Алина Сорокина: «Аплодисменты показали то, насколько зритель принял этот спектакль...»
К 77-летию со Дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков на главной сцене региона состоялась премьера спектакля «Судьба человека» по одноименному рассказу Михаила Шолохова.
Режиссер-постановщик Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова Алина Сорокина рассказала, что эта постановка готовилась к 75-летию Великой Победы и должна была пройти еще 30 марта, но из-за ограничительных мер, введенных в связи с пандемией COVID, зритель ее смог увидеть только 25 сентября. Нам удалось побеседовать с Алиной Николаевной сразу же после премьерного спектакля. Предлагаем читателям «Смоленской газеты» это интервью.
- Алина Николаевна, во время ограничительных мероприятий на официальной страничке Смоленского драмтеатра одной из социальных сетей проходил проект к 115-летию со дня рождения Михаила Шолохова. Это была аудиоверсия спектакля «Судьба человека»?
- Нет, это был не спектакль. Мы читали рассказ «Судьба человека». То есть, мы делили текст между актерами и каждый читал свою часть. Это был, своего рода, предвестник того, что спектакль все-таки будет, мы выйдем, будем работать и покажем его зрителю. Это была как бы реклама предстоящему спектаклю.
- Именно 25 сентября 2020 исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Сергея Бондарчука, который снял потрясающий фильм «Судьба человека». Это оказалось просто совпадением или Вы специально премьеру готовили и к этой дате тоже?
- Вы знаете, я сегодня услышала о юбилейной дате Сергея Бондарчука по радио и была поражена. Мы хотели приурочить этот спектакль ко Дню освобождения Смоленщины, поэтому мы выбрали эту дату. То, что у Бондарчука в этот же день юбилей – это уже стечение обстоятельств, то есть это – совпадение, но говорят, что ничего не бывает случайным.
- Как вообще возникла идея сделать постановку по рассказу Шолохова?
- Я не была готова к военной теме, но, когда мне поручили подготовить спектакль к 75-летию Великой Победы сразу вспомнила Михаила Шолохова. Я начала оценивать какие возможности есть у меня, какие возможности есть у труппы, что мы можем сделать, что будет интересно смоленскому зрителю, что будет интересно мне. Ведь нужно же ставить про то, что ты понимаешь, про то, что ты чувствуешь. Начала смотреть что и как. И, естественно, что «Судьба человека» выплыла в моей голове одной из первых. Я же сама из Ростова-на-Дону, и мы там Шолохова знаем с детского сада и «Судьбу человека», конечно же, в том числе. Мне захотелось рассказать «Судьбу человека» современным языком.
- Спектакль получился зрелищным и одновременно трогательным…
- Мы использовали приемы более понятные и ориентированные на подростков. Мы придумывали как сделать так, чтобы удержать внимание современного молодого зрителя.
- Алина Николаевна, музыка, свет и сценография стали единым целым спектакля, помогая эмоциональному восприятию происходящего на сцене. Расскажите немного о «закулисной кухне». Как Вы работаете с главным художником театра Светланой Архиповой, балетмейстером Еленой Егоровой, завмузом Сергеем Хандрыком?
- Интересно работать с людьми, которые тебя понимают и с которыми возможно заниматься сотворчеством. Например, Светлане Вилениновне объясняешь, что ты хочешь и получаешь желаемый ответ. Сергею Михайловичу объясняю, какая музыка мне нужна, чтобы я хотела, и мы нашли очень оригинальную музыку. Например, мы используем музыку, которая не ассоциируется с нацистами, но она хорошо вписалась в сценах с немцами. С Еленой Ивановной у нас получилось хорошо понять друг друга, прочувствовать и сделать хореографические зарисовки в увлекательной форме не очень тяжелой, а в такой киношный манере. Потому что, ну что мы можем нового рассказать о войне? Ведь про нее столько снято и поставлено спектаклей. Это очень сложно специально что-то сделать, привнести свое. Поэтому мы пытались показать миниатюры военной жизни, они порой очень сильно оторваны друг от друга. То есть каждый раз это – зарисовка. Зарисовка одних людей, зарисовка других, зарисовка третьих. В сценах с нацистами у нас практически нет текста, потому что я хотела показать, что фашизм – это машина. Это машина на своем пути все сокрушает. Как начинается сцена в красном цвете после объявления войны, так и дальше в сценах с нацистами все немые – звучит только музыка и только пластика. Телом мы выражаем то, что на самом деле мы в это время чувствуем.
- Очень трогательные сцены и с самым маленьким актером, который играл Ванечку. Как нашли маленького артиста?
- У нас два маленьких артиста – Даня и Арсений. Они замечательные дети, все правильно делают с первого слова. Мальчики занимаются в детской Театральной студии.
- Какие у Вас впечатления сразу после премьеры? Как принял зал спектакль? И сами Вы его как приняли?
- У меня есть специфический момент, когда за день-два до спектакля я на него смотрю, а он уже не мой. Спектакль уже живет самостоятельно. Актеры что-то делают, а у меня ощущение, что я уже совсем к этому не имею никакого отношения. И сейчас я сидела в зале как обычный зритель. Где-то я была растрогана, где-то заплакать захотелось, потом слышу, что кто-то всхлипнул в зале. Значит думаю – не просто молчат, значит все чувствуют, переживают. Ну и конечно же аплодисменты показали то, насколько зритель принял этот спектакль.
Фото: Алексей Курцев
Ольга Курцева