначале звучало как оскорбление и только спустя годы стало обозначать признанное во всём мире направление в живописи.

В экспозиции выставки много портретов, благодаря которым Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. Узнаваемы и его работы из серии «Купальщицы», где линии рисунка впервые стали более чёткими и определёнными, а краски сдержаннее и холоднее…

Многосерийное искусство

Графика Пабло Пикассо представлена двумя сериями: «Пикассо и человеческая комедия» и «Калифорнийский альбом». Первая делалась художником во время глубокого кризиса в личной жизни, вторая – когда рядом с ним уже появилась новая муза, Жаклин Рок. Как раз после женитьбы на ней Пикассо и переехал на виллу «Калифорния» на востоке Канн.

Кстати, из трёх экспонентов только Пабло Пикассо являлся представителем собственно Парижской школы. Этот термин подразумевает интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в столицу Франции в первые десятилетия XX века. У них не было общих программ – каждый придерживался собственного авторского стиля. Их связывало лишь стремление к свободному эксперименту и профессиональному общению. Они жаждали научиться новому и создать небывалое – что многим из них удалось, после чего в современном искусстве появились фовизм, дадаизм, кубизм, орфизм, экспрессионизм и сюрреализм.

– Изюминкой выставки можно назвать впервые экспонируемые у нас работы Андре Массона из серии «Эпизоды», – поясняет специалист КВЦ имени Тенишевых Ольга ИВАНОВА. – Этот мастер не так широко известен, как Пикассо и Ренуар. Да и сам он позиционировал себя не художником, а иллюстратором. Он много общался с поэтами и писателями, жившими в Париже в первой половине прошлого века, иллюстрировал их книги. Массон работал в разных жанрах, и специалисты считают его предтечей абстракционизма.

Три имени, три судьбы, три мастера, которые, сохранив в творчестве черты национальной принадлежности, смогли найти свой путь и свой стиль, легко узнаваемый при взгляде на любое из произведений, хранящих темперамент автора и его жизненную философию. Объединённые в рамках одного экспозиционного пространства, эти работы позволяют зрителю не только познакомиться с творчеством трёх великих, но и проследить смещение акцентов в сторону личностного восприятия художниками окружающего мира.

– Сейчас часто можно услышать, что на Западе ничего нет, кроме абстракции, – говорит художник Сергей БОГОМОЛОВ. – Эта выставка показывает абсурдность таких утверждений. Здесь представлено фигуративное искусство, в основе которого – классическая школа с её знанием человека и законов красоты, композиции, цвета. Наверное, это и объединяет сегодняшних экспонентов, работы которых дополняют друг друга.

Рисунки на камнях

Ещё один вопрос, неизменно возникающий на подобных выставках: можно ли считать такие произведения подлинниками? Специалисты единодушны: можно. Просто печатная графика, в отличие от уникальной, даёт возможность тиражировать работы. Причём количество копий в тиражах зависит от желания автора и выбранного им способа печати.

На выставке представлены офорты, гелиогравюры и литографии. В основе первых двух – технология глубокой печати. Только если офорт – это гравюра на металле, где для создания изображения поверхность печатной формы травят кислотами, то в гелиогравюре форма изготавливается уже с применением фотографических и химических процессов. Диапозитив копируют на бумагу со светочувствительным желатиновым слоем, затем переносят его на медную пластину, покрытую асфальтовыми зёрнами, образующими растр. В результате на пластине получается желатиновый рельеф различной толщины в соответствии с насыщенностью тонов изображения. А при дальнейшей обработке раствором хлорного железа на ней образуются углубления. Этот способ отличается высоким качеством воспроизведения, хотя и малопроизводителен.

– А литография – это рисунок на камне, – объясняет Вера САМАРИНА. – Эта техника удивительная – в ней для изготовления форм используются специальные камни. Они известнякового происхождения и добываются в горах Саксонии. Толстый, сантиметров 15–20 в толщину, камень надо отшлифовать, отполировать, обезжирить. На подготовленную таким образом основу рисунок наносится жирным карандашом или тушью. Причём художник рисует не просто без эскизов, но ещё и в зеркальном отображении. А дальше – работа печатника, от чьего мастерства тоже очень многое зависит.

Особенность литографии – в том, что таким способом можно сделать до тысячи качественных экземпляров. Причём каждый цвет наносится и печатается отдельно.

– Эта техника уходящая, – продолжает Вера Евгеньевна. – Когда-то даже наш Монетный двор печатал деньги на литографских камнях. И всё наше детство прошло с иллюстрациями в книгах, выполненными в этой технике. А работы, представленные здесь, на выставке, вызывают просто восторг. Это результат высочайшего мастерства художника и печатника. У того же Ренуара такие тонкие переходы – очень сложно передать. Это очень трудоёмко, требует многих технологических вещей, но очень интересно.

Собственно, благодаря этим техникам мы сегодня и можем наслаждаться графикой Ренуара, Пикассо и Массона. Поскольку уникальные рисунки – вещь штучная и не настолько доступная большинству зрителей…

Выставка «Блюз над Парижем» будет открыта до 17 января 2021 года.

Фото: КВЦ имени Тенишевых

Ольга Суркова

В следующем году в Смоленске издадут книгу поэта Алексея Мишина
Константин Куликов: «Я художником родился…»